Вода не прощает ошибок
Спасатели пригласили журналистов в рейд по Пироговскому водохранилищу. Спасением на водах уже много лет занимается подразделение МЧС, которое называется ГИМС – государственная инспекция по маломерным судам. Как работают спасатели? Как вести себя на воде: и купальщикам, и водителям катеров и яхт? Об этом в нашем материале.
Как сообщали в главном управлении МЧС России по Московской области, в июле было разрешено купаться в прудах и реках в 24 подмосковных зонах отдыха. Причем почти половина этих точек расположена в районе Мытищ. Это и знаменитая «Бухта радости», куда ходят суда с Северного Речного вокзала, и еще несколько оборудованных зон.
Нарушитель конвенции
База ГИМС Мытищинского района находится на берегу Пироговского водохранилища. «Акулы пера» надели спасательные жилеты и сели на два катера МЧС. За рулем нашего был инспектор ГИМС по Московской области Василий Марасанов.
Пироговское водохранилище – часть Клязьминского от Чиверево до Пироговской плотины. Соединено с Учинским водохранилищем, которое располагается севернее Пироговского, искусственным каналом им. Москвы. На западном окончании построена плотина, сквозь которую вытекает Клязьма. Водохранилище популярно среди яхтсменов и любителей гидроцикла.
Суббота, водная гладь пестрит лодками и катерами, они медленно перемещаются по судовому ходу. По берегам устроились загорающие, на мелководье плещутся купальщики. На катамаране около берега – мужчина в позе роденовского мыслителя зачарованно смотрит на воду. Живописная картина… Но мы должны быть предельно внимательны. Мы же – патруль.
Прошли на катере, наш капитан сделал несколько замечаний участникам движения на воде: в одной из лодок – девушка без спасательного жилета, а на одной из надувных лодок не значилось имя судна, к которому лодка приписана.
– Наименование корабля наносится на сателлит, – говорит нарушителям инспектор. – Идите к берегу и рисуйте!
И если в первом случае безжилетная пассажирка надела его, во втором – безымянному судну пришлось направиться к берегу. А наш капитан между тем остановил гидроциклиста. У того с собой не оказалось документов на судно, и он тоже покорно направился к берегу. Мы пошли следом за ним.
– Гидроциклисты часто оставляют документы на берегу, боятся их замочить, хотя такой водный транспорт оборудован водонепроницаемым боксом. Также можно приобрести мешочек, повесить на шею, он воду не пропускает, – поясняет нам Марасанов.
Бумаги, которые предъявил мужчина на берегу, оказались совсем не те, с какими положено выходить на открытую воду: договор купли-продажи гидроцикла и удостоверение водителя. А нужен был талон техосмотра плавсредства, которые выдает сама ГИМС.
Пока Марасанов выписывает ему штраф (500 рублей), Максим (так зовут нарушителя) честно признается – только что купил новую игрушку и привез ее из Питера, чтобы покататься. И в первую же прогулку попался…
По его словам, в Северной столице нет таких строгостей, но все равно кататься ему больше нравится под Москвой, утверждает незадачливый морской волк.
Инспектор просит нарушителя толкнуть наш катер, прибитый волной за время разговора к берегу. Тот с готовностью прыгает в воду, помогает нам выбраться. Расстаемся друзьями.
Спасти Красную шапочку
Василий Львович объясняет, почему происшествия на воде гораздо опаснее, чем на суше.
Допустим, вы потеряли сознание. На суше через несколько минут придете в себя. А на воде за это время пойдете ко дну. А когда придете в себя, непроизвольно вздохнете и… Вода пойдет в легкие. Поэтому все, даже те, кто катается на тихоходном катамаране, обязаны надевать спасательные жилеты.
Мы как раз барражируем вдоль «Бухты радости». Народу столько, что берега не видно. На воде все одеты в спасательные жилеты, целая гора оранжевых безрукавок лежит под дубом на берегу. На мелководье копошатся дети, на деревянную пристань выбегают ныряльщики, туда же выезжает инвалид на электроколяске. Вода всех манит к себе.
Инспектор включает «громкую связь» и обращается к одинокой пловчихе:
– Дама в красной шапочке! Плывите к берегу, вы сейчас на судовом ходу, под вами 16 метров воды!
«Красная шапочка» покорно гребет к берегу, а мы продолжаем патрулирование.
Катер МЧС – самый быстроходный, и прочие прогуливающиеся завистливо смотрят нам вслед. Трое на яхте под парусом тихо идут, ничего не нарушая. Секрет прост: все они знают Марасанова. Он выдавал им талоны техосмотра, осматривал суда – вот и приучил местных яхтсменов жестко выполнять правила, прописанные для плавсредств.
Дети на судовом ходу
Вдруг на судовом ходу в Пироговском рукаве мы видим странную картину: группа малышей на утлых суденышках пытается поймать ветер в игрушечные паруса. Подходим к ним на катере, спрашиваем, кто старший?
Дети отвечают нам по-испански. Инспектор, несколько опешив, повторяет свой вопрос уже на ломаном английском: что-то про биг босса, понимаю я… Малыши, догадавшись, чего хочет дядя в форме, зовут старших. Две суетливые дамы поворачивают свою лодку в нашу сторону.
– Леди, почему ваши дети оказались на судовом ходу – кричит им инспектор.
– Грасиас! – отвечает одна, похоже ни слова не понимающая по-русски.
Только при помощи жестов удается объяснить заморским морячкам, чтобы они увели детские лодки с судового хода. Собравшись вместе, они медленно уходят за ближайший мыс, а мы идем по воде искать организаторов этого опасного соревнования. Находим их довольно быстро. Люди на большом катере выслушивают гневную тираду Марасанова:
– Все детские соревнования клубы проводят только в акватории базы ГИМС, на виду у спасателей!
Слышатся недовольные ответы, что, мол, там мало места, постепенно тон меняется, и наступает перемирие. Им ссориться с инспектором нельзя.
– Дети на этих своих тазиках на судовом ходу могут просто перевернуться, – теперь нам поясняет свои решительные действия Василий Львович.
Мы спрашиваем инспектора о происшествии прошлого года, когда здесь, на Пироговском, под винтами катера погибла девушка. Оказывается, Марасанов дежурил в тот день, прибыл на место трагедии через 2 минуты после случившегося, когда девушку на надувном матрасе уже транспортировали на берег. Он рассказывает, как вызвал врачей из «медицины катастроф», получил фото- и видеосъемку аварии. Потом прибыли следователи прокуратуры, и инспектору ГИМС было приказано отдать им все материлы .
…Ограничений скорости на судовом ходу для катеров нет, но почти все берега на Пироговском – это места купания, и если катер мчится со скоростью 100 км в час, он гонит перед собой волну до двух метров, что опасно для купальщиков.
Все суда, даже гребные лодки, должны ходить в 150 метрах от берега. Потому что, если вы на веслах – спиной к носу лодки, то не видите, что впереди вас. А человек, плывущий на спине, тоже не увидит вашу лодку, и рискует получить веслом по голове.
Правила на воде – простые, но выполнять их надо обязательно. На станциях спасателей в Зеленограде, например, спасатели ставят на стене крестик и дату, когда в их водоеме тонет человек. За сезон таких крестиков набирается несколько… И чаще всего гибнут пьяные. Почти стало традицией, кидаться в воду, приняв на грудь.