07:25:50
23 ноября 2024 г.

Не жалейте – помогите

РазноеВпервые понятие «равные возможности» широко вошло в наш обиход менее двух лет назад – именно так назвали 2009-й: «Год равных возможностей». Но уже тогда было объявлено: это не разовая кампания, текущий год – переломная веха, отправная точка коренного изменения городской среды – имея в виду удобства для людей с ограниченными возможностями. Речь шла о домах, улицах, общественных зданиях. Что сделано с тех пор? Что предстоит?

Кому недоступна среда

Весь мир давно уже озабочен этой проблемой – сделать жизнь в городах уютной, комфортной для всех его жителей, а не так, чтобы некоторые группы граждан чувствовали себя в нем чужими, ненужными, чтобы порой он становился для них враждебным и даже опасным. Речь идет об инвалидах.

На Западе к решению такой задачи приступили несколько раньше, с начала 80-х годов. Не такой уж большой срок, между тем за это время городская среда в Европе стала резко меняться, люди малоподвижные, с недостатками зрения, нарушенной координацией движения смело выходят на улицы, зная, что им предложат услуги на только добрые люди (они, несомненно, есть и у нас), сам город придет им на помощь. И вот такая работа началась и у нас. Вспомним ее вехи – хотя бы с точки зрения законодательных актов.

Но прежде есть резон все же напомнить печальные и жестокие моменты нашей истории. Впервые в массовом количестве – и это было естественно – на улицах города инвалиды появились во время и после войны. Социальное обеспечение для них было скудным, многие нищенствовали. Как поступила страна со своими защитниками? Она просто решила от них избавиться – дабы не портили внешний облик городов, бодро шагающих к коммунизму. Особо искалеченных высылали на остров Валаам, который стал для них своего рода ГУЛАГом.

Дальнейшие шаги по отношению к инвалидам были, конечно, не столь жестоки, но и особое внимание государство им не уделяло. Да, пенсионная система стала более гибкой, денежное пособие инвалидам – выше, но что касается городских удобств для инвалидов – об этом по-прежнему никто не думал. Лишь в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который впервые целью государственной политики объявил не социальное их обеспечение (что, безусловно, тоже важно), а предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации общечеловеческих прав и свобод.

Первая комплексная целевая программа по социальной интеграции инвалидов была принята в Москве в 1998 году – сроком на три года, а спустя еще какое-то время – в 2001-м – появился такой же закон в столице: «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур». Но что говорить – в основном, это были лишь декларативные акты, на их реализацию средств практически не выделялось. И вот – 2009 год. Формально – это третий этап программы, объявленной в 98-м. А по сути – начало перемен в городе, который реально стал стремиться к тому, чтобы стать добрее, внимательнее к своим гражданам. Намечено было около тысячи мероприятий, не все выполнены, этого следовало ждать, но начало перемен было положено. К этому стоит добавить, что еще в сентябре 2008 г. наша страна подписала Конвенцию о правах инвалидов, ратифицированную в 2010-м. Так что у нас появились и международные обязательства.

В Москве – свыше 1 млн. инвалидов. Но если говорить о равных возможностях всех граждан, то в них нуждаются самые разные маломобильные группы населения: пожилые, мамы с колясками, в общем, все люди, которым трудно передвигаться.

Удобно ли в квартире?

Понятно: первым делом надо было заняться квартирами, домами. Сразу вопрос: именно теми, где живут инвалиды? Да нет, всеми. Сегодня человек здоров, но кто ведает, что с ним станет завтра? Да и не молодеем мы…

Архитекторы утверждают: «То, что удобно инвалиду, будет хорошо для всех». Иными словами, все дома (и квартиры!) должны быть удобны и комфортны для проживания всех граждан. Это новый принцип проектирования типовых зданий, так называемый «универсальный дизайн». Правда, пока в ряде случаев строительство осуществляется по проектам, не предусматривающим комплексное обеспечение доступности. Тем не менее, жилища, где поселяют указанную категорию людей, по мере возможности уже приспосабливают для их нужд.

Лифт чуть шире, чем обычный, чтобы туда могла проехать коляска. В домах есть подъемные платформы. В квартирах нет порогов. Просторнее, чем обычно, коридор. Шире дверные проемы (вместо 80 см – 90см). В комнатах розетки – на уровне кресла. Не поднимаясь с него, можно выполнить всю домашнюю работу: пропылесосить, включить нагревательный прибор, утюг. Больше по размерам санузел, ванная комната, оборудованная специальным гидравлическим подъемником, откидными поручнями и другими приспособлениями. Пока таких домов, где есть полностью оборудованные для инвалидов квартиры, немного – порядка 400.

Для обеспечения доступа инвалидов в узкие лифты и подъезды многоэтажных домов старой застройки, которые невозможно приспособить для них по техническим причинам, за счет средств городского бюджета индивидуально изготавливаются вторые, нестандартные кресла-коляски, проходящие в кабину лифта, а также приобретаются мобильные лестничные подъемники, которые устанавливаются в холлах.

Звонок диспетчеру

Но вот человек покинул квартиру… Пешеходные дорожки, наземные и подземные переходы, общественные и административные здания, транспорт – все это часто бывает недоступным для него. И все же ситуация меняется. На московских дорогах понижаются бордюрные камни. Разработан типовой проект реконструкции наземных пешеходных переходов на основе модульных конструкций и уже организовано их промышленное производство. Для слабовидящих людей сделаны тактильные покрытия. Они оценили и звучащие светофоры: теперь могут безбоязненно переходить улицу.

Улучшилась ситуация с городским наземным пассажирским транспортом. С 2006 года закупаются новые низкопольные автобусы и троллейбусы, полностью доступные для всех категорий инвалидов. Они уже привычны, их удобства оценили многие москвичи, не только люди, у которых ограниченные физические возможности. В общем, хорошая идея – но если честно – до конца не доведена. Высокие ступеньки в общественном транспорте – не только московская (российская), но и мировая проблема. Но в развитых странах она решается так: подъезжает к остановке автобус – и ступеньки опускаются вниз, вровень с бордюром. У нас, чтобы подняться на нее, нужно все-таки преодолеть какую-то высоту. Причем нижняя ступенька в зарубежных автобусах широкая, чуть ли не платформа, что тоже удобно.

Года два назад было изготовлено несколько сотен остановочных павильонов, оснащенных информационным табло и специальным радиоблоком связи с оператором диспетчерского центра. Так человек может получить информацию о движении по маршруту транспортных средств, в том числе приспособленных для инвалидов. Эти павильоны уже монтируются на остановках вблизи социально значимых объектов. Пока их 300. Но должны быть такие в Москве все.

Проводятся работы по адаптации станций Московского метрополитена. На ряде новых из них («Деловой центр» и др.) построили подъемники, которые позволяют инвалидам преодолеть ступени лестниц для доступа к поездам. На станции метро «Алтуфьевская» установлена специальная платформа наклонного типа, с помощью которой можно попасть в холл.

Подземные переходы. Пандусы там стали обычным явлением. Но уже пытаются делать лифты – например, у станции метро «Маяковская», который, к сожалению, никак не закончат. Но, главное – начало положено.

По ступенькам… в коляске

Стоит ли говорить, что у инвалида, да просто человека с ограниченными возможностями, те же дела и заботы в городе, что у всех людей? Но как попасть в магазин, префектуру, департамент, вокзал, суд? Так вот, в последние три года более восьми тысяч переходов переоборудованы с учетом особенностей таких людей.

У входа в некоторые городские учреждения (понятно, в первую очередь на предприятиях здравоохранения – в поликлиниках, больницах, реабилитационных центрах и т. д.) есть пандусы, поручни, платформы, которые поднимают человека к дверям лифта, а если такой возможности нет, то тут же его ждут специальные гусеничные устройства – стормаксы, «взбирающиеся» по ступенькам. На дверях кабинетов – вместе с обычной надписью – азбука Брайля. И еще для слабовидящих – ярко окрашенные первая и последняя ступени, кое-где установлены также тактильные покрытия.

Специально обустроено несколько железнодорожных вокзалов, аэропортов. Там для колясочников есть низкие таксофоны, удобные туалеты (более широкий проезд, поручни).

Из других приспособлений в общественных зданиях – низкие прилавки в магазинах: не поднимаясь с кресла, человек может наполнить свою продуктовую корзину. Такие же невысокие стеллажи, а кроме того, пандусы, раздвижные двери есть в «Книжном мире» (Медведково) – известном магазине, который осуществляет большую работу с людьми, у которых не все ладно со здоровьем.

Такие, как все

Ведомственное, административное отношение к инвалидам меняется – это так. Сейчас обычным стал вопрос – на совещаниях архитекторов, строителей: «А удобно ли это будет инвалидам?» Понятно, предстоит еще сделать многое. Но я хотел бы сказать о другой стороне вопроса: об отношении к ним самого общества. Во всем мире меняется отношение к людям с ограниченными возможностями. Главное – их считают равными со всеми остальными, интегрируют в общественную жизнь. Уже начиная с детского сада, воспитывают вместе со здоровыми детьми, принимают в обычные школы, а потом и в научные институты, учреждения, приспосабливая для этого рабочие места. Как правило, это поощряется снижением налогов для предприятия. И делается это не только с прагматической точки зрения (среди инвалидов немало талантливых людей, более того, иногда недостатки в физическом развитии – такова одна из загадок природы! – компенсируются повышенными умственными возможностями), но и для гуманизации общества, смягчения нравов, толерантного отношения к «другим».

К сожалению, для нас это пока не пройденный этап. Люди в своей массе еще не готовы принять близко к сердцу проблемы сограждан, которые ограничены в своих физических возможностях, проникнуться их заботами, принять в свой круг как равных.

Конечно, и здесь нельзя не сказать, что в городе понимают эту проблему и делают какие-то шаги, чтобы приучить людей мыслить по-другому. Так, у нас уже есть детские сады и школы, где применяется модель инклюзивного образования, т. е. совместное обучение самых разных детей. К сожалению, их пока мало. И дело вовсе не в том, что для этого должны быть каким-то образом приспособлены помещения, специально подготовлены кадры воспитателей учителей. Самое удивительное, что против выступают… родители здоровых детей. Не хотят они, чтобы рядом с их «полноценным» ребенком играл или сидел за одной партой другой, «несчастненький». «Не надо нам чужого горя, у самих хватает забот». Потом мы удивляемся: откуда в обществе жестокость, равнодушие? Почему дети вырастают такими черствыми, безразличными – по отношению к собственным же родителям?

Не забуду одного конкретного случая десятилетней давности. У одного подъезда установили подъемную платформу для инвалидов. Жильцам она показалась лишней: зачем нам лишние железки? И они разобрали ее, выбросив части устройства на помойку. В то время об этом много писали. Но вот прошло время, теперь таких подъемников немало. А поступают с ними часто так же – ломают.

Милосердие – не на словах, на деле – еще не стало нашей добродетелью. Только не надо путать его с жалостью, она инвалидам меньше всего нужна. Вовсе не надо выделять их среди других, просто надо относиться к ним с равной уважительностью и разве чуть-чуть большим вниманием. Первый шаг уже сделан – постепенно адаптируется городская среда. Она становится добрее ко всем людям. И как знать – может быть такая ситуация изменит отношение к инвалидам в обществе вообще? Во всяком случае, на это хочется надеяться.

Игнат Гареев

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация