VI Конференция по недвижимости Московской области. Пост-релиз
14 октября 2009 года при поддержке Института фондового рынка и управления, Московской торгово-промышленной палаты и Российской Гильдии Риэлторов Гильдия риэлторов Московской области провела VI Конференцию по недвижимости Московской области.
Подмосковные риэлторы подводили итоги за 10 месяцев 2009 года и разбирались в сегодняшней ситуации на рынке недвижимости Московской области. Открыли работу Конференции: Президент Гильдии риэлторов Московской области Мазурин Николай Михайлович, Генеральный директор Института Фондового рынка и управления Майданюк Виктор Игоревич и Президент-элект Российской Гильдии Риэлторов Полторак Григорий Витальевич.
По словам одного из докладчиков, аналитика рынка недвижимости (PH) Юрия Кочеткова конференция прошла в формате, отличном от аналогичных конференций в глубоко положительную сторону.
Как была построена работа Конференции?
В первой части конференции обсуждались вопросы анализа рынка недвижимости Московской области по секторам.
Ситуацию на рынке новостроек в своем докладе: «Ценовая ситуация на рынке на рынке новостроек Подмосковья. Перспективы и тенденции развития» раскрыл Президент Гильдии риэлторов Московской области Мазурин Н. М. По объему предложения в данном секторе рынка как ни странно наблюдается рост. На начало октября в области продавались квартиры в 550 домах, общая площадь предложений составила примерно 2,5 млн. кв. метров. Прирост объемов предложений с начала года составил около 20%, за последний месяц он вырос на 4%. Лидерами по объему строительства являются Одинцовский район, где с начала года введено 350 тысяч кв. м жилья, Раменский район – 230 тысяч кв. м. Нарофоминский район – 160 тысяч, Мытищинский – также 160. Сегодня средняя цена новостроек в Подмосковье составляет 65,7 тыс. руб. за 1 кв. м (по сравнению с началом года данное жилье подешевело на 6,5-7%). Диапазон цен достаточно велик как по области в целом, как я уже говорил, так и по кольцам удаленности от МКАД.
В городах спутниках, таких как Химки, Балашиха, Красногорск, Люберцы, ценовой диапазон 1 кв. м новостроек 70-110 тыс. руб. На расстоянии 10-20 км новостройки стоят 60-80 тыс. рублей за квадратный метр – это Зеленоград, Подольск, Железнодорожный, Жуковский (20-40 км от Москвы) и в таких городах, как Раменское, Ногинск, Красноармейск девелоперы предлагают к продаже квартиры за 38-75 тыс. рублей. Ну и дальше вглубь Московской области на 50-70-100 км от 45 до 28 тыс. рублей за 1 кв. метр.
О состоянии и развитии вторичного рынка жилья Московской области рассказал аналитик РН Кочетков Ю.В. Юрий Владимирович рассмотрел ситуацию в целом по Подмосковью: как складывается цена за квадратный метр, какие факторы на это влияют и какой будет цена на квадратный метр в Подмосковье в ближайшем будущем. В своем докладе Юрий Кочетков отметил, что цена квадратного метра напрямую зависит от количества денежной массы (агрегат М). Также докладчик отметил, что в феврале – марте 2010 года количество денег возрастет и соответственно в этот же период времени начнет подниматься и цена за квадратный метр.
Игорь Прощенко совладелец компании ООО «Ваш Агент» и портала «Ясобственник.ру» Рассказал о тенденциях и ценовой ситуации на рынке загородной недвижимости. Отдельно, Игорь остановился на проблемах рынка загородной недвижимости: засилья «черных маклеров» и монополизма энергетических компаний. Здесь же, в своем докладе, он предложил и методы решения проблем. Политический метод — проработка законодательных инициатив о полном запрещении частных объявлений по продаже недвижимости. Экономический метод – запуск отдельного, контролируемого государством и общественной организацией портала, где частники могут размещать свои объявления.
О рынке земли Подмосковья сделал доклад Генеральный директор «ГЕО Девелопмент» Максим Лещев. Ситуация на рынке земли такова, что несмотря на незначительное увеличение спроса в последние месяцы, например в оптовых продажах, прослеживается стагнация. Наблюдается увеличение спроса со стороны иностранных инвестиционных компаний в различных секторах бизнеса. Количество предложений увеличилось в 1,5 раза, причем некоторые участки вынужденно продаются по себестоимости. Значительно увеличилось количество земли с измененным юридическим статусом (предложение земель с/х назначения сократилось с 75% до 58%). Наблюдается повышенное внимание со стороны органов власти на земельный рынок. Ведется работа по усовершенствованию законодательства, что влечет за собой серьезные неудобства в работе с земельными участками. Спросом пользуются только земли промышленности размером 0,5 – 5 га и участки в розницу от 6 до 15 соток эконом класса.
Владимир Андреевич Лопатин, Председатель Национальной лиги ипотечных брокеров, затронул тему ипотечного кредитования. В своем докладе Владимир Лопатин отметил, что ситуация на рынке ипотеки за последние месяцы заметно улучшилась. Многие банки начинают открывать ипотечные линейки и в целом государство активно занимается проблемами ипотечного рынка.
Подвел итог аналитической части работы Конференции Генеральный директор Аналитического агентства RWAY Крапин Александр Викторович. В своем выступлении Александр Викторович дал определение кризиса: «С экономической точки зрения кризис является бизнесом сильных игроков рынка. Основной причиной кризиса является сокращение денег в деловом обороте рынка».
Негативные факторы кризиса — ужесточение условий кредитования и формирование отложенного спроса, сокращение числа профессиональных участников рынка. Основные же позитивные факторы кризиса — приведение цен на рынке в соответствие с уровнем платежеспособного спроса.
Вот основные перспективы развития рынка недвижимости в посткризисный период:
- Рынок станет более сбалансированным, особенно по средней стоимости объектов рынка и средним доходам его субъектов
- Цены на рынке жилья снизятся минимум на 50-60% от максимальных значений (сентябрь 2008);
- Деловая активность возрастет в 2-3 раза;
- Начнется быстрое восстановление объемов нового строительства жилья;
- Стоимость ипотечного кредита снизиться до 6-8%;
- Время согласований существенно (в разы) уменьшится
- Стоимость услуг естественных монополистов для застройщиков снизится;
- В большинстве регионов кадастровая стоимость земель будет составлять порядка 20-25% от полной себестоимости строительства жилья.
Вторую часть Конференции, касающуюся эффективных методов работы агентства недвижимости открыл Вице-президент ГРМО Хромов Андрей Александрович, выступив с докладом на тему: «Использование возможностей профессионального сообщества риэлторов для повышения конкурентных преимуществ агентства недвижимости и специалистов на рынке недвижимости Московской области».
В частности он сказал, что уже сейчас и уже сегодня Гильдия риэлторов Московской области предоставляет большие возможности руководителям и специалистам агентств недвижимости в области обучения, обмена опытом практической работы, изучения передовых форм деятельности. На сайте гильдии всегда можно найти самый актуальный календарь обучающих семинаров, круглых столов, конференций, бизнес-туров. Большие возможности предоставляются и в области PR. Члены гильдии выпускают собственные издания по недвижимости, имеют возможность выступать на различных каналах телевидения, а также размещать собственные новости или аналитические статьи на ведущих сайтах рынка недвижимости в Internet.
В тоже время, отметил А.А.Хромов, сегодня у профессионального сообщества назрела необходимость формирования собственного информационного пространства в Интернет, которое основывалось бы на web-сайтах компаний, сайтах муниципальных гильдий, ГРМО и РГР. Здесь клиенты смогут легко найти объекты в любом муниципальном образовании, компании, оказывающие услуги, реестр аттестованных специалистов, а также справочную информацию.
Генеральный директор агентства недвижимости «Мегаполис-сервис» Сергей Владимирович Власенко выступил с докладом: «Эффективные методы работы риэлторов в период спада рынка недвижимости в Московской области». Сергей Владимирович видит эффективность работы в четком разделении функций агентства и агентов, работающих в данном агентстве. В частности, работа агента по недвижимости должна осуществляться по эксклюзивным договорам, а задача агентства заключается в рекламе договорных объектов и предоставлении разнообразных услуг агенту для удобства и эффективности его работы.
Алексей Липскеров, руководитель портала www.kvadroom.ru, посвятил свое выступление сравнительному анализу интернет-инструментов риэлторского бизнеса.
Марина Скубицкая, Генеральный директор компании «PR-стиль» в своем докладе рассказала как уменьшить рекламный бюджет агентства недвижимости за счет:
- взаимодействия со СМИ;
- тщательного отбора мероприятий рынка для участия;
- отказа от платных публикаций, кроме крайних случаев;
- оптимизации затрат на выставки и других мероприятий;
- оптимизации затрат на пресс-конференции;
- проведения совместных мероприятий.
Об эффективности краткосрочного обучения сотрудников агентств рассказал Прокофьев Сергей, Директор Центра риэлторских технологий ВОСТОК. Эффективность данной системы обучения заключается в безотрывности от работы и в возможности планирования обучения каждого, отдельно взятого сотрудника агентства недвижимости.
Заканчивал вторую и заключительную часть VI Конференции по недвижимости Московской области Владимир Димитриадис, Вице – президент по развитию Century 21 России, Казахстана и Украины с докладом о системе работы по технологиям брендовой компании CENTRURY 21.
Каковы же итоги работы VI Конференции по недвижимости Московской области?
С уверенностью можно сказать, что несмотря на сложную экономическую ситуацию рынок недвижимости Московской области живет и развивается. Да, государственная поддержка данного сектора экономики осуществляется из рук вон плохо. Предприниматели, а особенно малый бизнес вынуждены четко планировать и оптимизировать бюджет, обучать сотрудников. Что правда, само по себе, является позитивными факторами.
Как отметили все участники Конференции – проведение такого рода мероприятий есть необходимость для современных руководителей и сотрудников агентств недвижимости!