Дом творчества
Наверное, с высоты птичьего полета это здание похоже на огромный муравейник, куда спешат его жители. Так и в Центр развития творчества детей и юношества имени А. В. Косарева каждый день тянутся вереницей мальчики и девочки разного возраста. Кто-то сам несет увесистые сумки, кому-то помогают родители. Наши корреспонденты решили выяснить, чем так притягательно это место для подрастающего поколения Восточного округа.
Дорогу – талантам
Ответ лежит на поверхности: здесь увлечение по душе может найти каждый. Как рассказала директор центра Татьяна Королева, занимаются тут и в филиалах центра, занимаются 10 тысяч ребятишек. Еще давным-давно, когда здание бывшего Дома пионеров (открытого в 1923 году) располагалось на Бауманской площади, свою творческую деятельность в его стенах начинали актеры Лев Дуров, Алла Ларионова и Ролан Быков. Здесь же получила азы музыкального образования певица Екатерина Семенова, первые работы ныне известных художников тоже были сделаны тут, имена знаменитостей можно продолжать и продолжать… Но не это главное – сегодняшнее подрастающее поколение с таким же увлечением, как и десять, и тридцать, и сорок лет назад занимается искусством: танцами, живописью, дети играют на музыкальных инструментах, поют в хоре и вокальных студиях, изучают экологию, занимаются спортом, познают азы военного дела и многое другое.
Центр расположен в здании, где все для этого есть. Его можно назвать уникальным, поскольку построено оно в 80-х по специальному проекту. Кроме просторных студий есть спортивные залы, этот дом творчества на Востоке столицы может похвастаться и бассейном. Практически все занятия для ребят – бесплатны. Сюда с удовольствием водят детей люди с разным достатком.
В раздевалке сталкиваемся со старшеклассником, вокруг которого вьется стайка разновозрастных ребятишек. Выяснилось: старший брат привел своих младших на занятия в центр. «Занимаюсь современными танцами, самый младший ходит в духовой оркестр, а сестренка – в изостудию», – охотно делится парень. Оказалось, кружки посещает много ребят из многодетных семей. Пока мамы хлопочут по хозяйству, их чада – под присмотром опытных педагогов и заняты любимым делом.
Портрет для мамы
Поднимаемся на третий этаж. Коридоры сверкают свежевыкрашенными стенами, окна украшают красиво задрапированные портьеры. В центре ведется капитальный ремонт. Поскольку здание немаленькое, а учебный процесс в нем не прекращается даже в летние каникулы, то приводят его в порядок частями.
Крыло, где расположена студия изобразительного искусства, отремонтировано года два назад. Нас встречает педагог Светлана Чубарова. Она уже тридцать лет воспитывает юных художников в этом доме творчества. Многие ее ученики продолжают учиться в художественных вузах.
– Светлана Васильевна, спасайте меня! – раздается в тишине класса призыв о помощи. Это 15-летняя Даша в отчаянии заламывает руки: никак не удается ей написать деталь моста, на котором – двое влюбленных.
Это мы попали на занятие, где сегодня работают на вольную тему. В группе по 15 человек, малыши рисуют сказочные страны, старшие ребята – первую любовь. 7-летний Алеша признается, что ему больше нравится рисовать с натуры: «Натюрморты, цветы, природу – все что вижу. Когда мама просит сделать ее портрет, то и это делаю».
В теплое время года студийцы выбираются на пленер: в парки – Бауманский и Измайловский, в зоопарк, гуляют и работают в других живописных уголках столицы.
В правом крыле на втором этаже расположилась студия «Гончарное дело», тут преподает художник-керамист, заслуженный дизайнер России Грета Орлова. На ее уроках ребята узнают об истории гончарного дела, учатся работать на гончарном круге. В творческой лаборатории есть небольшой выставочный зал, где представлены лучшие работы педагогов и их подопечных. Кстати, именно изразцами Орловой украшен Кремль в Измайлово. Так что ученикам есть с кого брать пример.
На театральных «Подмостках»
Эти дети рисуют и лепят, а мы отправляемся дальше. Путешествие по центру завораживает: многие холлы украшены диковинными деревянными скульптурами – они подарены художником Вячеславом Почечуевым. Этажом выше в левом крыле расположилась театральная студия «Подмостки». На сцене небольшая труппа пятиклассников готовится к отчетному концерту для родителей и сверстников – репетируется небольшая пьеса Эдуарда Успенского.
По словам художественного руководителя Анатолия Попова, в студию принимают всех – и первоклашек, и старшеклассников. В году нынешнем здесь занимается 56 ребят, многие родители которых также бегали сюда на репетиции. «Неважно, какая дикция у ребенка, усидчив он или нет, быстро запоминает тексты или на это уходит не один день. Каждый ребенок индивидуален, в каждом есть своя искра таланта, которую следует вовремя заметить и раздуть», – рассказывает худрук. На стене висят стенды с фотографиями выпускников: тридцать лет назад «Подмостки» носили название «Пионерский театр миниатюр». С теплотой рассказывает Анатолий Васильевич о тех годах. Говорит, что раньше на репетициях разгорались горячие споры по поводу того, как создан образ того или иного персонажа, а сегодня дети, к сожалению, читают очень мало. И это нетрудно заметить. Но в студии дети учатся дружить и помогать друг другу, чувствовать партнера и понимать его с полуслова. Ученик 5 класса школы № 445 Саша Ткачев занимается уже три года. И сыграл уже три главные роли. Вика Кузина из 339-й школы – дипломант окружного фестиваля искусств «Хрустальная капелька».
Жизнь в истории
Помимо отделов эстетического воспитания и декоративно-прикладного и изобразительного творчества, по этажам которых мы прошлись, в центре есть еще отдел музыкального развития, технического творчества, физического воспитания, эколого-краеведческий отдел, где есть настоящий экзотариум.
На базе ЦРТДиЮ им. А.В. Косарева расположен окружной Центр военно-патриотического и гражданского воспитания. Работает военно-патриотический клуб «Барс». Как рассказала руководитель структурного подразделения гражданского воспитания и военно-прикладных видов спорта Надежда Хряпова, окружной центр, филиалы которого есть в школах, посещает более 500 воспитанников. Ребята с 12 лет проходят основы начальной военной подготовки, учатся стрелять, оказывать первую медицинскую помощь, изучают историю России. Большая работа проводится в школьных музеях боевой Славы. Например, в центре образования № 1324 создан клуб «Огненные страницы истории» – здесь идут занятия по военно-морскому делу. Ребята встречаются не только с российскими фронтовиками, но и с американскими моряками, обучаются знаковой системе семафора. А вот ребята из школы № 1947 изучают историю Великой Отечественной войны по экспозициям музеев столицы и Подмосковья. Вместе с педагогами и родителями они выезжают в хранилища и ведут записи.
Встречаются воспитанники окружного Центра военно-патриотического и гражданского воспитания с фронтовиками, с героями наших дней. У них в гостях не редкие гости – полицейские, пожарные и многие другие, чья профессия связана с риском и спасением жизней других людей. Так что, посещая центр, ученики могут определиться еще и с тем, кем стать.
…К вечеру этот дворец творчества стал заполняться другими звуками: после учебы собирались старшие ребята, для которых интересен хип-хоп, рукопашный бой, авиамоделирование и фотодело. В этой творческой кузнице горят огни, а это значит, что в классах и студиях рождаются будущие кулибины, шаляпины и другие, возможно, великие люди завтрашнего дня.
Мы покидали центр с чувством легкой ностальгии, словно вернулись в пионерское детство.
К сведению
Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях столицы. Для школьников и учащихся организованы занятия в кружках, секциях, студиях, клубах.
В структуру системы дополнительного образования Москвы в настоящее время входят 155 учреждений дополнительного образования: 15 учреждений городского подчинения, 135 учреждений окружного подчинения, 5 центров организационно-методического обеспечения.