02:53:00
23 ноября 2024 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №638 от 2002-08-28

О ПОДПРОГРАММЕ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ»,
ВХОДЯЩЕЙ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ЖИЛИЩЕ» НА 2002 — 2010 ГОДЫПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2002 г. N 638
О ПОДПРОГРАММЕ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ»,
ВХОДЯЩЕЙ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ЖИЛИЩЕ» НА 2002 — 2010 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2003 N 285,
с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р)
В целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении
жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей»,
входящую в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010
годы.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации подпрограммы,
указанной в пункте 1 настоящего Постановления, принять участие в ее
финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и внебюджетных средств.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 2002 г. N 638
ПОДПРОГРАММА
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ», ВХОДЯЩАЯ
В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ЖИЛИЩЕ» НА 2002 — 2010 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2003 N 285,
с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р)
ПАСПОРТ
ПОДПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ
СЕМЕЙ», ВХОДЯЩЕЙ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ЖИЛИЩЕ» НА 2002 — 2010 ГОДЫ
Наименование — подпрограмма «Обеспечение жильем молодых
подпрограммы семей», входящая в состав федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010
годы
Основание для — Постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675
подпрограммы «О федеральной целевой программе «Жилище»
на 2002 — 2010 годы»
——————————————————————
Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р
государственным заказчиком подпрограммы определено Федеральное
агентство по образованию.
——————————————————————
Государственный — Министерство образования Российской
заказчик Федерации
подпрограммы
Основные — Министерство образования Российской
разработчики Федерации, общероссийская общественная
подпрограммы организация «Союз МЖК России»
Цель — создание системы государственной
подпрограммы поддержки молодых семей в решении жилищной
проблемы для улучшения демографической
ситуации в России
Основные задачи — разработка и внедрение в практику
подпрограммы субъектов Российской Федерации правовых,
финансовых и организационных механизмов
оказания государственной поддержки молодым
семьям, нуждающимся в улучшении жилищных
условий;
содействие инициативам молодежных
организаций, направленным на улучшение
жилищных и социально-бытовых условий
молодых семей;
привлечение финансовых и инвестиционных
ресурсов для обеспечения молодых семей
благоустроенным жильем;
оказание за счет средств федерального
бюджета поддержки регионам, привлекающим
для решения этой проблемы финансовые
ресурсы на региональном и местном уровне
путем консолидации бюджетных и
внебюджетных источников финансирования
Исполнители — Министерство образования Российской
подпрограммы Федерации, Государственный комитет
Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу,
Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации,
Министерство финансов Российской
Федерации, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
предприятия, финансово-кредитные
учреждения, организации молодежных
жилищных комплексов, молодежные
жилищно-строительные кооперативы,
общественные молодежные объединения
и организации
Срок реализации — 2003 — 2010 годы:
подпрограммы 1-й этап — 2003 — 2004 годы;
2-й этап — 2005 — 2010 годы
Основные — формирование финансовых и
мероприятия организационных механизмов оказания
подпрограммы государственной поддержки молодым семьям,
нуждающимся в улучшении жилищных условий;
разработка нормативных правовых актов по
реализации подпрограммы
Объем и — общий объем финансирования подпрограммы
источники составляет 173382,9 млн. рублей, в том
финансирования числе: средства федерального бюджета — 536
подпрограммы млн. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов — 68817,2
млн. рублей;
внебюджетные средства — 104029,7 млн.
рублей (из них личные средства граждан —
43345,7 млн. рублей)
Ожидаемые — создание условий для повышения уровня
конечные обеспеченности жильем молодых семей;
результаты привлечение в жилищную сферу
реализации дополнительных финансовых средств
подпрограммы внебюджетных источников;
развитие и закрепление положительных
демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение
социальной напряженности в обществе
Система — государственный заказчик осуществляет
организации общее руководство и контроль за
контроля за реализацией подпрограммы.
реализацией Органы исполнительной власти субъектов
подпрограммы Российской Федерации, участвующие в
реализации подпрограммы, представляют
ежеквартально государственному заказчику
сведения о ходе ее реализации.
Государственный заказчик обобщает эти
сведения и представляет ежеквартально
отчеты государственному заказчику —
координатору федеральной целевой программы
«Жилище» на 2002 — 2010 годы, а также
ежегодно информирует Правительство
Российской Федерации с внесением
предложений по совершенствованию
реализации подпрограммы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав
федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы (далее именуется —
подпрограмма), предусматривает создание системы государственной поддержки
молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях
стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении
демографической ситуации в Российской Федерации.
В начальный период проведения экономических реформ неоднократно
подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной
политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым
гражданам в решении их жилищных проблем. Однако до настоящего времени не
удалось создать и внедрить в широком масштабе в практику субъектов Российской
Федерации приемлемых экономических механизмов государственной поддержки
молодых семей с целью обеспечения их жильем.
Россия — одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности
населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века,
продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число
родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 по
сравнению с 13,4 в 1990 году.
По оценкам экспертов, при сохранении такой демографической тенденции
население России может уменьшиться до 100 млн. человек к 2020 году и до 50 —
55 млн. человек к 2075 году. Особенно интенсивно будет сокращаться
численность населения восточных регионов страны.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в
случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь
молодого поколения, путем формирования соответствующей политики государства.
В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит
ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий
проживания.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные
причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В подавляющем
большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и
низкий уровень доходов.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное
влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с
родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает
количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер
семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей,
которые снимают комнату или проживают в общежитии.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в стране необходимо
будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных
проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в
предстоящем периоде (в первом десятилетии XXI века), когда вступают в
действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002
году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982 — 1986 годов,
т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом
согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в
Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации
молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 20,7 млн. человек.
Действующей системой государственного статистического наблюдения не
установлено понятие молодой семьи. На основе выборочных обследований и
экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается
около 10 млн. молодых семей из общего числа семей (49,9 млн.). Из них большая
часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности
решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная
политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в
приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять
на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов
государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления
и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных
методов.
Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, может осуществляться путем:
предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение
жилья;
компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае
рождения (усыновления) ребенка;
выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства
(в первую очередь в сельской местности);
предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из
государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального
найма;
воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых
форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным
жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является создание системы государственной
поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения
демографической ситуации в России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
разработка и внедрение в практику субъектов Российской Федерации правовых,
финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью
обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение
жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых
семей благоустроенным жильем;
оказание за счет средств федерального бюджета поддержки регионам,
привлекающим для решения данной проблемы финансовые ресурсы на региональном и
местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников
финансирования.
Настоящая подпрограмма предусматривает разработку и утверждение программ
субъектов Российской Федерации, включающих в себя программы муниципальных
образований.
При разработке региональных программ рекомендуется предусматривать выполнение
мероприятий настоящей подпрограммы и обеспечение их соответствующего
финансирования.
В связи с этим:
на федеральном уровне — подпрограмма определяет масштаб проблемы, правовые,
финансовые и организационные механизмы ее решения, объем, формы и условия
предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета
субъектам Российской Федерации для решения жилищных проблем молодых семей;
на региональном уровне — в рамках региональных программ формируется
необходимая законодательная база субъекта Российской Федерации в соответствии
с законодательством Российской Федерации, определяются объем, формы и методы
предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных источников;
на уровне муниципального образования — муниципальные программы
предусматривают разработку плана действий органов местного самоуправления,
привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных источников для решения
жилищных проблем молодых семей, эффективное управление бюджетными и
внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных
мероприятий.
3. Срок и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет выполняться поэтапно в 2003 — 2010 годах.
На первом этапе (2003 — 2004 годы) будут осуществляться:
разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов
государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных
условий;
проведение экспериментов на территории отдельных субъектов Российской
Федерации по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех
исполнителей подпрограммы. Экспериментальные площадки будут определяться
государственным заказчиком на основании конкурсного отбора;
создание системы мониторинга реализации подпрограммы.
На втором этапе (2005 — 2010 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе
механизмов реализации подпрограммы, уточнение перечня намеченных мероприятий
с учетом хода их выполнения в субъектах Российской Федерации;
начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации подпрограммы в
практику субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) предполагается развитие рыночных
механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия
федерального центра и привлечения в значительном объеме бюджетных средств.
4. Мероприятия подпрограммы
Мероприятия подпрограммы предусматривают создание системы государственной
поддержки молодых семей в решении ими жилищных проблем.
——————————————————————
Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца 2
пункта 4 в части слов «семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет»
см. решение Верховного Суда РФ от 15.07.2004 N ГКПИ04-826.
Определением Верховного Суда РФ от 30.09.2004 N КАС04-462 указанное решение
оставлено без изменения.
——————————————————————
Участник подпрограммы — молодая семья (в рамках настоящей подпрограммы семья,
возраст супругов в которой не превышает 30 лет), признанная в установленном
порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на
территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации
подпрограммы (далее именуется — молодая семья).
Система мероприятий подпрограммы включает в себя мероприятия по следующим
направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы;
финансовое обеспечение реализации подпрограммы;
организационное обеспечение реализации подпрограммы.
Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы приведен в
приложении N 1.
Наиболее важными мероприятиями по нормативно-правовому и методологическому
обеспечению реализации подпрограммы являются следующие:
разработка предложений о внесении изменений в федеральные законы и иные
нормативные правовые акты, касающиеся реализации права молодой семьи на
государственную поддержку в решении жилищной проблемы (осуществляется за счет
средств, предусмотренных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы);
разработка правовых финансовых и организационных механизмов оказания
государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве
жилья.
Для этого на основе результатов Всероссийской переписи населения 2002 года и
проведения выборочных обследований в субъектах Российской Федерации будет
разработана система единых критериев отнесения молодых семей к различным
категориям с учетом уровня их обеспеченности жильем, количества детей, а
также дохода, приходящегося на одного члена молодой семьи.
При этом в зависимости от категории молодых семей предполагается исходить из
следующего:
малоимущие многодетные молодые семьи, стоящие на очереди на улучшение
жилищных условий в органах местного самоуправления, будут в установленном
порядке обеспечиваться жильем из государственного и муниципального жилищных
фондов по договорам социального найма;
другие категории молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
будут обеспечиваться жильем за счет личных или заемных средств с
использованием различных форм оказания государственной поддержки.
Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем
молодых семей будет предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении)
ребенка субсидий (за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации) на компенсацию части затрат, произведенных ими на
приобретение или строительство жилья.
Кроме того, в рамках реализации региональных программ предполагается
определить условия:
обеспечения молодых семей жилыми помещениями из государственного и
муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;
предоставления строительных материалов для индивидуального жилищного
строительства (в сельской местности);
использования разрабатываемых в настоящее время механизмов ипотечного
жилищного кредитования в обеспечении жильем отдельных категорий молодых
семей;
участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления при организации новых форм содействия решению
жилищных проблем молодежи (создание молодежных жилищных комплексов и
жилищно-строительных кооперативов).
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации подпрограммы
являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания
государственной поддержки различным категориям молодых семей и подготовка
необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке
проектов федерального бюджета на соответствующий год.
Ввиду ограниченности средств федерального бюджета будут установлены критерии
их распределения по субъектам Российской Федерации, участвующим в реализации
подпрограммы.
Организационные мероприятия предусматривают:
распределение молодых семей по различным категориям (в зависимости от
обеспеченности жильем, количества детей, уровня доходов и других факторов) с
составлением местными администрациями соответствующих списков;
создание координационного совета по реализации подпрограммы с привлечением
общественных молодежных объединений и организаций;
определение исполнителей подпрограммы в субъектах Российской Федерации;
организацию в центральных и региональных средствах массовой информации
работы, направленной на освещение целей и задач подпрограммы;
проведение мониторинга реализации подпрограммы и подготовку
информационно-аналитических материалов.
5. Механизмы реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы осуществляется государственным заказчиком с участием
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными ими
организациями, органами местного самоуправления.
Государственный заказчик подпрограммы осуществляет:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы,
включая разработку правовых, финансовых и организационных механизмов, в том
числе разработку и утверждение в установленном порядке правил предоставления
субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям — участникам
подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2003 N 285)
формирование единых критериев отнесения молодых семей к различным
категориям;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств
федерального бюджета субъектам Российской Федерации для решения жилищных
проблем молодых семей;
предоставление субъектам Российской Федерации финансовой поддержки в пределах
средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в федеральном бюджете на
соответствующий год;
содействие в проведении субъектами Российской Федерации экспериментов по
отработке механизмов реализации подпрограммы;
разработку методических материалов для исполнителей подпрограммы в субъектах
Российской Федерации и муниципальных образованиях;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на
освещение целей и задач подпрограммы;
мониторинг реализации подпрограммы с целью анализа ситуации, обобщения и
распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации подпрограммы;
контроль за целевым использованием бюджетных средств с подготовкой и
представлением соответствующих отчетов.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы,
предоставляются субъектам Российской Федерации на конкурсной основе. Порядок
проведения конкурса определяется государственным заказчиком.
Критериями предоставления средств федерального бюджета субъектам Российской
Федерации являются:
наличие разработанной и утвержденной региональной программы обеспечения
жильем молодых семей, в том числе по муниципальным образованиям;
наличие в бюджете субъекта Российской Федерации на текущий год и в проекте
бюджета на следующий год финансовых средств на реализацию региональной
программы;
сложная демографическая ситуация в субъекте Российской Федерации;
возможность привлечения внебюджетных средств на строительство (приобретение)
жилья для молодых семей;
возможность сокращения стоимости строительства и (или) расходов на
эксплуатацию жилья для молодых семей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления являются исполнителями подпрограммы на соответствующей
территории.
Задачами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления являются:
разработка и утверждение региональных и муниципальных программ обеспечения
жильем молодых семей;
формирование необходимой для выполнения указанных программ законодательной
базы субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
формирование списков молодых семей на территории субъекта Российской
Федерации по представлению органов местного самоуправления;
определение объемов, форм и методов оказания государственной поддержки
молодым семьям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных
бюджетов и привлеченных внебюджетных источников;
определение категорий молодых семей, которым государственная поддержка в
обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке, исходя из
реальных условий и финансовых возможностей региона;
проведение информационной и разъяснительной работы среди населения по
освещению целей и задач подпрограммы через региональные средства массовой
информации;
контроль и составление отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных
средств, направляемых на реализацию подпрограммы.
Основными источниками финансирования подпрограммы являются:
а) средства молодых семей, используемые для частичной или полной оплаты
стоимости строительства (приобретения) жилья;
б) средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на
следующие цели:
предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий на строительство или
приобретение жилья;
предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий на
компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение)
жилья, или на погашение части кредита (займа);
предоставление бюджетных кредитов заказчикам-инвесторам, осуществляющим
строительство жилья для молодых семей;
создание социально-бытовой и инженерной инфраструктуры;
в) средства федерального бюджета, передаваемые бюджетам субъектов Российской
Федерации в порядке межбюджетных отношений при реализации региональных
программ обеспечения жильем молодых семей и используемые для предоставления
молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий на компенсацию
части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на
погашение части кредита (займа);
г) средства заинтересованных в закреплении молодых специалистов предприятий и
организаций, используемые для предоставления займов молодой семье;
д) средства кредитных организаций, используемые для кредитования молодых
семей, в том числе под залог приобретаемого жилья или земельных участков,
выделенных под жилищное строительство.
Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям при рождении (усыновлении)
ребенка, определяется исходя из:
социальной нормы общей площади жилья в расчете на 1 члена семьи, принятой в
субъекте Российской Федерации, но не более 18 кв. метров;
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для населенных
пунктов на подведомственной территории), которая не может превышать среднюю
рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте Российской
Федерации, определяемую в установленном порядке Государственным комитетом
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Выплата субсидии осуществляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка.
Субсидии используются для компенсации части затрат, произведенных молодыми
семьями на строительство (приобретение) жилья, или направляются на погашение
кредитов (займов), полученных ими на эти цели.
Общая сумма полученных субсидий не может превышать размера средств,
использованных молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья, либо
размера полученного кредита (займа).
6. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, составляет
173,4 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета (в качестве источника софинансирования
региональных и муниципальных программ) составляют 536 млн. рублей. Объем
финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета будет
ежегодно уточняться исходя из возможностей федерального бюджета на
соответствующий год.
Кроме того, в рамках реализации региональных программ предполагается
выделение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не
менее 68,8 млрд. рублей, а также привлечение внебюджетных средств в размере
около 104 млрд. рублей, из них личные средства граждан (молодых семей)
составляют около 43 млрд. рублей.
Объемы финансирования подпрограммы в 2003 — 2010 годах приведены в приложении
N 2.
Объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых в 2003
году на обеспечение жильем молодых семей, представлен в приложении N 3.
7. Организация управления реализацией
подпрограммы и ее информационное обеспечение
Государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за
выполнением подпрограммы, определяет с участием органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формы и
методы управления реализацией подпрограммы.
Государственный заказчик осуществляет общую координацию и мониторинг работ,
подготавливает информацию (отчеты) о ходе выполнения подпрограммы,
разрабатывает предложения по совершенствованию отдельных механизмов ее
реализации.
Текущее управление реализацией подпрограммы осуществляется дирекцией, функции
которой исполняет государственное учреждение, подведомственное
государственному заказчику.
Исполнители подпрограммы в субъекте Российской Федерации определяются
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как правило, на
базе организации, решающей задачи улучшения жилищных условий молодых семей.
Государственный заказчик подпрограммы заключает с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, участвующими в реализации
подпрограммы, соглашения о финансировании подпрограммы за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в
реализации подпрограммы, ежеквартально, а также по итогам года (до 20 января)
представляют государственному заказчику сведения о ее реализации.
Государственный заказчик обобщает эти сведения и ежеквартально, а также по
итогам года (до 1 февраля) представляет отчеты государственному заказчику —
координатору федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы и
ежегодно информирует Правительство Российской Федерации о ходе реализации
подпрограммы.
Работа среди населения по освещению целей и задач подпрограммы организуется
государственным заказчиком с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации через центральные и региональные средства массовой
информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
8. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации подпрограммы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации
подпрограммы будет производиться на основе системы индикаторов,
предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 — 2010 годы,
по соответствующим разделам.
Ответственность за представление информации и расчет индикаторов
рекомендуется возложить на подразделения органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, курирующие вопросы реализации жилищной
политики.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:
создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей
(ожидаемые результаты обеспечения жильем молодых семей приведены в приложении
N 4);
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств внебюджетных
источников и увеличение объема жилищного строительства;
использование в субъектах Российской Федерации отработанных в ходе
экспериментов механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в
обеспечении жильем;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в
обществе.
Приложение N 1
к подпрограмме
«Обеспечение жильем
молодых семей», входящей
в состав федеральной целевой
программы «Жилище»
на 2002 — 2010 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
—————————T—————T————————-¬
¦ ¦Срок выполнения¦Ответственные исполнители¦
+————————-+—————+————————-+
¦ Первый этап (2003 — 2004 годы) ¦
¦ ¦
¦1. Определение порядка¦ 2003 год ¦Минобразование России ¦
¦ проведения конкурса по¦ ¦Госстрой России ¦
¦ предоставлению ¦ ¦Минэкономразвития России ¦
¦ субъектам Российской¦ ¦Минфин России ¦
¦ Федерации средств¦ ¦ ¦
¦ федерального бюджета,¦ ¦ ¦
¦ предусмотренных на¦ ¦ ¦
¦ реализацию ¦ ¦ ¦
¦ подпрограммы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Определение единых¦ 2003 год ¦Минобразование России ¦
¦ критериев отнесения¦ ¦Госстрой России ¦
¦ молодых семей к¦ ¦Минэкономразвития России ¦
¦ различным категориям¦ ¦Минфин России ¦
¦ (с учетом нуждаемости¦ ¦Минтруд России ¦
¦ в улучшении жилищных¦ ¦ ¦
¦ условий, уровня дохода¦ ¦ ¦
¦ на члена семьи,¦ ¦ ¦
¦ количества детей и¦ ¦ ¦
¦ иных факторов) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Подготовка ¦ 2003 — 2004 ¦Минобразование России ¦
¦ предложений о внесении¦ годы ¦Госстрой России ¦
¦ изменений в¦ ¦Минэкономразвития России ¦
¦ федеральные законы и¦ ¦Минфин России ¦
¦ иные нормативные¦ ¦ ¦
¦ правовые акты,¦ ¦ ¦
¦ касающиеся реализации¦ ¦ ¦
¦ права молодой семьи на¦ ¦ ¦
¦ государственную ¦ ¦ ¦
¦ поддержку при решении¦ ¦ ¦
¦ жилищной проблемы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Формирование ¦ 2003 — 2004 ¦Минобразование России ¦
¦ правовых финансовых и¦ годы ¦Госстрой России ¦
¦ организационных ¦ ¦Минэкономразвития России ¦
¦ механизмов оказания¦ ¦Минфин России ¦
¦ государственной ¦ ¦ ¦
¦ поддержки молодым¦ ¦ ¦
¦ семьям, нуждающимся в¦ ¦ ¦
¦ улучшении жилищных¦ ¦ ¦
¦ условий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Разработка ¦ 2003 год ¦органы исполнительной ¦
¦ региональных и местных¦ ¦власти субъектов ¦
¦ программ по¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ обеспечению жильем¦ ¦Минобразование России ¦
¦ молодых семей и¦ ¦ ¦
¦ определение ¦ ¦ ¦
¦ исполнителей ¦ ¦ ¦
¦ подпрограммы в¦ ¦ ¦
¦ субъектах Российской¦ ¦ ¦
¦ Федерации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Разработка ¦ 2003 год ¦Минобразование России ¦
¦ методического и¦ ¦Госкомстат России ¦
¦ программного ¦ ¦Госстрой России ¦
¦ обеспечения ¦ ¦органы исполнительной ¦
¦ информационной ¦ ¦власти субъектов ¦
¦ системы, ¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ предназначенной для¦ ¦ ¦
¦ мониторинга хода¦ ¦ ¦
¦ реализации ¦ ¦ ¦
¦ подпрограммы и¦ ¦ ¦
¦ подготовки ¦ ¦ ¦
¦ информационно- ¦ ¦ ¦
¦ аналитических ¦ ¦ ¦
¦ материалов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7. Организация ¦ 2003 — 2010 ¦Минобразование России ¦
¦ информационной и¦ годы ¦органы исполнительной ¦
¦ разъяснительной работы¦ ¦власти субъектов ¦
¦ среди населения по¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ освещению целей и¦ ¦ ¦
¦ задач подпрограммы ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦ Второй этап (2005 — 2010 годы) ¦
¦ ¦
¦8. Совершенствование и¦ 2005 — 2010 ¦Минобразование России ¦
¦ развитие созданных и¦ годы ¦органы исполнительной ¦
¦ апробированных на¦ ¦власти субъектов ¦
¦ первом этапе¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ механизмов реализации¦ ¦ ¦
¦ подпрограммы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦9. Широкомасштабное ¦ 2005 — 2010 ¦Минобразование России ¦
¦ внедрение механизмов¦ годы ¦органы исполнительной ¦
¦ реализации ¦ ¦власти субъектов ¦
¦ подпрограммы в¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ практическую ¦ ¦ ¦
¦ деятельность органов¦ ¦ ¦
¦ исполнительной власти¦ ¦ ¦
¦ субъектов Российской¦ ¦ ¦
¦ Федерации и органов¦ ¦ ¦
¦ местного ¦ ¦ ¦
¦ самоуправления ¦ ¦ ¦
L————————-+—————+—————————
Приложение N 2
к подпрограмме
«Обеспечение жильем
молодых семей», входящей
в состав федеральной целевой
программы «Жилище»
на 2002 — 2010 годы
ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДПРОГРАММЫ В 2003 — 2010 ГОДАХ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
—————-T———T—————————————¬
¦ ¦ 2003 — ¦ В том числе ¦
¦ ¦ 2010 +——-T——-T————T————+
¦ ¦ годы — ¦ 2003 ¦ 2004 ¦2005 — 2010¦в том числе¦
¦ ¦ всего ¦ год ¦ год ¦годы — все-¦ 2010 год ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦го ¦ ¦
+—————+———+——-+——-+————+————+
¦Объем средств¦173382,9¦10490 ¦12620,7¦ 150272,2 ¦ 37601,1 ¦
¦за счет всех¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансирова- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния — всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ средства ¦ 536 ¦ 35 ¦ 40 ¦ 461 ¦ 98 ¦
¦ федерального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ средства ¦ 68817,2¦ 4161 ¦ 5008,3¦ 59647,9 ¦ 14946,4 ¦
¦ бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Федерации и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ местных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ средства ¦104029,7¦ 6294 ¦ 7572,4¦ 90163,3 ¦ 22556,7 ¦
¦ предприятий и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ других ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ внебюджетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ из них ¦ 43345,7¦ 2622,5¦ 3155,2¦ 37568 ¦ 9402,8 ¦
¦ личные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L—————+———+——-+——-+————+————
Примечание. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из
возможностей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов на соответствующий год.
Приложение N 3
к подпрограмме
«Обеспечение жильем
молодых семей», входящей
в состав федеральной целевой
программы «Жилище»
на 2002 — 2010 годы
ОБЪЕМ
СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
НАПРАВЛЯЕМЫХ В 2003 ГОДУ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
(прогноз)
——————————————————T————¬
¦ ¦ Объем ¦
¦ ¦ средств ¦
¦ ¦(млн. руб.)¦
+—————————————————-+————+
¦Российская Федерация — всего ¦ 4161 ¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦ Центральный федеральный округ ¦ ¦
¦ Белгородская область ¦ 5 ¦
¦ Брянская область ¦ 2 ¦
¦ Владимирская область ¦ 12 ¦
¦ Воронежская область ¦ — ¦
¦ Ивановская область ¦ — ¦
¦ Калужская область ¦ 2 ¦
¦ Костромская область ¦ 8 ¦
¦ Курская область ¦ 4 ¦
¦ Липецкая область ¦ — ¦
¦ Московская область ¦ 10 ¦
¦ Орловская область ¦ 3 ¦
¦ Рязанская область ¦ 12 ¦
¦ Смоленская область ¦ 17 ¦
¦ Тамбовская область ¦ — ¦
¦ Тверская область ¦ 6 ¦
¦ Тульская область ¦ — ¦
¦ Ярославская область ¦ 2 ¦
¦ г. Москва ¦ 3000 ¦
¦ ¦ ¦
¦ Северо-Западный федеральный округ ¦ ¦
¦ Республика Карелия ¦ 10 ¦
¦ Республика Коми ¦ 5 ¦
¦ Архангельская область ¦ 2 ¦
¦ Вологодская область ¦ 2 ¦
¦ Калининградская область ¦ 2 ¦
¦ Ленинградская область ¦ 10 ¦
¦ Мурманская область ¦ — ¦
¦ Новгородская область ¦ 5 ¦
¦ Псковская область ¦ — ¦
¦ г. Санкт-Петербург ¦ 25 ¦
¦ Ненецкий автономный округ ¦ — ¦
¦ ¦ ¦
¦ Южный федеральный округ ¦ ¦
¦ Республика Адыгея ¦ — ¦
¦ Республика Дагестан ¦ 2 ¦
¦ Республика Ингушетия ¦ — ¦
¦ Кабардино-Балкарская Республика ¦ 5 ¦
¦ Республика Калмыкия ¦ — ¦
¦ Карачаево-Черкесская Республика ¦ — ¦
¦ Республика Северная Осетия-Алания ¦ 6 ¦
¦ Чеченская Республика ¦ — ¦
¦ Краснодарский край ¦ — ¦
¦ Ставропольский край ¦ — ¦
¦ Астраханская область ¦ — ¦
¦ Волгоградская область ¦ 12 ¦
¦ Ростовская область ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦
¦ Приволжский федеральный округ ¦ ¦
¦ Республика Башкортостан ¦ 120 ¦
¦ Республика Марий Эл ¦ — ¦
¦ Республика Мордовия ¦ 10 ¦
¦ Республика Татарстан ¦ 200 ¦
¦ Удмуртская Республика ¦ 12 ¦
¦ Чувашская Республика ¦ — ¦
¦ Кировская область ¦ 5 ¦
¦ Нижегородская область ¦ — ¦
¦ Оренбургская область ¦ 72 ¦
¦ Пензенская область ¦ 31 ¦
¦ Пермская область ¦ — ¦
¦ Самарская область ¦ 20 ¦
¦ Саратовская область ¦ 5 ¦
¦ Ульяновская область ¦ — ¦
¦ Коми-Пермяцкий автономный округ ¦ — ¦
¦ ¦ ¦
¦ Уральский федеральный округ ¦ ¦
¦ Курганская область ¦ — ¦
¦ Свердловская область ¦ 64 ¦
¦ Тюменская область ¦ 156 ¦
¦ Челябинская область ¦ — ¦
¦ Ханты-Мансийский автономный округ ¦ 120 ¦
¦ Ямало-Ненецкий автономный округ ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦
¦ Сибирский федеральный округ ¦ ¦
¦ Республика Алтай ¦ 5 ¦
¦ Республика Бурятия ¦ 12 ¦
¦ Республика Тыва ¦ — ¦
¦ Республика Хакасия ¦ — ¦
¦ Алтайский край ¦ 36 ¦
¦ Красноярский край ¦ 60 ¦
¦ Иркутская область ¦ — ¦
¦ Кемеровская область ¦ 5 ¦
¦ Новосибирская область ¦ 20 ¦
¦ Омская область ¦ — ¦
¦ Томская область ¦ 5 ¦
¦ Читинская область ¦ — ¦
¦ Агинский Бурятский автономный округ ¦ — ¦
¦ Таймырский (Долгано-Ненецкий) ¦ — ¦
¦ автономный округ ¦ ¦
¦ Усть-Ордынский Бурятский ¦ — ¦
¦ автономный округ ¦ ¦
¦ Эвенкийский автономный округ ¦ — ¦
¦ ¦ ¦
¦ Дальневосточный федеральный округ ¦ ¦
¦ Республика Саха (Якутия) ¦ — ¦
¦ Приморский край ¦ — ¦
¦ Хабаровский край ¦ 12 ¦
¦ Амурская область ¦ — ¦
¦ Камчатская область ¦ — ¦
¦ Корякский автономный округ ¦ — ¦
¦ Магаданская область ¦ — ¦
¦ Сахалинская область ¦ — ¦
¦ Еврейская автономная область ¦ — ¦
¦ Корякский автономный округ ¦ — ¦
¦ Чукотский автономный округ ¦ — ¦
L—————————————————-+————
Приложение N 4
к подпрограмме
«Обеспечение жильем
молодых семей», входящей
в состав федеральной целевой
программы «Жилище»
на 2002 — 2010 годы
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
ЗА СЧЕТ ВСЕХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПОДПРОГРАММЫ
(тыс. квартир)
—————-T———T—————————————¬
¦ ¦ 2003 — ¦ В том числе ¦
¦ ¦ 2010 +——-T——-T————T————+
¦ ¦ годы — ¦ 2003 ¦ 2004 ¦2005 — 2010¦в том числе¦
¦ ¦ всего ¦ год ¦ год ¦годы — все-¦ 2010 год ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦го ¦ ¦
+—————+———+——-+——-+————+————+
¦Количество ¦ 456,2 ¦ 27,6 ¦ 33,2 ¦ 395,4 ¦ 98,9 ¦
¦квартир ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L—————+———+——-+——-+————+————

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация