11:31:46
23 ноября 2024 г.

Другая жизнь у Трех Вокзалов

В Москве двенадцать социально-реабилитационных центров, где находят поддержку и пристанище дети из неблагополучных семей и оставшиеся без родителей. Как здесь работают с несовершеннолетними? Что они получают взамен тех условий, в которых пребывали до помещения в приют? Корреспонденты «КР» пришли в один из таких центров – «Красносельский».

Дом для безнадзорников

Этот приют появился недалеко от площади Трех Вокзалов пять лет назад. Символично – ведь беспризорники всегда обитали именно на вокзалах. Но за последние годы беспризорность как социальное явление практически перестала существовать, а вот безнадзорность как была, так и осталась. Дети, лишенные внимания родителей, чужие в собственной семье, подвергающиеся насилию – кто о них позаботится? Семей, которые согласились бы взять на воспитание ребенка школьного возраста, пока не много: в Москве сейчас порядка трех сотен профессиональных семейных воспитателей. В хорошей семье, пусть и не родной, безусловно, лучше, чем в сиротском учреждении. Но и в приюте можно создать условия, близкие к домашним, атмосферу заботы, любви, внимания, подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Именно так построена работа в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Красносельский».

Беседуем с заместителем руководителя центра Еленой Владимировной Башкатовой. До «Красносельского» она работала воспитателем в детском саду, выучилась на психолога. Первый вопрос: почему «реабилитационный»? Что это значит?

– Название «приют» уже не вполне отвечает содержанию нашей работы. В приютах детей только кормили и учили. Но маленький человек, оказавшийся один на один со сложным и враждебным для него миром, требует разностороннего и углубленного подхода. По сути, наш приют стал научно-методическим учреждением, в котором работают специалисты самого разного профиля: психологи, воспитатели, медики, юристы. Без их участия детям не вернешь полноценную жизнь.

Проходим по этажам. Вот классы, где дети готовят домашние задания, а учатся они, кстати, в обычных школах, которые находятся неподалеку. Спаленки на двоих и четверых, с двухэтажными кроватями. Игровая комната, где рядом с игрушками можно увидеть компьютеры – для ребят постарше. В «Красносельском» хорошая медицинская служба – можно сказать, маленькая поликлиника. Правовой отдел, городская круглосуточная приемная, куда могут обратиться с неотложными проблемами и родители, и дети. Здесь же уже почти два года работает Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной социальной помощи несовершеннолетним: бригады специалистов экстренно выезжают по тревожным адресам.

Маугли из «однушки»

В центре ежегодно воспитываются 300–350 детей. Какие жизненные обстоятельства заставляют изъять ребенка из семьи и поместить в госучреждение? Самые драматичные.

…Две девочки-близняшки и мама, которая нигде не работала. Дети росли как придорожная трава. Питались чем придется. Об обучении и воспитании речи быть не могло: женщина, как выяснилось, страдала расстройством психики. Ее лишили родительских прав, направили на принудительное лечение. Дети оказались в приюте.

Еще мама – вконец спившаяся. В ее однокомнатной квартире постоянно обитали несколько гастарбайтеров. Тут же девочка шести лет, на которую никто не обращал внимания. Неухоженный, отставший в развитии ребенок, не знающий даже собственного имени. Когда ее взяли в приют и привели в столовую, она боялась притронуться к супу, рыбе, мясу – никогда не видела нормальной еды.

У мальчика десяти лет совсем другая история. Родители вполне респектабельные люди, но отношения между ними разладились. Кто-то появился у папы, кто-то у мамы, начались выяснения отношений, брань, взаимные упреки. Обстановка в доме стала невыносимой. Сбежал из семьи, пришел в приют: «Не хочу жить дома. Можно у вас?» Его приняли, обласкали. Мама нашла его на следующий день, но мальчик категорически отказался возвращаться. Так и будет жить в приюте – до тех пор, пока родители не определятся в своих отношениях, не завоюют вновь доверие сына.

А вот парнишка постарше. Глазки смышленые, подвижный, любознательный. При этом – очень непростой ребенок. Воспитатели осторожно ищут подход к нему: нетактичный вопрос может ранить. Педагоги рассказывают, что жил без отца, в приют привела мама, будучи не в силах с ним справиться. Доходило до того, что поднимал на нее руку, оскорблял, убегал из дома. В школу перестал ходить. Мать умоляет: «Сделайте с ним что-нибудь! Верните мне сына!» Надеются вернуть. Но как скоро это произойдет, пока никто сказать не может.

Мама дочке не подруга

Основной контингент в реабилитационном центре, или, во всяком случае, значительная его часть, – не несчастные, у которых родители алкоголики и изверги, а дети, ставшие в семье чужими. Улица, двор им стали ближе, чем собственные родители. А потому реабилитация – это не только работа с маленькими обитателями центра, но и их папами и мамами.

– Как правило, родители скупы на похвалы, – говорит психолог центра Татьяна Мишенина. – Считается, что они излишни: разбалуешь ребенка, возомнит о себе, выйдет из повиновения. Но любое, пусть крохотное, достижение, маленький успех в учебе, спорте, где угодно – повод повысить самооценку, гордиться собой. Наверное, иногда и лишняя строгость необходима. Но плохо, когда существует дефицит доброты, тепла, в них дети нуждаются больше всего. Нет такого тепла – нет благодарности, доверия взрослым.

На этом Татьяна Генриховна делает особый акцент:

– Доверительность – самый важный итог воспитания, ведь отношения в семье – это модель отношения ребенка с миром. Но и здесь нужна мера. Слышали такое выражение: «Мы с дочкой, как две подруги!» Нет ничего опаснее этого. Мама не может быть подругой. У них ведь несовместное окружение, разный жизненный опыт. Ребенок ждет от матери другого – нежности, защиты, мудрого суждения.

Разные пути приводят к тому, что подросток замыкается в себе, возникает разлад с родителями, а потом и пропасть. Вот история одной девочки. Мама вышла второй раз замуж, появился еще ребенок, ему, как казалось девочке, уделялось больше внимания, и она почувствовала себя обделенной. Круг общения с родной матерью становился все уже и сводился лишь к менторским указаниям: «Ты не с теми подругами дружишь! Не ту музыку слушаешь!» Вскоре на любое замечание матери дочь стала реагировать единственным образом: поворачивалась и уходила из дома. К тому времени ей было уже 14 лет. А однажды ушла и не вернулась, пришла в центр «Красносельский», где и стала жить. Естественно, связались с матерью. Но она не признала своей вины: «Я же хотела добра!»

И лишь длительные, терпеливые беседы с психологом привели к тому, что женщина поняла, какую совершила ошибку. Стала приходить в приют, не получалось общения здесь – звонила, подзывала дочь к телефону, подолгу беседовала с ней, интересовалась ее делами. Пока та отказывается возвращаться домой. Но уже есть надежда, что отношения восстановятся.

Так в центре учат родителей быть родителями, открывают им глаза на то, что у ребенка свой внутренний мир, своя жизнь, и понимание этого, уважение к его чувствам, мыслям, стремлениям могут предотвратить разрыв.

Альтернатива продленке

Глава одного московского муниципалитета как-то раз рассказывал: «По нашим предположениям, в районе должно быть от полутора до двух тысяч безнадзорных – из примерно 15 тысяч несовершеннолетних. Оцените сами процент неблагополучия». Вероятно, такое соотношение характерно для столицы в целом. И вот в центре «Красносельский» открыли группы дневного пребывания детей. Да, попасть туда могут не все, предпочтение отдается малоимущим и неполным семьям. Беседуем с заведующей отделением дневного пребывания Еленой Любишиной:

– Однако ведь есть продленки в школах.

– Не хочу сказать о них ничего плохого, но возможности школы не велики. Не так много педагогов, которые могут посвятить детям целый день. А потому школьные группы многочисленны, в них бывает до 30 ребят. В нашем центре – не более десяти. Разве что в каникулы их число возрастает. А это значит, что есть возможность каждому уделить больше внимания, больше заботы. Есть и другое, психологическое отличие от школы: свободное время дети проводят вне ее. Это очень важно.

В самом деле, школьная продленка – это те же стены, те же учителя, те же сверстники. В какой-то мере это продолжение классных занятий. А значит, возможны те же конфликты, что возникали в классе. Если ребенок не поладил с учителем, если подрался с соседом по парте, где гарантия, что после учебы отношения будут другими? И еще. В школе, если уж чем занимают ребят, то чаще одним и тем же для всех: одна игра, один музей… Других возможностей у учителя просто нет. Не удивительно, что далеко не все с охотой остаются в школе после занятий. Случается, что и сбегают, двор, улица – вот где настоящая жизнь!

Центр собирает детей из разных школ, а выбор занятий такой, что поискать. Тут и плетение, и танцы, и драматические кружки. Создан военно-патриотический клуб «Честь, доблесть, достоинство», стрелковый, работает творческая группа «Юный военкор», секции «Школа выживания», «Рукопашный бой», курсы альпинистской подготовки. Никто ничего не навязывает, чем хочешь – тем и занимайся. Здесь же отмечают день рождения каждого, чего в школах обычно не бывает.

Но и домашние уроки делают – и с большей охотой, чем на школьной продленке. В самом деле, там не всегда скажешь учителю, что не понял, что трудно. На следующий день с ним же встретишься на уроке – будет думать, что ты неумеха… Центр следует главному своему педагогическому принципу: принимать детей такими, какие они есть. Педагоги терпеливо, в меру способностей и особенностей каждого, занимаются с ними. Ненавязчиво, скрупулезно ведут свою работу психологи.

Несколько часов, несколько месяцев, несколько лет… Каждый ребенок, оказавшийся в приюте, проводит здесь столько времени, сколько необходимо именно для него. А покинув «Красносельский», уносит с собой запас нравственных ценностей, знаний и жизненных сил, так необходимых сегодня и завтра.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация