Учиться друг у друга
28 апреля 2010 года Мосгордума приняла закон № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Он открывает возможность перед такими детьми учиться вместе со сверстниками в любом школьном и дошкольном учреждении столицы. Особое значение новый закон имеет для будущего детей, брошенных родителями из-за проблем со здоровьем и взятых на воспитание в приемные семьи.
На языке специалистов совместное обучение здоровых детей со сверстниками-инвалидами называется инклюзивным (включающим) образованием. О том, как оно внедряется в столице, на пресс-конференции рассказал уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.
Более 160 столичных школ и детских садов уже включились в такую образовательную систему, приняв на обучение более 50 тысяч детей-инвалидов. А с 1 сентября 2010 года на нее перейдут практически все школы и около двух с половиной тысяч детсадов столицы. «Таким образом, принятие специального нормативно-правового документа об образовании детей с особыми возможностями создало условие для того, чтобы оно явилось уже не экспериментом, а официальной программой», подчеркнул детский омбудсмен.
По словам Евгения Бунимовича, главной проблемой массового развития инклюзивного образования может стать более дорогое обучение детей-инвалидов. «Сейчас федеральный закон о госзаказе предусматривает ряд ограничений по финансированию нестандартного обучения, – сказал он. – Но я надеюсь, что Москва этот вопрос решит».
Омбудсмен подчеркнул, что, по уже имеющемуся опыту, совместное нахождение в школах и садиках не только не снижает общий уровень образования детей с разным состоянием здоровья и социальным статусом, но и способствует более вдумчивому усвоению учебных программ, учит взаимной поддержке, заботе.
Социологи, проведя исследования в школах, отмечают, что дети, как правило, не делают различий между здоровыми одноклассниками и теми, кто имеет нарушения здоровья. А проведение совместных мероприятий, подтвердила педагог инклюзивной школы № 518 Екатерина Романова, объединяет их, не оставляя места для отчуждения, недоверчивого отношения к детям-инвалидам.