Количество ипотечных сделок в столице упало в 2,5 раза
По данным Управления Федеральной регистрационной службы (УФРС) по Москве, в первом полугодии число сделок по ипотеке в столице составило восемь процентов от общего объема купли-продажи.
Это 1937 квартир – примерно в 2,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2008-го, когда по ипотеке купили 6120 квартир. Впрочем, иного в период кризиса и не стоило ждать.
В то же время, по наблюдениям экспертов, несколько изменились параметры ипотечных сделок. Мало кто сейчас готов входить в классическую долгосрочную схему, планируя десятки лет выплачивать кредит с повышенной процентной ставкой. При величине ставки в 16–20 процентов годовых и кредите на 20–30 лет переплата составляет даже не 1,5–2 раза, а 3–5 раз. Поэтому большинство ипотечных кредитов сейчас берут, рассчитывая временно перекредитоваться и быстрее выйти из кредита.
Это, в частности, актуально для альтернативных сделок. К примеру, владелец московской «однушки», вложив часть накоплений, приобретает по ипотеке «двушку», не торопясь делает в ней ремонт, переезжает, а потом продает прежнюю квартиру и погашает кредит. Или ипотечный кредит берется на выкуп комнаты в коммуналке, чтобы потом выгоднее продать квартиру целиком, а не по частям, и погасить кредит.
По мнению специалистов, так происходит потому, что, помимо высоких процентов по кредитам, у многих нет уверенности в завтрашнем дне и стабильности доходов. Если психологически люди и решают влезть в долги, то только при условии, что в ближайшее время смогут быстро их отдать, продав имеющуюся недвижимость. А вот брать ипотеку, выплачивая многие годы кредит исключительно из заработка, сейчас мало кто готов. Это означает, что квартира по ипотеке перестает быть альтернативой съемной квартиры: по экономической доступности она начинает сильно уступать арендованному жилью. И тех, кто собирается купить по ипотеке свое первое жилье (а это, как правило, приезжие или молодые москвичи), с наступлением кризиса сильно поубавилось.
Снижение уровня ипотечного кредитования, разумеется, связано не только с нежеланием граждан в трудные времена взваливать на себя кредитное бремя. Куда менее охотно, чем раньше, соглашаются на кредиты и сами банки. Их требования заметно выросли. Например, размер первоначального взноса на вторичное жилье должен составлять не менее 30–40 процентов его стоимости (раньше этот показатель мог не превышать 10–15 процентов, существовали даже программы без первоначального взноса). Кредитование на первичном рынке большинство банков просто заморозило. «Серый» доход перестали рассматривать даже, если потенциальный заемщик готов подтвердить его справкой с места работы. К тому же ряд банков снизил максимальный срок кредитования с 25–30 до 10–15 лет.
Не удивительно, что доля ипотечных сделок упала.