РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ВКПИ04-42 от 2004-05-20
ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПУНКТА 24 «ПРИМЕРНЫХ ПРАВИЛ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В РСФСР», УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВМИНА РСФСР ОТ 31.07.ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. N ВКПИ04-42
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
председательствующего по делу — судьи
Верховного Суда Российской Федерации
генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
при судебном секретаре майоре Пилипчуке А.А.,
с участием представителя ответчика
от Правительства Российской Федерации Тараскина В.И.,
военного прокурора управления
Главной военной прокуратуры
полковника Белоусова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о
признании незаконными и недействующими пункта 24 «Примерных правил учета
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых
помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31
июля 1984 года N 335, а также пункта 19 «Положения о льготах для
военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в
отставку, и их семей», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от
17 февраля 1981 года N 193,
установил:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением
и считает, что обжалованные им пункты указанных «Примерных правил…» и
«Положения о льготах…», в которых предусмотрено первоочередное, но не менее
чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, обеспечение
перечисленных в указанных нормативных актах категорий военнослужащих жилой
площадью, что препятствует реализации его права как участника боевых действий
на первоочередное получение жилого помещения в г. Сызрани, где он в
установленном порядке был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении
жилищных условий после увольнения его в 1994 году с действительной военной
службы в запас с выслугой свыше 10-ти лет.
Заявитель считает, что п. 24 «Примерных правил…» и п. 19 «Положения о
льготах…» не соответствуют ст. 115 Конституции РФ, ст. 15 Федерального
закона «О статусе военнослужащих» N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г., ст. 36 Жилищного
кодекса РСФСР, а также пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
В связи с этим М. просит признать указанные пункты обжалуемых им нормативных
актов незаконными и недействующими с 11 февраля 1993 года, т.е. со дня
опубликования Закона РФ от 22.01.93 N 4338-1 «О статусе военнослужащих».
Судебное заседание проводилось без участия М., который в письменном заявлении
просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства РФ Тараскин В.И., действовавший на основании
поручения Правительства РФ N 2655п-ШО от 23 апреля 2004 года и доверенности N
38 от 20 мая 2004 г., против доводов заявителя возражал и просил суд
требования М. оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика и
заключение прокурора, полагавшего жалобу М. признать необоснованной и не
подлежащей удовлетворению, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит
требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемые заявителем пункты «Примерных правил учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР»,
утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N
335, а также «Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц,
уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193,
предусматривают обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной
службы, прапорщиков, мичманов и лиц офицерского состава Вооруженных Сил,
уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по
сокращению штатов, в первую очередь. При этом указанными нормативными актами
предусмотрено также, что обеспечение жилой площадью военнослужащих
сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится
при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20
календарных лет.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, на которую
ссылается заявитель в обоснование своих требований, Правительство РФ на
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и
распоряжения, обеспечивает их исполнение.
В рамках указанной конституционной нормы и ст. 13 Закона РФ «Об основах
федеральной жилищной политики» Правительством Российской Федерации
Постановлением N 1054 от 6 сентября 1998 года утверждены «Правила учета
военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных
с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел,
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства». Пункт 8 указанных «Правил»
устанавливает, что граждане, уволенные с военной службы, имеют право на
получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных
основаниях в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих» и иными
нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим
на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности,
исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых
помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное
предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года военнослужащие, проходящие
военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых
составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной
службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списков
очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту
военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим
Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными актами, а
военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и
более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места
жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное
место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми
помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных
жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых
средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников
финансирования.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12
января 1995 года N 5-ФЗ предусмотрено, что ветераны боевых действий,
нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное
бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и
муниципального жилищных фондов.
Анализ приведенных норм свидетельствует, что ветераны боевых действий
обладают равными правами на получение жилья на льготных условиях. Вопреки
утверждению заявителя оспариваемые им правовые нормы не находятся в
противоречии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
Жилищного кодекса РСФСР и Федерального закона «О ветеранах».
При этом предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом
«О ветеранах» обуславливает отдельный механизм реализации права ветеранов
боевых действий на получение жилья в первую очередь, чему не препятствуют
оспариваемые заявителем пункты «Примерных правил учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», а также
«Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с
воинской службы в отставку, и их семей».
Согласно исследованному в суде распоряжению Администрации г. Сызрани от 16
января 2003 г. N 46р М. восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий
по первоначальной дате постановки на учет с 20 июля 1994 года по общему
списку за N 1105а и по списку первоочередников за N 52а как участник боевых
действий в Афганистане.
Придя к выводу, что оспариваемые заявителем нормы не противоречат
Федеральному закону «О статусе военнослужащих» об определении льготной
категории граждан, которым жилье предоставляется в трехмесячный срок, а также
нормам Жилищного кодекса РСФСР о составлении отдельных списков из лиц,
обладающих равными льготами на предоставление жилых помещений, Верховный Суд
РФ находит утверждение М. о том, что упомянутые нормы якобы препятствуют в
реализации его права как участника боевых действий на первоочередное
получение жилого помещения, необоснованным, в связи с чем его жалоба
удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь требованиями ст. ст. 194, 195 — 198, 199, 252 — 253 ГПК РФ,
Верховный Суд РФ
решил:
в удовлетворении жалобы М. о признании незаконными и недействующими пункта 24
«Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета
Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, а также пункта 19 «Положения о
льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской
службы в отставку, и их семей», утвержденного Постановлением Совета Министров
СССР от 17 февраля 1981 года N 193, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия
судом решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу
Ю.В.ПАРХОМЧУК