Дорожка, вымощенная благими намерениями
В минувшее воскресенье набережные Москва-реки были перекрыты. Снова репетиция Парада Победы? Приехал очень важный гость? Нет, на этот раз центр Москвы был отдан любителям велосипедной езды, проехавшим от Лужников по набережным вдоль Кремля и Красной площади до Васильевского спуска и обратно.
В велопараде Let’s bike it, проводившемся в рамках Года развития велодвижения в Центральном округе, приняло участие более 5000 человек. Удовольствие, говорят, получили огромное – никакого риска для жизни и выхлопов в лицо, центр, Москва, солнышко, и рядом такие же энтузиасты. Кстати, «Единый день велосипедных действий» в этот же день прошел в более чем 30 регионах России, что еще раз подтвердило – любителей покататься на двух колесах много. Вопрос, так ли много, чтобы, сравнявшись с Европой, объявить велосипед альтернативным видом городского транспорта и с его помощью решить разом проблемы пробок и загрязнения воздуха?
«Мы хотим сделать наши города более комфортными для жизни, более экологичными, чистыми, здоровыми. Мы видим большой потенциал и множество преимуществ для российских городов в развитии велодвижения. Этот потенциал реализуется во многих странах мира – почему бы нам всем не объединиться, чтобы вместе сделать это в России?» – говорит лидер зеленого движения ЭКА Марина Кокорина.
С целью не поспоришь, кругом – сплошная выгода. Велосипед относительно дешев, маневрен, экологичен, прост в обслуживании, ему не требуются бензин и многокилометровые парковки, он сам – воплощение здорового образа жизни, а на Западе, где, в отличие от нас, следить за здоровьем считается хорошим тоном, еще и признак респектабельности.
Наши догоняют: в нынешнем году планируется проложить 84 километра велосипедных дорожек, к 2016 году планируется создать 17 тысяч велопарковок. Пересядет ли при этом население Москвы на велосипеды?
Даже если оставить в стороне климат, вопросов остается немало. Специальные дорожки на магистралях имеют смысл в том случае, если они действительно являются безопасной, комфортной для велосипедистов зоной – по ним не мчатся крутые авто, на них не паркуются, нет выбоин, луж на полколеса. До всего этого пока что далеко – ровные дороги и тротуары, перекладывай их хоть три раза в год, у нас отсутствуют как класс. И загадочное свойство нашего менталитета, почему при смене веков, строя, сезонов постоянным остается одно – лужа у дома, прозаическому европейцу, наверное, не понять никогда. И почему укладывавшиеся для слабовидящих (по случаю Года равных возможностей) желтые ребристые плитки на тротуаре никому не помогают, а только мешают ходить.
Словом, развитие велодвижения – прекрасная инициатива. Главное, чтоб она, как это у нас часто бывает, не ограничилась очередной кампанией, по итогам которой отчитаются о построенных километрах и потраченных миллионах. Чтоб количество перешло в качество – каждого метра дороги, поведения на ней и всей жизни в целом.