Когда жилье станет действительно доступным
Термин «доступное жилье» у всех наслуху. Что же он подразумевает?Своим пониманием доступности жилья с нами поделился главный аналитик РГР, профессор кафедры «Экономика и управление городским строительством» Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова Геннадий Стерник
Понятие доступности жилья опирается на две ноги. Первая – финансовая доступность, правая – физическая доступность. Распространенная точка зрения состоит в том, что при тех ценах, что сложились сегодня на рынке, большинству людей жилье недоступно по уровню их доходов. Ипотечная поддержка расширяет круг людей, способных заплатить за жилье. Но даже при этом условии большинству людей жилье все равно не по карману.
Парадокс состоит в том, что на самом деле количество людей, которым жилье финансово доступно (с учетом ипотечной поддержки), больше, чем количество жилья, предлагаемого на рынке. И всякие попытки увеличить доходы населения, понизить ставку кредитования или предоставить субсидии не сработают, потому что хромает другая нога – физическая доступность. У нас недостаточное предложение жилья, вплоть до дефицита. На вторичном рынке есть естественный предел предложения, определяемый количеством людей, намеренных продать свое жилье. В столичном регионе этот предел давно достигнут, и в других регионах он близок. Больше, чем предлагается сейчас, на вторичном рынке предложено не будет. Остается строительство. А оно развивается медленно, слишком много проблем на этом пути.
Теперь представьте себе, что мы простимулировали спрос. К примеру, в два раза повысили всем уровень доходов. Или малообеспеченным гражданам повысили его в пять раз. Или ипотеку придумали такую, что ничего платить не надо. Что будет? Повышение платежеспособного спроса при сохранении предложения или его недостаточном росте вызовет следующий виток роста цен, который аккуратненько отсечет от рынка людей с минимальными доходами. И опять на рынке останется столько покупателей, сколько есть продавцов. И не более. Единственный способ, чтобы это не происходило, — увеличить объемы строительства. Я надеюсь, что через 3-5 лет увеличение объемов строительства расширит количество продавцов, и только тогда начнет не хватать покупателей с деньгами.