Кто развеет мифы?
Мы живем в век рекламы. Покупаем не апельсины, а «жизненную силу». Тормозим, чтобы «сникерснуть». Социальная реклама, социальный маркетинг тоже стали частью нашей жизни – сложной и бесконечно многогранной. Не направишь луч света на какое-либо социальное явление – так и пройдешь мимо него, не заметишь, не займешься им. И потому городская конференция – «СМИ и детская беспризорность», прошедшая недавно на базе детского дома № 12 (Северо-Западный округ), вызвала большой интерес.
Как же печать, телевидение и Интернет освещают проблему, масштабы которой огромны? Было проведено специальное исследование: из более чем 1200 российских СМИ серьезные публикации на данную тему появляются не более чем в трехстах. Почему так? По результатам бесед с их руководителями были названы некоторые причины. Первая: не хотят публиковать негативную информацию. Вторая: считают, что есть проблемы важнее. Третья: не уверены, будет ли тема интересна читателям, слушателям, зрителям. В этой связи – не скроем – было приятно услышать, как благодарно отозвались о публикациях нашей газеты, которые заметили, оценили.
Именно широкое и заинтересованное внимание журналистов к данной проблеме способно изменить поведенческую модель и социальную психологию общества. Такие изменения уже происходят. Во всяком случае, ссылки на равнодушие, холодность людей к чужим детским судьбам не так уж безусловны. Милосердие, причем именно сейчас, когда у людей хватает своих забот, еще не до конца покинуло нас. То, что в этом есть заслуга средств массовой информации, безусловно. Замечена устойчивая тенденция: после рассказа в газете ли, по ТВ о беспризорных, безнадзорных детях число семей, готовых их усыновить, возрастает. Понятно, что такое желание может оказаться эмоциональным порывом, и не факт, что семья не вернет ребенка снова в приют. Но это уже работа органов опеки – они не должны ошибиться в выборе приемных родителей.
А еще забота психологических служб (число которых растет) – хорошо подготовить соискателей к роли замещающих пап и мам.
Были названы регионы, где особенно охотно усыновляют детей, либо берут над ними опеку, и это связано с частотой публикаций на данную тему. Первое место – Башкирия, далее – Краснодарский край, Москва оказалась лишь на третьем месте. И тем не менее. Три года назад в столичные школы психологической помощи приемным родителям искали «учеников», а сейчас в них не сразу запишешься.
Значительной оказалась и роль Интернета в освещении социального сиротства – ему посвящены десятки сайтов. Причем эта тема появляется в самых неожиданных уголках сети: на семейных сайтах, педагогических, родительских и даже на таком популярном, как «Одноклассники». В этом тоже упрек официальным СМИ: проворонили, не оценили актуальность проблемы, за них – стихийно – это сделали сами люди.
Характерной чертой конференции был углубленный и взволнованный анализ появляющихся в СМИ публикаций. Некоторые аспекты вызвали даже дискуссию. Например, такой: нужно ли помещать фотографии детей, которых предлагают усыновить?
С одной стороны – а как же иначе? Выскажет ли семья заинтересованность в ребенке, на которого даже нельзя посмотреть? Да и статистика говорит о том, что если к объявлению приложен снимок, притом не случайный, а сделанный рукой мастера, так, чтобы можно было уловить характер, особенности малыша, число охотников сразу возрастает.
Но вот резонное возражение: почему не спросить самого ребенка, хочет ли он, чтобы появлялась его фотография? Речь, понятно, идет о детях старше пяти-семи лет, которые уже могут рассуждать. Ведь некоторые не хотят, чтобы знали, что они растут в детском доме. Есть и другое опасение: не вызовет ли такая публикация интерес педофилов?
К единому мнению не пришли, но все сошлись на том, что в каждом конкретном случае подход должен быть индивидуальным.
Важна роль СМИ и в опровержении расхожих мифов. Названы были некоторые из них: возьмешь ребенка, а у него «нехорошие» гены, потом будешь каяться. Нет, решающим оказывается все же не наследственность, а воспитание ребенка. От отношения к нему, обращения с ним зависит то, каким он вырастет. Разве мы сами не меняемся в течение жизни?
Еще миф: за детьми очередь, не дождешься, пока дойдет. И это не так. Приюты и интернаты ждут будущих приемных родителей, и здесь всегда помогут выбрать малыша – по желанию взрослых, ну и, понятно, самих детей.
Там, дескать, все больные! Ничего подобного. Дети как дети.
Неверно и то, что берут их в основном одинокие семьи. Больше как раз усыновляют родители, у которых есть уже свои чада.
Одиночкам не дадут! Кто сказал? Важно лишь, чтобы это были надежные, заботливые руки. Единственный критерий.
Иными словами, людям еще недостает информации о социальном сиротстве. Самое главное и важное в этой проблеме: детям и будущим родителям найти друг друга. Роль СМИ в ее решении ничем не заменима.