В тылу как на передовой
В декабре исполнится 70 лет начала контрнаступления советских войск под Москвой. Эта битва положила начало нашей Победе. Сегодня мы рассказываем о двух защитниках столицы – Владилене Бабушкине и Анне Романовой, которые помнят то героическое время.
Секретная миссия
В июне 1941-го Владилен Бабушкин окончил образцово-показательную школу № 7 имени А. Н. Радищева и даже подал документы для поступления на исторический факультет МИФЛИ. Война перечеркнула эти планы.
Вместе с товарищами он пошел в военкомат проситься на фронт. А там сказали: когда будет нужно – вызовут. Чтобы приобрести полезную для армии профессию, паренек устроился работать слесарем на автобазу Московского почтамта, сдал на права и стал водителем. Ему доверили перевозить секретную почту.
Враг рвался к Москве. Бабушкина вместе с другими сотрудниками авто-базы отправили на неделю в подмосковные леса делать завалы на просеках. В конце осени 1941-го стали формировать 1-й отдельный батальон связи, куда зачислили и Владилена. Он возил командира батальона по городу и Подмосковью. Собирали людей, радиостанции, телефонные аппараты, кабель, обмундирование.
Положение в столице было непростым. Вывозили архивы, правительство переехало в Куйбышев, эвакуировались заводы. Бои шли уже под Москвой, гитлеровцы обстреливали Речной вокзал.
Батальон связи, где служил Бабушкин, бросили на фронт в районе деревни Крюково осуществлять связь для Ставки главного командования. Было это в ноябре, а 5 декабря с артиллерийской канонады началось контрнаступление Красной Армии. Батальон связи вместе с другими частями прошел Истру, Черные Грязи, неся потери.
Уже за Волоколамском, который освободили 20 декабря 1941 года, батальон перебросили под село Княжьи Горы, совсем близко к передовой. В конце января 1942 года Бабушкин перевозил на машине узел связи и подорвался на мине. Кабина с водителем успела проскочить, а кузов взорвался.
Несколько связистов погибли, были раненые. Владилен оказался контужен, плохо слышал, его доставили в медсанбат на окраине разрушенного Волоколамска. Позже перевели в полевой госпиталь, предложили отправить в тыл, но он отказался. Понемногу стал приходить в себя.
В госпиталях среди выздоравливающих раненых искали трактористов и водителей, чтобы готовить из них танкистов. Так в начале марта 1942-го Бабушкин попал в танковые войска. Воевал на Северо-Кавказ-ском и 3-м Украинском фронтах, освобождал Донбасс, форсировал Днепр. После ускоренных курсов в Саратовском танковом училище попал в 136-й отдельный тяжелый танково-самоходный полк, получил должность старшего водителя-механика танка. День Победы встретил в Румынии в звании младшего лейтенанта.
Владилен Натанович награжден орденом Отечественной войны II степени и многими медалями, но самая дорогая для него – «За оборону Москвы».
Рукавицы для бойцов
Такую же награду за оборону Москвы имеет Анна Егоровна Романова, жительница района Восточный. Она родом с Орловщины, из многодетной семьи, приехала в Москву на заработки. В 19 лет устроилась на фабрику по пошиву рабочей одежды. Отработала год, освоила профессию швеи-мотористки, и грянула Великая Отечественная.
Вспоминает, что 22 июня 1941 года она приехала с подругами в Сталинский поселок – так тогда назывался Восточный – за продуктами, но как узнала о войне, стало не до покупок. Вернулась на фабрику, хотела ехать домой, ее не отпустили – сказали, что и здесь нужны рабочие руки. Да и ехать вскоре стало некуда, в родной деревне орудовали фашисты.
Фабрика перешла на военные рельсы, работала под девизом: «Все для фронта, все для Победы!». Вместе с другими женщинами Анна шила рукавицы, гимнастерки, маскхалаты, шинели, бушлаты… Особенно трудно было в начале войны, трудились по 12 часов, голодали. Романова делила пайку хлеба на два раза, чтобы продержаться.
В ночную смену фабрику маскировали от авианалетов, наглухо занавешивали все окна – было очень душно. После смены дежурили на крыше, сбрасывали зажигалки, потом засыпали их землей. Чуть легче стало в 1943-м, когда на предприятии открыли столовую, там варили щи из крапивы…
Быстро летит время. Сейчас Анне Романовой – 89. Над защитницей Москвы шефствуют ребята из молодежного совета, волонтеры. Они убираются в квартирах ветеранов, моют окна, балконы. И такая помощь весьма кстати. После инсульта женщине не то что мыть окна, передвигаться подчас трудно. Тем не менее, Анна Егоровна старается быть активной, входит в совет ветеранов района. К своей общественной работе она относится как и к той основной, фабричной, которую выбрала еще до войны. «Если браться, так работать как следует» – таков ее девиз.