ПИСЬМО ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ №32-44/5 от 1995-05-17
О ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ ЗА ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПИСЬМО
от 17 мая 1995 г. N 32-44/5
Департамент инженерного обеспечения доводит для сведения и руководства в
работе разработанное во исполнение п. 11 постановления Правительства Москвы
от 20.12.94 N 1161 «О переходе ко второму этапу реформы системы оплаты
жилищно — коммунальных услуг» Методическое пособие о порядке и основаниях
взыскания задолженности по платежам за жилищно — коммунальные услуги
(приложение).
Заместитель
руководителя Департамента
инженерного обеспечения
Л.В. Кузнецова
Приложение
к письму Департамента
инженерного обеспечения
от 17 мая 1995 г. N 32-44/5
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ О ПОРЯДКЕ И ОСНОВАНИЯХ
ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ
ЗА ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Настоящее Методическое пособие регулирует порядок взыскания задолженности по
платежам за жилищно — коммунальные услуги с нанимателей жилых помещений в
государственном и муниципальном жилищном фонде, собственников жилых и нежилых
помещений, арендаторов жилых и нежилых помещений, правлений жилищных и жилищно
— строительных кооперативов, товариществ собственников помещений.
I. Общие положения
В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 19.10.93 N 1662 «Об
улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их
своевременное проведение» основанием для бесспорного взыскания задолженности
по платежам за выполненные работы и оказанные услуги являются только
платежные обязательства с фиксированными сроками платежа.
Форма платежных обязательств может быль различна: договор (соглашение), в
одном из разделов которого предусмотрена обязанность оплачивать
предоставленные услуги, обязательство по платежам и др.
Жилищные предприятия, в управлении которых находятся строения
(балансодержатели), обязаны заключать с плательщиками независимо от их
статуса (наниматели, собственники, арендаторы и т.д.) и вида занимаемого ими
жилого или нежилого помещения соответствующие договоры (соглашения), в
которых оговариваются взаимные права и обязанности сторон:
С нанимателями жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном
фонде — договор найма жилого помещения, оформленный на основании выданного в
установленном порядке ордера. Договор найма относится к таким договорам,
которые не должны быть подписаны договаривающимися сторонами лично для того,
чтобы договор вступил в силу (императивный договор).
С собственниками помещений (жилых и нежилых) — соглашение о совместном
владении домом и долевом участии в расходах по его содержанию (в домах
муниципального и государственного жилищного фонда) и как неотъемлемая часть
соглашения — платежное обязательство за жилищно — коммунальные и прочие
услуги.
Примечание. В домах, где нет муниципальной и государственной собственности, а
сам дом находится в управлении (на балансе) муниципального жилищного
предприятия — соглашение о передаче прав по управлению и обязательство по
платежам за жилищно — коммунальные и прочие услуги.
С арендаторами жилых помещений — договор аренды жилого помещения, в котором
помимо платы за аренду (договорная цена) оговариваются порядок и условия
оплаты эксплуатационных и коммунальных услуг.
С арендаторами нежилых помещений — соглашение (договор) на техническое
обслуживание (оказание услуг по эксплуатации), предоставление коммунальных и
прочих услуг (договор аренды муниципальных и государственных нежилых
помещений заключается Москомимуществом при участии предприятия —
балансодержателя).
С правлениями ЖСК (ЖК) — договор на техническое обслуживание дома.
С товариществами собственников помещений — соглашение о передаче прав на
управление домом.
При наличии вышеперечисленных документов жилищное предприятие вправе в
установленном законом порядке и при соблюдении процедуры предварительного
извещения плательщиков о задолженности по платежам за жилищно — коммунальные
и прочие услуги принять следующие меры по взысканию задолженности в
принудительном порядке:
II. Для всех плательщиков
1. Взимание пеней за просрочку платежа
Взимание пеней за несвоевременное (после 10 числа следующего за истекшим
месяца) внесение платы за предоставленные жилищно — коммунальные услуги в
размере 1% с просроченной суммы платежа за каждый день просрочки — с
физических лиц (постановление Совета Министров — Правительства РФ от 22.09.93
N 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке
предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и
коммунальных услуг»).
Примечание. Пени за просрочку платежа с юридических лиц (собственников,
арендаторов) взимаются в размере и порядке, установленном в соглашении
сторон.
2. Взыскание задолженности в судебном порядке
Взыскание задолженности через судебные органы в соответствии с нормами
действующего законодательства производится в случае систематического
невнесения платежей за жилищно — коммунальные услуги.
До обращения в судебные органы наймодатель (жилищное предприятие) обязан
посетить должника, выяснить причины неуплаты, посоветовать обратиться в
отделы жилищных субсидий, если доход плательщика не позволяет заплатить за
жилье и коммунальные услуги, или обратиться в префектуру административного
округа за единовременной помощью, позволяющей ликвидировать задолженность,
убедить нанимателя внести плату, так как в дальнейшем могут быть применены
судебные санкции.
Предварительное извещение о задолженности жилищное предприятие вручает
плательщику под расписку с периодичностью, позволяющей плательщику осознать
сложившуюся ситуацию и принять меры к устранению задолженности (желательно
каждый месяц).
Для рассмотрения искового заявления в судебных органах жилищное предприятие
обязано представить документы, подтверждающие двусторонние отношения с
плательщиком, содержащие положения о сроках платежа и порядке взыскания
задолженности, доказательство предварительного урегулирования спорных
вопросов, а также внесудебного решения данного вопроса (оформление
исполнительной надписи и др.).
III. Для нанимателей жилых помещений в домах
государственного и муниципального жилищного фонда
1. Получение задолженности путем оформления нотариальной
надписи в случае просрочки платежа
Взыскание задолженности по платежам за пользование жилищно — коммунальными
услугами в случае невнесения их в установленный договором срок может быть
оформлено путем оформления исполнительной надписи на основании постановления
Совета Министров РФ от 11.03.76 N 171 «Об утверждении перечня документов, по
которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на
основании исполнительной надписи, организациями, совершающими нотариальные
действия».
При просрочке платежей жилищное предприятие посылает должнику письменное
уведомление о том, что он попал в разряд неплательщиков, и предупреждение о
применении санкции в виде исполнительной надписи в случае неуплаты долга в
течение определенного времени (15 дней) и получает от последнего расписку в
получении предупреждения.
Примечание. Отсутствие расписки нанимателя в получении предупреждения не
позволит наймодателю подавать документы на получение исполнительной надписи.
Для получения исполнительной надписи в нотариальную контору представляется
заверенная жилищным предприятием копия счета, направленного ответственному
квартиросъемщику или любому другому совершеннолетнему члену семьи последнего,
место работы или источник получения иного дохода которого известен жилищному
предприятию, с отметкой взыскателя о непогашенной задолженности после
вручения письменного предупреждения.
Примечание. Возможность взыскания задолженности таким образом затруднена
из-за отсутствия у жилищных предприятий сведений о месте работы должника и
права требовать у последнего эту информацию. Информация о месте получения
доходов может быть получена из следующих источников:
— паспортный стол,
— органы социального обеспечения,
— отделы жилищных субсидий,
— соседи по дому.
2. Выселение граждан
Выселение граждан с предоставлением им другого жилого помещения, отвечающего
санитарным и техническим требованиям по нормам общежития, осуществляется в
судебном порядке на основании ст. 15 Закона РФ «Об основах федеральной
жилищной политики», если наниматель не производит оплату жилья и коммунальных
услуг в течение шести месяцев.
Хотя закон не ставит дополнительных условий для выселения неплательщиков из
занимаемых помещений, кроме тех, которые изложены выше, тем не менее для
судебных органов необходимо будет представить доказательство систематичности
неплатежа. Выселению подлежит только систематический должник.
Жилец, систематически не производящий оплату жилья и коммунальных услуг, —
это жилец, постоянно избегающий выселения путем погашения в течение шестого
месяца имеющейся за ним задолженности. Два случая систематической неуплаты в
течение любого двухлетнего периода должны оканчиваться уведомлением жильца о
том, что он попадает в категорию лиц, допускающих систематическую неоплату и
подлежащих выселению в соответствии с нормами действующего законодательства.
Для рассмотрения вопроса по выселению создается комиссия, состоящая из
представителей муниципального жилищного предприятия (не менее 3 человек) и
других должностных лиц, назначаемых префектом. Решение комиссии является
обязательным документом для предъявления в суд искового заявления.
3. Прекращение выплаты субсидий на оплату
жилищно — коммунальных услуг
Жилищная субсидия назначается гражданину только в случае отсутствия за ним
задолженности по оплате жилищно — коммунальных услуг. Информация о начислении
субсидий и ее размере направляется Центром жилищных субсидий в адрес жилищного
предприятия, производящего расчет платежей за жилищно — коммунальные услуги.
Для прекращения выплаты жилищной субсидии жилищное предприятие должно в
случае наличия задолженности по платежам за жилищно — коммунальные услуги
направить в Центр жилищных субсидий соответствующее извещение.
IV. Для собственников, приватизировавших занимаемое ранее
по договору найма жилое помещение
1. Взыскание задолженности путем оформления нотариальной
надписи
Удержание суммы долга из зарплаты, пенсии и других доходов может быть
произведено на основании постановления Правительства РФ от 26.12.91 N 67 «О
некоторых вопросах, связанных с приватизацией жилищного фонда в РСФСР» с
учетом правил и положений, предусмотренных в разделе «Наниматели жилых
помещений».
2. Прекращение начисления субсидий
Для прекращения выплаты субсидий жилищное предприятие должно в случае наличия
задолженности по платежам за жилищно — коммунальные услуги направлять в Центр
жилищных субсидий информацию о имеющейся задолженности по платежам.
V. Для ЖСК (ЖК), состоящих на техническом обслуживании
муниципальных жилищных предприятий
1. Прекращение технического обслуживания дома
При систематической неоплате ЖСК (ЖК) в установленные договором сроки услуг
технического обслуживания дома или самовольного снижения платежей за жилищно
— коммунальные услуги в случае их некачественного или несвоевременного
предоставления жилищное предприятие обязано известить правление о прекращении
технического обслуживания дома ЖСК, сообщив об этом в префектуру
административного округа.
Порядок применения такого вида санкций должен быть оговорен в договоре на
предоставление услуг технического обслуживания.
VI. Для арендаторов нежилых помещений
1. Прекращение предоставления услуг в случае просрочки оплаты
В случае просрочки платежей за эксплуатационные и коммунальные услуги на срок
более трех месяцев, если такое положение предусмотрено в договоре между
сторонами, жилищное предприятие вправе прекратить предоставление услуг.
Основанием для включения такого вида санкций в договор с арендатором являются
положения постановления Правительства РФ от 26.09.94 N 1099 «Об утверждении
правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по
вывозу твердых бытовых отходов».
2. Расторжение договора аренды
С арендаторами, не оплачивающими эксплуатационные и коммунальные услуги,
территориальное агентство Москомимущество вправе расторгнуть договор аренды.
Предшествовать этому действию должно представление предприятия —
балансодержателя, являющегося стороной по договору аренды. Основанием для
расторжения договора являются положения постановления Правительства Москвы от
16.09.93 N 868 «О порядке управления недвижимостью (зданиями, сооружениями,
нежилыми помещениями) в г. Москве».