От метро и до метро
Столичные власти продолжают радовать нас различными транспортными новостями. Например, сеть маршрутов общественного транспорта будет реорганизована. Частных перевозчиков заставят узаконить незаконные маршруты. А турникеты в автобусах, трамваях и троллейбусах в течение ближайших двух лет все-таки планируют убрать.
Говорят и о том, что будут наращивать автобусный парк, строить выделенные полосы для городского общественного транспорта. Идей много. Что думают об этом сами пассажиры?
Меж маршруткой и автобусом
Когда я пытаюсь выбраться из родного Кожухова, то каждый раз встает вопрос: на чем ехать – на автобусе или маршрутке? И решаю его не в зависимости от того, что подойдет быстрее, а… от времени суток. Если это утро – час пик, то выбираю маневренную маршрутку. Ведь неповоротливые автобусы у первого же светофора застревают в пробке. Если это день, то сажусь на автобус. Для меня – обладательницы социальной карты, как и для многих льготников, бесплатная поездка на автобусе – экономия.
До недавнего времени практически в каждом районе города, удаленном от метро, альтернативой неповоротливому автобусу была только коммерческая маршрутка. Но времена меняются.
Недавно, побывав в Новых Черемушках, удивилась: подъезжает к остановке микроавтобус под номером 616. С виду он ничем не отличается от обычной маршрутки. Беленький такой, пузатый. Только остановку, где маршрутки паркуются, проехал, и распахнул дверь на автобусной. Все бабульки, обычно на маршрутках не ездящие, ринусь к нему. А дальше, смотрю, они свои социальные карточки вынимают, к валидатору прикладывают и в салон проходят. Оказалось, что недавно по этому маршруту пустили городской микроавтобус. Маршрут номер 616 связывает станции метро «Новые Черемушки» и «Проспект Вернадского». Автобусы ходят редко. Долгие годы единственным быстрым способом добраться либо до одной, либо до другой станции метро у жителей, например, улицы Академика Пилюгина была маршрутка. Автобусы мало того что ходят редко, еще и в капитальных пробках на узких дорогах застревают. Бывает, час-полтора нет, а потом два-три приходят.
Плохим транспортным сообщением жители были крайне недовольны. Писали куда только можно.
«Появление такой с виду маршрутки, но по сути – городского автобуса, для нас – подарок, – рассказывает жительница района Ольга. – Пока в дополнение к большим автобусам не появились эти малышки, на остановке прождать городской транспорт можно было и час и больше. Теперь возможность быстро и бесплатно доехать до метро появилась и у нас, обладателей социальных карт».
Возможность-то появилась. Но на следующей же остановке желающих загрузиться в Мосгортрансовскую маршрутку оказалось еще человек десять!
– Места сидячие есть? Нету? – рявкнул водитель. – Стоя не повезу. Мало того что деньги не платят, еще и как селедки набиться наровят…
Люди остались на остановке ждать…
Микроавтобусы на городских маршрутах? Помогут ли они справиться с транспортной проблемой? Мосгортранс не раз сообщал, что закупил и планирует закупать большое количество микроавтобусов Fiat Ducato. Но в конце года было принято решение остановить закупку маршрутных такси для ГУП «Мосгортранс», – сообщил на одной из пресс-конференций заместитель мэра по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов.
Но, может быть, на маршрутах, где дороги настолько узкие, что большие автобусы не только встают в пробках, но и создают их, именно комфортные городские микроавтобусы и смогут выручить москвичей, и прежде всего льготников?
Не запрещать, а узаконить
А есть ли сегодня вообще альтернатива этому виду транспорта? На форуме официального сервера правительства Москвы тема: «Нужны ли столице маршрутки» – одна из самых обсуждаемых, высказаться спешат многие посетители.
Мнение одних: не нравятся коммерческие маршруты – ездите на автобусах-троллейбусах Мосгортранса. Цена такая же, время в пути в разы больше.
Мнение других: от маршруток город должен отказаться, так как это транспорт небезопасный не только для пассажиров, но и для всех участников движения.
Вот что пишет один из посетителей форума: «Раньше многие жаловались, что маршрутные такси по техническому оснащению оставляли желать лучшего, как, собственно, и сами водители. Что же изменилось? Приведу пример компании «Пасажирофф», так как пользуюсь их маршрутками каждый день. Что касается машин, да, тут ребята исправились. Закупили новые форды и мерседесы. У большинства машин автоматическая дверь, которую открывает только водитель. Летом во время жары попадались машина с кондиционером. Но только за один день, добираясь на маршрутке на работу и обратно, я насчитал семь нарушений ПДД, два из которых – грубейшие. В одном случае за это лишают прав (пересечение двойной сплошной), в другом – на водителя налагается крупный штраф (проезд на красный свет светофора). При норме заполнения маршрутки – 16 посадочных мест, в машине находилось 22 человека (6 человек стояли). Несмотря на это, водила перестраивался на скорости 90 км/час с пятой полосы на первую. Причем не оглядываясь на те машины, которые едут сзади…» Бесстрашию таких водителей удивляются многие посетители форума. Ведь рискуют жизнью – и своей и пассажира, подрезают и грузовики, и очень дорогие авто. Народный вывод: «гастрабайтеры за рулем» не боятся ничего…
Но есть ли какая-либо комфортная и безопасная альтернатива маршрутке? Как считают люди?
Альтернатива маршрутке, считают одни, – удобные современные городские автобусы и такси. Город должен следить, чтобы весь транспорт был таким. Много есть предложений по тому, чтобы весь городской наземный транспорт передать в одни руки, одной организации, например Мосгортрансу. Кроме того, водитель должен не на ходу получать деньги и отсчитывать сдачу, а работать за зарплату. Есть и такое мнение, что Мосгортрансу нужно активней развивать направление с городскими маршрутными такси. Того количества, которое появилось на дорогах Москвы, явно недостаточно.
В обозримом будущем запрещать маршрутки никто не собирается. По словам Николая Лямова, сейчас в городе действует более 40 нелегальных маршрутов частных перевозчиков. В новом году власти будут добиваться, чтобы деятельность нелегальных перевозчиков была узаконена. Ведь выдворение нелегальных извозчиков из города – не выход из ситуации.
Долой турникеты!
Еще один больной вопрос – турникеты. На транспортных сайтах и форумах многие пассажиры красочно описывают, как, отстояв многометровую очередь, подходят к турникету, а карта – не срабатывает. Образуется пробка, посадка задерживается. Или задержался какой из пассажиров около водителя, чтобы купить билет, а вся очередь ждет. Да и просто сама загрузка через одну только переднюю дверь занимает немало времени. Кстати, в некоторых подмосковных городах подобные турникеты хоть и установили, но так и не решились использовать. Как и прежде, билеты выдают тетеньки-контролеры.
В одном из своих ответов прессе Николай Лямов подчеркнул, что установка валидаторов в подвижном составе ГУП «Мосгортранс» не окупила себя.
Трамвай-альтернатива
Многие москвичи считают, что необходимо модернизировать и еще один наземный вид транспорта – трамвай.
Предложения, поступающие от пассажиров: необходимо, чтобы трамваи ходили по выделенному пути, отгороженному от автотрассы. Это поможет сделать трамвай скоростным. И должны быть сооружены станции с валидаторами, как в метро. При необходимости трамвайные пути могут уходить на эстакады или под землю. По мнению москвичей, целесообразно, чтобы трамваи состояли из трех-четырех вагонов. По мнению посетителей форумов, этот вид транспорта должен постепеннно интегрироваться в систему метро. Например, где-то могут быть организованы пересадки со станций скоростного трамвая на станцию метро по одному билету. Преимущество этого вида транспорта, по мнению москвичей, в его экологичности и возможности отделить трамвайные пути от автомобильных дорог.
С водительского места на пассажирское
Глобальная задача города – сделать так, чтобы люди, добирающиеся сейчас на работу на машинах, пересели бы на городской транспорт. Готовы ли к этому москвичи?
Кому-то перспектива пересесть из собственной машины в трамвай или автобус кажется неприемлемой. Но немало и тех, кто готов пользоваться комфортным, быстрым и дешевым наземным городским транспортом, если власти учтут их основные пожелания. Главное, что предлагают сегодняшние автомобилисты, это сделать единый билет на проезд из точки А в точку Б с неограниченным числом пересадок на любых видах транспорта, включая метро, пригородные поезда и даже речные трамваи. Речной транспорт во многих странах мира помогает в решении проблем перевозки людей. В Гамбурге, например, речной трамвайчик используется в основном как городской транспорт. Почему бы не запустить его и по нашим речным магистралям?