Сними трубку, я из города
Еще несколько лет назад на два дома – мой и соседний – приходилось четыре телефона-автомата. Сейчас один. В последние годы число таксофонов стремительно сокращается не только в моем районе, но и по всей Москве. В конце 90-х их было более 20 тысяч, сейчас около 7 тыс. Не получится ли так, что скоро городские таксофоны и вовсе исчезнут?
На выходе из станции метро «Университет» установлено несколько таксофонов. Видеть звонящих людей мне приходится редко, но сегодня, кажется, повезло: мужчина как раз заканчивает разговор. Спрашиваю:
– Часто пользуетесь телефоном-автоматом?
– Знаете, я приезжий, в Москве бываю довольно часто. Приходится по несколько раз звонить в организации. По мобильному – накладно, в гостинице звонки платные даже по Москве, причем дерут втридорога… Вот и выходит, что телефон-автомат – самый выгодный вариант. Жалко только, что мало их осталось – приходится каждый раз идти к метро.
Меньше некуда
Сеть таксофонов в последние годы сократилась не только у нас, их стало меньше во всем мире – мобильная связь, конечно же, удобнее. Но пройти целый квартал, чтобы сделать звонок, – такого нет ни в одной европейской столице.
Заместитель министра Минсвязи Наум Мардер на заседании специального научно-технического совета привел следующие цифры: в первой половине 2009 года звонки с каждого таксофона страны длились всего-то по три минуты в месяц. Это значит, что прибыль с каждого таксофона составила в среднем 1,2 рубля в месяц.
Конечно, в век всеобщей «мобильнизации» уличные телефоны нужны значительно меньше, чем какие-то 10 лет назад. Но ведь бывают ситуации, когда мобильный выручить не может? И не так мало среди нас людей, которые вообще не пользуются сотовой связью. Например, пожилые люди – кто-то из них так и не научился управляться с мобильником, кто-то боится излучений, у кого-то просто нет средств даже на самый дешевый аппарат и его обслуживание. А необходимость позвонить с улицы может возникнуть в любой момент. Стало быть, нужны таксофоны: и у жилых домов, и у поликлиник, органов социальной защиты, магазинов…
А военнослужащие? Мобильный в армию пока брать не разрешают. Позвонить из части не всегда возможно и, главное, не всегда удобно! Значит, таксофоны должны стоять неподалеку от воинской части. Или на ее территории.
Приезжие, иногородние студенты – все они потенциальные клиенты таксофона. И лишать их возможности сделать звонок с улицы никак нельзя.
А бывают и вовсе критические ситуации, когда без таксофона никак не обойтись. Рассказывает Ольга Е., 30-летняя продавщица:
– Возвращалась как-то домой после вечерней смены. Почти у дома налетел какой-то парень, сильно толкнул, вырвал сумку, где был и мобильный, и деньги, и документы… На счастье рядом оказался телефон-автомат. Я вызвала милицию, и дежурный патруль задержал грабителя неподалеку, по горячим следам. А если бы я побежала домой и стала звонить… Потеряли бы время.
Секундное дело
В экстренных ситуациях таксофон незаменим. За те же первые полгода 2009 года число звонков с таксофонов России по телефонам МЧС, службы газа, скорой помощи, пожарной службы составило 3,23 млн минут!
– Таксофоны необходимы стране. Возможно, требуется некая корректировка, – считает председатель правления Общества защиты прав потребителей услуг связи и инфокоммуникаций Алексей Самохвалов. – Можно перераспределить местоположение таксофонов, поставить их там, где они больше требуются. Где плотность населения выше – там, соответственно, и телефонов-автоматов должно быть больше. Ввести дополнительные услуги для пользователей таксофона – например, звонить по межгороду не по общим тарифам, как сейчас, а по более низкому. Но отказываться вообще – нельзя. Мы собираемся встретиться с руководством Минсвязи, обсудить сложившуюся ситуацию. Надеюсь, к нам прислушаются.
К счастью, столица с таксофонами прощаться не собирается. В 2003 году московскому телефону-автомату исполнилось 100 лет. В начале XX века их было совсем немного, например, в 1908 году их было всего лишь 28! Платили за звонок наличными, а связь устанавливалась с помощью телефонистки. Расцвет таксофонов пришелся на 1982 год – тогда их число приблизилось к 25 тысячам!
И хотя время таксофонов, похоже, прошло, это не значит, что позвонить из городского телефонного аппарата будет нельзя. Как считает директор музея Московской городской телефонной сети Елена Новикова, таксофоны обязательно сохранятся в столице, потому что нужны горожанам. Хотя бы для тех, кто вышел из дома с разрядившимся мобильником.
Для справки
В прошлом году в городе насчитывалось 120 мультимедийных таксофонов, которые подключены к сети Интернет, и 140 «социальных телефонов», расположенных в заметных желтых кабинах. Они установлены для социально незащищенных категорий горожан – здесь можно позвонить по специальным телефонным картам, тариф на которые определяет Минсвязи.
Не так давно в испытательном центре МГТС презентовали новые антивандальные таксофоны. От хулиганов надежность телефонов проверяют в специальной лаборатории: их бьют, ломают, пытаются распилить, испытывают на воздействие высоких и низких температур. Только после такой проверки на прочность таксофоны попадают на улицы города! Телефоны-автоматы умны и не беззащитны: сведения о поломке тут же уходят в единый центр, куда сте-кается информация о трафике и сбоях в их работе.
Интернет выйдет на улицу
В столице появятся интернет-будки. Из них можно будет выйти во Всемирную паутину, отправить электронную почту или написать SMS. Такие кабинки часто встречаются в Западной Европе. В Москве их установят в будущем году. В каждой кабинке наподобие таксофонных будет компьютер с клавиатурой и мышкой.
Как сообщили в Московской городской телефонной сети, являющейся одним из крупнейших интернет-провайдеров, устанавливать кабинки будут в аэропортах, крупных торговых центрах, гостиницах. Там, где есть охрана и «приличная публика». На окраинах интернет-кабинки успешно заменяются интернет-кафе. Сейчас власти решают, как будет взиматься оплата за пользование чудо-кабинкой. На Западе принято платить за объем скачанной информации. Скорее всего, у нас оплата будет поминутной.