Ожеледь аукнется весной
Такой жары, аномальной, как прошлым летом, метеорологи не припопомнят. И такое явление как ледяной дождь, по-научному – ожеледь, в средней полосе России обычно не наблюдается. Как помочь растительности Москвы прийти в себя после аномалий прошлого года? Об этом мы беседуем с профессором кафедры защиты растений Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К. А.Тимирязева, Ольгой Белошапкиной.
Для справки
Ожеледь – слой льда, образующегося на поверхности земли, деревьях, проводах, столбах, домах и других предметах путем намерзания капель переохлажденного дождя или тумана. Ожеледь наблюдается при температурах от 0 до –3°С. Толщина льда достигает нескольких см и вызывает обламывание ветвей, обрыв проводов, гибель посевов. Ожеледь создает аварийную ситуацию на автодорогах, мешает использованию зимних пастбищ. Это явление характерно для районов с умеренно холодной неустойчивой зимой, например восток Украины, Нижний Дон, Северный Кавказ, но нередко и в дальневосточной Субарктике на Чукотке.
Вы, конечно, обратили внимание, как изменились деревья в городе? Дерево не может перейти на другое место, не может уехать за город или в отпуск, и терпит, как стойкий оловянный солдатик, когда ему зимой под ствол валят химикаты. Если уж железобетонные опоры освещения в столице от подобного обращения постепенно крошатся, и их приходится менять на новые, то деревьям уж точно приходится туго. А тут еще и мать-природа устроила растениям испытания на выживание. Выживут ли?
Спрашиваю профессора.
– Поскольку лето выдалось не только жаркое, но и сухое, растения к зиме плохо подготовились. По деревьям это пока незаметно, а вот многие многолетние кустарники, цветы и газоны в городе были пересушены и погибли еще осенью.
Для деревьев, если помните, были еще неблагоприятные факторы: осень была теплой и затянулась, и у некоторых кустарников и деревьев вегетационный сезон начался в ноябре. Смородина и жимолость, сирень, а кое-где и береза вошли в зиму с распустившимися почками, и ничего хорошего это растениям не сулит. А потом – фактически сразу, в декабре – им пришлось испытать еще и ледяной дождь, и растения ушли в зиму, под снег, неподготовленными. Для тех деревьев и растений, почки которых находились в состоянии покоя, ледяной дождь был не так опасен.
Сейчас в городе можно увидеть, как пострадали от ожеледи деревья: если они и не рухнули целиком, то многие ветви пострадали, сломаны, склонились до земли.
Поэтому на коммунальщиках (а именно в структуру ЖКХ входят организации по уходу за растениями – Прим. авт.) лежит огромная кропотливая работа: выпиливать сухие, погибшие сучья, замазывать срезы, чтобы не было инфекционных заболеваний, чтобы деревья не пострадали потом от короедов и прочей заразы, которая гнездится в поврежденной древесине.
Собственно говоря, растения – это живые организмы, и если им хотя бы немного помочь, то они обязательно выживут, несмотря ни на что! Но для этого надо ударно поработать и по возможности поливать и подкармливать деревья и кусты. Полив, конечно, будет зависеть от того, какая будет весна, как долго влага останется в почве.
– Похоже, московским кленам и ясеням нужно пройти курс реанимации после испытаний этого года, их придется выхаживать, как тяжелых больных. Наши городские службы готовы к такому «лечению»?
– Да, они используют органические подкормки – гуматы, эти препараты дешевы, и ничего не стоит добавить их в цистерну с водой перед поливом. А иммунномодуляторы можно добавлять при опрыскивании растений от вредных насекомых. Это повышает устойчивость растений к болезням.
– Часто приходится видеть, как около новых домов сажают деревца, которые потом чахнут. Как ухаживать за саженцами в городе? Какие деревья, а главное, в каком возрасте нужно высаживать?
– Это смотря какое дерево. Дубы, гарантировнно, не зачахнут, если им уже исполнилось 80 лет. Только в таком почтенном дубовом возрасте можно быть уверенным, что это дерево будет жить дальше и даже станет долгожителем. Если дерево перейдет этот рубеж, то оно и нас и наших потомков переживет, способно держаться на половине древесины и половине листьев!
Бывает, дерево стоит корявое, страшное, полузасохшее, но однако же, оно будет жить. Помните, как в романе «Война и мир» Толстой описывает старый дуб? Насколько страшно выглядит дерево без листьев, настолько же оно прекрасно весной. Когда стоит зеленое, прекрасное, живое.
Для Москвы надо подбирать более адаптированные породы, в настоящее время их много: те же липы и разные виды кленов, рябины, тополя. Считаю, что тополя подверглись гонениям совершенно незаслуженно! Собственно говоря, они в нашем городе всегда росли, всегда семена у них были. Эти деревья очень хорошо восстанавливают листву после любой обрезки и после любой зимы всегда живы. Другое дело, что их тоже надо периодически менять, смотреть, чтобы не было стволовой гнили, чтобы старое дерево не угрожало обрушением в период ураганов. Этим делом должны заниматься специалисты.
– Как обеспечены ими службы озеленения Москвы?
– Старая гвардия имеет очень хорошие знания, люди получали специальное образование в нашем вузе или Лесотехническом институте (ныне – Московский государственный университет леса – Прим. авт.). Сейчас основная проблема в том, что молодежь после вуза не идет работать в бюджетную сферу. Молодые хотят совсем иного уровня оплаты своего труда. Немногие выпускники готовы слушать советы старших, которые говорят, что надо поначалу смириться с небольшой зарплатой. Мы их, конечно, убеждаем, что не в деньгах счастье, но жизнь их другому учит. А для меня, например, нет большего наслаждения, чем увидеть растения, посаженные своими руками, когда они зазеленеют.
– Многие москвичи-дачники знают, что в Тимирязевке можно купить качественные саженцы. А для города вы выращиваете?
– Самые разные, в том числе – и декоративные, которые в некоторых районах Москвы сажают для быстрого весеннего озеленения. Кроме того, у нас выращивают саженцы кустарниковых, древесных пород, даже лиственниц. Каждый год академия проводит День древесных насаждений, и в этот день к нам много народу съезжается, в том числе, из российских питомников, и разбирают наши растения.
– На территории академии есть прекрасная Лиственничная аллея, а также растут многие редкие растения. Как на них отразились декабрьский ледяной дождь и жара прошлого лета?
– Территория академии– это особый уголок, где сложился уникальный микроклимат. Благодаря множеству прудов влажность здесь повышенная, и наши растения гораздо лучше переносили природные катаклизмы, чем городские деревья и кусты. В жару нашу зелень поливали из цистерн, но жара была настолько иссушающей, что и этого оказалось маловато, потому что все наши газоны пожелтели. Но, если пройтись по Лиственничной алее, Пасечной улице, то обломанных деревьев, как повсеместно в городе, вы не увидите. Для наших насаждений не было больших потерь.
– Какие советы дадите садоводам, которые скоро откроют дачный сезон?
– Посмотрите, чтобы растения не мешали друг другу, чтобы они были по уму обрезаны. Нельзя забывать, что это стимулирует и правильный рост, и нормальное развитие растений, особенно плодовых деревьев. Ну и, конечно, визуально определите судьбу тех растений, которые пострадали, и не затягивайте с их обрезкой. Такие ветви надо не только опиливать, но и удалять с участка – сжигать или вывозить, чтобы вредители не распространились на другие ваши посадки.
Если ветки растений обломались, это уже тревожный признак. Возможно, эти ветки уже были заражены стволовой гнилью или имели какие-то повреждения. Внимательно осмотрите ваши растения и проведите санобработку.
– А помимо территории академии, какие еще места в городе нравятся вам как специалисту по растениям?
– Очень хороший район Москвы – Сокольники, он мне нравится по набору растений.
А если говорить о Севере города, то здесь считаю хорошим районом Сокол.
Сейчас мы еще пользуемся тем, что нам досталось от советских времен. Имею в виду сталинский План озеленения города Москвы. Тогда была выполнена гигантская работа, проведены массовые посадки деревьев в столице. Они были высажены в парках, вдоль магистралей, на пустошах, вдоль канала имени Москвы. Но березы, тополя, другие деревья, которые посадили в те времена, уже постарели, они хрупкие, гнилые. Печально, что сегодня нет подобных масштабных планов массового озеленения…