19:51:19
22 ноября 2024 г.

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА №3-693/2001 от 2001-12-25

О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННОГО РАСПОРЯЖЕНИЕМ МЭРА МОСКВЫ ОТ 29.11.1999 N 1358-РМ (извлечения)МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2001 года
Дело N 3-693/2001
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-693/2001 по
заявлению Прокурора г. Москвы о признании противоречащим федеральному
законодательству пункта 3, в части устанавливающей, что необходимым условием
продажи свободного жилого помещений нанимателю является его согласие на
приватизацию занимаемого жилого помещения, дефиса 2 пункта 8 Положения о
порядке и условиях продажи жилых помещений в квартирах коммунального
заселения, утвержденного распоряжением Мэра Москвы от 29.11.1999 N 1358-РМ «О
продаже свободных жилых помещений в квартирах коммунального заселения»
установила:
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащим
федеральному законодательству пункта 3, в части устанавливающей, что
необходимым условием продажи свободного жилого помещения нанимателю является
его согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения, дефиса 2 пункта 8
Положения о порядке и условиях продажи жилых помещений в квартирах
коммунального заселения, утвержденного распоряжением Мэра Москвы от
29.11.1999 N 1358-РМ «О продаже свободных жилых помещений в квартирах
коммунального заселения».
Прокурор Г. в судебном заседании требования поддержала, указывая на то, что в
оспариваемых положениях право на выкуп освободившегося помещения ставится в
зависимость от приватизации жильцом уже занимаемого помещения, что
противоречит федеральному законодательству, предусматривающему свободу
договора.
——————————————————————
примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду
Закон Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной
жилищной политики».
——————————————————————
Представитель Мэра Москвы и Департамента муниципального жилья и жилищной
политики П. в судебном заседании требования прокурора не признал, указывая на
то, что прокурором не представлено заявлений граждан о нарушении их прав, а
также на то, что Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики»
предусмотрено, что субъект Федерации вправе ограничить право на выкуп жилой
площади.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, выслушав
заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявление в полном объеме,
судебная коллегия приходит к выводу, что заявление обосновано и подлежит
удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт
государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях,
предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или
иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом
интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными.
——————————————————————
примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду
статья 76 Конституции Российской Федерации.
——————————————————————
В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам,
принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае
противоречия между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
Мэром Москвы 29 ноября 1999 г. издано распоряжение N 1358-РМ «О продаже
свободных жилых помещений в квартирах коммунального заселения», которым
утверждено Положение о порядке и условиях продажи свободных жилых помещений в
квартирах коммунального заселения (положение).
Пунктом 3 Положения о порядке и условиях продажи свободных жилых помещений в
квартирах коммунального заселения устанавливается, что необходимым условием
продажи жилого помещения нанимателю является его согласие на приватизацию
занимаемого жилого помещения.
Дефисом 2 пункта 8 Положения устанавливается, что граждане, желающие купить
свободные жилые помещения в коммунальной квартире, представляют в управление
муниципального жилья административного округа в течение месяца со дня
получения уведомления об освобождении жилого помещения следующие документы:
заявление на приватизацию занимаемой жилой площади (в случае, когда
покупателем является наниматель).
Таким образом, нормативным актом Мэра Москвы предусмотрено, что для выкупа
освободившейся жилой площади в коммунальной квартире, наниматель обязан дать
согласие на приватизацию уже занимаемого жилого помещения, путем подачи
заявления на приватизацию в управление муниципального жилья административного
округа.
Основные принципы реализации конституционного права граждан Российской
Федерации на жилище и общие начала правового регулирования жилищных отношений
при становлении различных форм собственности и видов использования
недвижимости в жилищной сфере установлены Законом Российской Федерации «Об
основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 N 4218-1 (в ред.
Федеральных законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ, от
10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-ФЗ).
Статьей 16 названного Закона, установлено, что освобождающиеся изолированные
жилые помещения в коммунальных квартирах, где проживают несколько
нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых —
гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека
(при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь).
При отсутствии в квартире граждан, указанных в части первой настоящей статьи,
освобождающееся жилое помещение передается иным нанимателям этой квартиры по
договору аренды или купли-продажи. Указанная норма может быть ограничена
законами субъектов Российской Федерации.
Приватизация государственного или муниципального имущества — один из способов
приобретения имущества в собственность.
Так, ст. 217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной
или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в
собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о
приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные
настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения
права собственности, применяются, если законами о приватизации не
предусмотрено иное.
Основные принципы, осуществления приватизации государственного и
муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации установлены
Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного
фонда в Российской Федерации».
Статья 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 23.12.1992 N
4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от
01.05.1999 N 88-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ) устанавливает, что приватизация
жилья — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на
добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и
муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации,
забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых
помещений.
Таким образом, федеральное законодательство не ставит возможность реализации
гражданином права на выкуп свободного жилого помещения в зависимость от его
согласия на приватизацию занимаемого помещения.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны
в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за
исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена
настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым на себя обязательством.
Следовательно, установление распоряжением Мэра Москвы условия в виде
необходимости приватизации занимаемого жилого помещения для реализации права
на выкуп освободившейся площади, противоречит федеральному законодательству.
Нельзя согласиться с доводами Представителя Мэра Москвы о том, что
оспариваемые Прокурором нормы не могут быть отменены, поскольку федеральное
законодательство предусматривает, что право на выкуп, может быть ограничено
субъектом.
——————————————————————
примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду
статья 16 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах
федеральной жилищной политики».
——————————————————————
Статьей 16 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики»
предусматривается, что при отсутствии в квартире граждан, указанных в части
первой настоящей статьи, освобождающееся жилое помещение передается иным
нанимателям этой квартиры по договору аренды или купли-продажи. Указанная
норма может быть ограничена законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенной нормы законами субъектов может быть ограничена сама
возможность реализации право получения освободившегося помещения по договору
аренды или купли-продажи, в законе не предусмотрена возможность введения
субъектом федерации дополнительных условий для реализации права гражданина на
заключение договора аренды или купли-продажи.
Кроме того, статья 16 Федерального закона предусматривает, что ограничение
данной нормы допускается законами субъектов Российской Федерации.
В городе Москве, право на принятие законов предоставлено Московской городской
Думе.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что пункт 3, в
части устанавливающей, что необходимым условием продажи свободного жилого
помещения нанимателю является его согласие на приватизацию занимаемого жилого
помещения и дефиса 2 пункта 8 Положения о порядке и условиях продажи жилых
помещений в квартирах коммунального заселения, противоречат федеральному
законодательству и подлежат признанию недействительными и не порождающими
правовых последствий с момента издания нормативного правового акта.
Нельзя согласиться с доводами представителя Мэра Москвы о том, что Прокурор
не обладает правом на предъявление заявления об оспаривании нормативного акта
без указания физического лица, в интересах которого заявлено требование.
В данном случае заявление предъявлено в защиту неопределенного круга лиц, при
осуществлении надзора за законностью нормативных актов субъекта Российской
Федерации, в пределах полномочий, предоставленных пунктом 3 ст. 22
Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 «О внесении изменений и дополнений в
некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации»,
указано, что в случае удовлетворения заявления о признании противоречащим
закону иного правового акта (не являющегося законом субъекта Российской
Федерации) суд признает этот акт недействительным и не порождающим правовых
последствий со дня его издания, а если закон, которому противоречит правовой
акт, вступил в силу (введен в действие) после издания правового акта — со дня
вступления в силу (введения в действие) закона.
Решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта
или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой
информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем
следует указать в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской
Федерации «О средствах массовой информации»).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная
решила:
Заявление Прокурора г. Москвы о признании противоречащим федеральному
законодательству пункта 3, в части устанавливающей, что необходимым условием
продажи свободного жилого помещений нанимателю является его согласие на
приватизацию занимаемого жилого помещения, дефиса 2 пункта 8 Положения о
порядке и условиях продажи жилых помещений в квартирах коммунального
заселения, утвержденного распоряжением Мэра Москвы от 29.11.1999 N 1358-РМ «О
продаже свободных жилых помещений в квартирах коммунального заселения»
удовлетворить.
Признать пункт 3, в части устанавливающей, что необходимым условием продажи
свободного жилого помещения нанимателю является его согласие на приватизацию
занимаемого жилого помещения, дефиса 2 пункта 8 Положения о порядке и
условиях продажи жилых помещений в квартирах коммунального заселения,
утвержденного распоряжением Мэра Москвы от 29.11.1999 N 1358-РМ «О продаже
свободных жилых помещений в квартирах коммунального заселения»
недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания
нормативного правового акта.
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в средстве массовой
информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, в
газете «Тверская 13» и «Вестнике Мэрии Москвы».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение
10 дней.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация