04:42:43
24 ноября 2024 г.

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА №3-341/2001 от 2001-08-23

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА МОСКВЫ ОТ 11.03.1994 N 110-РММОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2001 года
Дело N 3-341/2001
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-341/2001 по
заявлению и.о. прокурора города Москвы о признании недействительными пунктов
1, 4.1 и 5 распоряжения Мэра Москвы от 11.03.1994 N 110-РМ «О мерах по
пресечению противоправного использования жилых помещений, находящихся в
собственности граждан и юридических лиц»,
установила:
11 марта 1994 г. Мэром Москвы было принято распоряжение N 110-РМ «О мерах по
пресечению противоправного использования жилых помещений, находящихся в
собственности граждан и юридических лиц», пунктом 1 которого предприятиям,
организациям и учреждениям (независимо от форм собственности), а также
гражданам запрещено использовать находящиеся у них в собственности жилые
помещения под нежилые цели.
Согласно пункту 4.1 данного распоряжения Департамент муниципального жилья
обязан в случае невыполнения предписаний об устранении нарушений в
использовании жилых помещений расторгать в судебном порядке договоры о
передаче гражданам в собственность занимаемых ими жилых помещений и договоры
о продаже гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям жилых помещений
в домах муниципального жилищного фонда.
Пунктом 5 распоряжения установлено, что договоры о сдаче в аренду жилых
помещений, находящихся в собственности как граждан, так и юридических лиц,
должны заключаться в письменной форме с обязательной регистрацией их в
жилищно-эксплуатационных органах и налоговых инспекциях.
И.о. прокурора города Москвы обратился в суд с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству указанных выше положений
распоряжения Мэра N 110-РМ от 11 марта 1994 г.
В судебном заседании представитель прокурора города Москвы Г. поддержала
заявление.
Представитель Мэра в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела
извещен надлежащим образом (л.д. 14), о причинах неявки суду не сообщил,
представил в суд отзыв, в котором с заявлением прокурора не согласен.
Выслушав прокурора Г., исследовав материалы дела, судебная коллегия находит
заявление подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии с требованиями действующего гражданского и жилищного
законодательства жилые помещения должны использоваться в соответствии с их
назначением (ст. 10 ЖК РСФСР). Собственник осуществляет права владения,
пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии
с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного
проживания и проживания членов его семьи.
Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании
договора.
Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.
Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий,
учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в
нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке,
определяемом жилищным законодательством (ст. 288 ГК РФ). Такой порядок
предусмотрен статьями 8, 9 ЖК РСФСР.
При этом согласно указанной норме жилищного законодательства, как правило, не
допускается перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в
нежилые. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в
нежилые может осуществляться по решению уполномоченных органов.
Таким образом, использование жилого помещения под нежилые цели, как указывает
об этом прокурор в своем заявлении, невозможно. Лишь после перевода жилого
помещения в нежилое допускается его использование под нежилые цели. После
такого перевода помещение утрачивает статус жилого.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия находит требование
прокурора о признании п. 1 оспариваемого распоряжения Мэра Москвы
необоснованным и противоречащим требованиям федерального закона.
Гражданское законодательство в силу ст. 71 Конституции Российской Федерации
находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии со ст. 293 ГК РФ если собственник жилого помещения использует
его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо
бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного
самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить
нарушения, а если они влекут разрушение помещения — также назначить
собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы
соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без
уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа
местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов
такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств
за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Предусмотренный пунктом 4.1 распоряжения порядок расторжения в судебном
порядке договоров о передаче гражданам в собственность занимаемых ими жилых
помещений и договоров о продаже гражданам, предприятиям, организациям и
учреждениям жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда в случае
невыполнения предписаний об устранении нарушений в использовании жилых
помещений не был предусмотрен федеральным законодательством на момент
принятия распоряжения (ГК РСФСР, Законом РСФСР от 04.07.1991 «О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации») и не предусмотрен в настоящее время
действующим гражданским законодательством (ст. 239, 450 ГК РФ).
Следовательно, заявление прокурора о признании указанного пункта
противоречащим федеральному закону подлежит удовлетворению.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые
вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат
государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями
юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного
ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого
владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные
права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы
одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока
должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества
подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в
ред. Федеральных законов от 05.03.2001 N 20-ФЗ, от 12.04.2001 N 36-ФЗ) с
заявлением о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества
может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Федеральное законодательство не предусматривало и не предусматривает в
настоящее время обязательную регистрацию договора аренды в
жилищно-эксплуатационных органах и налоговых инспекциях, как это
предусмотрено п. 5 обжалуемого распоряжения.
Таким образом, требования прокурора о признании данного пункта противоречащим
федеральному закону, подлежат удовлетворению.
Доводы представителя Мэра Москвы о том, что регистрация договора аренды в
налоговых органах необходима для осуществления контроля за уплатой налогов
лицами, заключившими данный договор, не могут быть приняты во внимание,
поскольку осуществление такого контроля возложено на соответствующие
налоговые органы.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 «О внесении изменений и дополнений в
некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации»
В случае удовлетворения заявления о признании противоречащим закону иного
правового акта (не являющегося законом субъекта Российской Федерации) суд
признает этот акт недействительным и не порождающим правовых последствий со
дня его издания.
Решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта
или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой
информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем
следует указать в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской
Федерации «О средствах массовой информации»).
Оспариваемое распоряжение было опубликовано в «Вестнике Мэрии Москвы», N 7,
1994.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная
коллегия
решила:
Заявление и.о. прокурора города Москвы удовлетворить частично.
Признать пункты 4.1 и 5 распоряжения Мэра Москвы от 11.03.1994 N 110-РМ «О
мерах по пресечению противоправного использования жилых помещений,
находящихся в собственности граждан и юридических лиц» недействительными и не
порождающими правовых последствий со дня его издания.
В удовлетворении заявления и.о. прокурора города Москвы о признании
недействительным пункта 1 распоряжения Мэра Москвы от 11.03.1994 N 110-РМ «О
мерах по пресечению противоправного использования жилых помещений,
находящихся в собственности граждан и юридических лиц» отказать.
Сообщение о таком решении опубликовать в средстве массовой информации, в
котором был опубликован данный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение
10 дней.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация