Спроси себя самого
Подмосковные власти в 2011 году хорошо подготовились к пожароопасному сезону, заявил во вторник на селекторном совещании по проблемам тушения лесных пожаров в РФ первый вице-премьер Виктор Зубков. В свою очередь замглавы Рослесхоза Евгений Трунов сообщил журналистам, что сейчас ситуация в Московской области с лесными пожарами находится под контролем: «Все пожары ликвидируются в день обнаружения», – добавив, что в понедельник было потушено девять очагов возгорания леса в Подмосковье.
А неделю ранее другой заместитель главы Рослесхоза, Николай Кротов, сообщив, что на территории Московской области с 20 июля 2011 г. будет наблюдаться тяжелая пожарная обстановка, все же обнадежил, что повторения прошлогоднего задымления не будет. Насколько крепки основания для оптимизма? Об этом речь в статье.
И не только… У американцев есть хорошая фраза, которая в измененном виде могла бы звучать так: «Не спрашивай у страны, что она может сделать для предотвращения пожаров. Спроси себя, что можешь сделать сам»?
Главный враг
Лесному фонду Московской области в связи с жарой присвоен четвертый (высокий) класс пожарной опасности, сообщило Федеральное агентство лесного хозяйства. «Воздух прогреется местами до плюс 36 градусов. По прогнозам, высокие температуры установятся до начала августа. В связи с этим в лесах Подмосковья в несколько раз возрос риск возникновения и распространения лесных пожаров, чрезвычайных ситуаций, связанных с природными, в том числе и торфяными, пожарами», – говорится в сообщении Рослесхоза.
Ранее, 18 июля, губернатор области Борис Громов в режиме видеоконференции провел совещание по усилению противопожарных мер. И по словам губернатора, проведенная проверка деятельности оперативных штабов выявила недостатки. Например, в некоторых штабах при численности от 19 до 30 человек в штабе в момент проверки находился лишь один дежурный. Хромает работа по организации добровольных пожарных дружин, особенно в садовых и дачных товариществах. Потому, в частности, губернатор поставил перед главами муниципальных образований задачу – провести встречи с представителями дачных и садовых товариществ на предмет недопущения на территории дачных и садовых участков розжига костров.
То есть речь идет о повышении уровня общественной сознательности у частных лиц. Увы, все прежние попытки государства хоть немного приподнять этот уровень пока не увенчались успехом. Стоит ли надеяться на то, что прошлогодний огненный катаклизм изменил нас, сделал более ответственными? Что перестанем делать в лесу шашлыки?
А вот отношение подмосковных властей к пожарной безопасности прошлое лето, похоже, изменило. Загодя, зимой, начали активную подготовку к пожароопасному сезону. Число лесничих увеличили в два раза. Закупили большое количество техники, которую распределили в самые пожароопасные районы. Занялись оборудованием 80 дополнительных точек видеонаблюдения, увеличив число наблюдательных вышек тоже в 2 раза. «Сегодня к пожарам мы готовы. Хотя бы потому, что точно знаем: они будут», – прямым текстом заявил Борис Громов еще в мае.
«Много сделано, но есть недоделки, которые могут повлиять на ситуацию, как это было в прошлом году», – признал губернатор в интервью после вышеупомянутого совещания. – Причем такие недоделки есть в тех районах, которые в прошлом году больше других пострадали от пожаров», – подчеркнул он, уточнив, что речь идет о Егорьевском, Луховицком, Орехово-Зуевском, Щелковском районах. А в Талдомском, Каширском, Сергиево-Посадском, Серпуховском, Можайском и других районах доля неисправных пожарных гидрантов превышает средний областной показатель, то есть более 7 процентов, сообщил Б. Громов.
Правительством области приняты превентивные меры против главного врага леса – человека, ограничив посещение лесов гражданами. До сих пор такие меры применялись только во время ЧС, но, учитывая опыт прошлогодних лесных пожаров, подмосковные власти решили подстраховаться заранее: губернатор еще в апреле подписал распоряжение об ограничении доступа граждан в лес с 1 мая. Как сообщила пресс-служба правительства региона, в первую очередь ограничен въезд автотранспорта и посещение людьми лесных массивов и торфозалегающих территорий, особенно это касается поселений Шеметовское и Селковское. Запрещается разведение костров, поджигание сухой травы, листьев и мусора; использование открытого огня; растопка печей, кухонных и котельных установок на твердом топливе при сильном ветре. «Теперь все будет зависеть от реакции людей», – сказал Б. Громов.
А от них зависит очень много. Заместитель председателя подмосковного правительства Василий Громов отметил, что причиной 99% лесных пожаров в регионе стал человеческий фактор. «Это я могу сказать точно», – подчеркнул он. Подтверждает это и статистика, фиксирующая резкие скачки возгораний после выходных дней.
Не пускать граждан в лес – мера непопулярная и трудновыполнимая из-за огромного наплыва отдыхающих в Подмосковье. По мнению Николая Кротова, хотя бы в зонах торфяных болот людей в выходные быть не должно. Пока же предприняты первые шаги по созданию особых зон отдыха в Подмосковье. У обочин дорог начинают строить беседки и оборудовать места для костров, но их еще очень мало. Резкое увеличение штрафов за разведение костров и курение в лесу могло бы «пробудить» сознательность граждан, но этим летом такого постановления, конечно, не будет: у депутатов – летние каникулы.
Сейчас штраф за разведение огня в лесу составляет от полутора до двух с половиной тысяч рублей, но поймать нарушителя почти невозможно. И это несмотря на то, что штат подмосковных лесничеств недавно увеличили до 1,2 тыс. человек, кроме того, мониторинг будут вести 800 человек из подрядной организации, ответственной за пожарную охрану в лесу. Таким образом, 2 тыс. человек будут обслуживать более 2 млн га леса, то есть всего один человек несет ответственность за 1 тыс. га.
Конечно, мониторинг могут вести и с воздуха, для чего в составе Рослесхоза есть ФГУП «Авиалесохрана», но в его распоряжении всего 51 самолет на всю Россию, причем многие из них в нерабочем состоянии. В обычное время авиапатрулирование всей Московской области ведут всего два самолета. При крайней необходимости их число может быть увеличено до четырех. Но и это мизер для такой территории, размером со среднюю европейскую страну.
А потому Рослесхоз обращается к гражданам: «В такую сухую, жаркую погоду даже искра может стать причиной крупного пожара в лесу. При обнаружении огня в лесу звоните по единому бесплатному номеру горячей линии Рослесхоза по лесным пожарам: 8-800-100-94-00», – просит лесное ведомство.
Правда, есть планы на будущее оснастить подмосковные вышки сотовой связи видеокамерами с тепловизорами. Пилотный образец уже стоит в подмосковном Бисерово. В течение месяца еще три телетепловизора появятся на вышках сотовой связи в Мытищинском районе. Но пока это только эксперимент.
МЧС России называют ситуацию с природным пожарами в области контролируемой. Всего с начала пожароопасного сезона (25 апреля) в подмосковных лесах был зафиксирован 301 пожар против 477 за тот же период в прошлом году. Да, по сравнению с таким же периодом прошлого года количест-во пожаров сократилось почти в полтора раза, но это еще ни о чем не говорит. Пока нам везло с дождями.
Между тем в Клинском районе Москов-ской области 14 июля введен режим чрезвычайной ситуации. В связи с этим в Клинском районе запрещается посещение лесов и торфяников. За соблюдением этого решения будет следить полиция. Как сообщила пресс-служба, на въездах в леса будут организованы блокпосты, автомобильное и пешее патрулирование. Надзор за наличием пожаров в лесах и на торфяниках усилят, авиаоблеты территории района с захватом территории Конаковского района Тверской области будут проводиться ежедневно, а в выходные и праздничные дни – дважды в день, отмечается в сообщении.
В пресс-службе добавили, что лесникам поручено ликвидировать имеющиеся несанк-ционированные съезды в леса и на торфяники, завершить опашку лесного фонда, а дорожным службам – организовать очистку полос вдоль дорог от мусора, валежника, а также ликвидировать несанкционированные съезды на поля.
Особый противопожарный режим был введен в Шатурском районе Подмосковья еще в начале июля. Каждый день огнеборцы ликвидируют десятки новых очагов. «Ситуация с лесными пожарными находится под контролем. Мы здесь работаем каждый день, чтобы все спокойно могли спать, работать и беречь свое здоровье», – заявил глава Шатурского района Александр Келлер. По словам начальника пожарной охраны Шатурского гарнизона ГУ МЧС России по Московской области Александра Марченко, спасатели учли допущенные летом 2010 года ошибки. «Мы увеличили группировку народных дружин и лесников. Закупили новую пожарную технику и экскаваторы, которых не хватало в прошлом году», – рассказал он.
Вредная привычка опаздывать
И все же угроза огненного катаклизма по-прежнему реальна, пока не решены две главные проблемы – обводнение торфяников и разбор горельников.
Общая площадь торфяников в регионе составляет 260 тыс. га, наиболее пожароопасными признаны 65 тыс. га, которые и планируется обводнить в течение трех-четырех лет. В 2011 году надеются затопить всего 20–22 тыс. га. И то вряд ли. Пока дело движется плохо. «Торфяников обводнили меньше, чем хотели, – 17% от требуемого», – признал Николай Кротов.
Что касается процесса расчистки лесов от горельников, без чего не уберечь регион от пожаров, то он тоже затянется минимум на три-четыре года. По словам Н. Кротова, с расчисткой сильно запаздываем. Конкретных цифр он не назвал, впрочем, на вопрос корреспондента «КР», с месяц назад побывавшего на пресс-конференции заместителя правительства Подмосковья Николая Пищева, сколько разобрано горельников, оставшихся с прошлого года, тот озвучил цифру 10–15%. (По данным областного госстата, выгорело около 19 тысяч га леса.) Такими темпами, похоже, работа займет годы и годы.
Почему так медленно? Все те же причины: недостаток финансирования и несовершенство законодательства. Сложности с финансированием – дело обычное, но у области есть особенность. Львиная доля подмосковных лесов, на территории которых расположена основная масса торфяников, является частью Лесного фонда, то есть находится под контролем федеральных властей (Рослесхоза). Лесной кодекс разрешает передавать полномочия по защите лесов субъектам федерации, но только не в Московской области, поскольку это единственный регион, где плотность населения в 15 раз выше средней по стране. Это означает, что власти Подмосковья не имеют права тратить деньги на леса – это может быть сделано только из федерального бюджета и с разрешения правительства РФ.
Лишь часть земли Московская область может защитить сама, поскольку Лесной фонд занимает не всю ее территорию. По данным Рослесхоза, из 65 тыс. га торфяников, которые нужно затопить, 5 тыс. га – это земли области.
Неоднозначная ситуация на особо охраняемых природных территориях Московской области, которые находятся в ведении Минприроды. Еще на февральском совещании в МЧС представитель Минприроды Всеволод Степаницкий заявил, что имеющаяся в заповедниках техника «изношена» при «хроническом недофинансировании», а средств хватает только «на один-два вылета вертолета за сезон».
Дело добровольное
Наконец-то появился закон о добровольных пожарных дружинах, и теперь тушением пожаров в отдаленных труднодоступных населенных пунктах будут заниматься добровольцы из числа местных жителей, которых, по словам начальника главного управления МЧС России по Московской области Евгения Секирина, МЧС «выдвигает на первый план».
Однако остался нерешенным ряд вопросов с точки зрения стимулирования участия в таких дружинах. Так, добровольный пожарный может получить отгул по месту работы на момент участия в тушении пожара, однако его заработная плата на эти дни сохранена не будет.
Очевидно, надо увеличить число преференций и льгот членам добровольных пожарных дружин, чтобы стимулировать участие в таких дружинах. Как, например в США, где гражданин, отработавший в добровольной пожарной дружине свыше 15 лет, освобождается при выходе на пенсию от выплаты пенсионного налога.
И еще. «Скажем, решили 3–4 человека в маленьком поселке купить мотопомпу и тушить пожары, – говорит координатор противопожарной программы организации «Гринпис России» Григорий Куксин. – Но чтобы эти люди могли получить помощь от государства, они должны создать юридическое лицо и зарегистрировать его в Минюсте, получить лицензию, держать в штате трех человек с бухгалтером, застраховаться – и все это за свои деньги. На стадии создания юрлица все, как правило, останавливается. И еще они становятся обязанными выезжать на все пожары в районе». По его словам, закон мало способствует работе местных добровольных пожарных организаций и затрудняет создание новых.
Впрочем, согласно федеральному закону от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» субъекты РФ вправе закрепить меры правовой и социальной защиты добровольных пожарных в своем собственном законодательстве. Что депутаты Подмосковья и сделали, 7 июля одобрив законопроект «О государственной поддержке общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных в Московской области». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «предусматриваются виды государственной поддержки добровольной пожарной охраны: финансовой – в форме предоставления бюджетных ассигнований и предоставления налоговых льгот; имущественной – которая может осуществляться органами государственной власти Московской области в виде передачи во владение и (или) пользование, распоряжение государственного имущества, необходимого для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны».
Пока совершенно не ясно, будет ли в об-ластном законе предусмотрено материальное стимулирование к вступлению частных лиц в добровольные дружины. Разве что, как сообщил Евгений Секирин, в области уже разрабатывается программа по материальному оснащению добровольных пожарных. Но и это дело не сегодняшнее: программа рассчитана на 2012–2015 годы. Да и сам закон начнет действовать только с 1 января 2012 года.
Пока же, дай нам Бог, и дальше чтоб везло с дождями.