Красное, яркое, подземное
Благополучие водителей и пешеходов крепко связано: чем больше будет подземных (или надземных) переходов и чем меньше, соответственно, светофоров на трассе, тем комфортнее и безопаснее станет тем и другим.
Чтобы не перебегать
Как рассказала первый заместитель префекта Юго-Западного округа Любовь Финаева, обеспеченность подземными переходами в Москве не превышает пока 25-35 процентов. Только на Юго-Западе улично-дорожная сеть составляет 386 километров, в том числе 220 – это магистрали. Пешеходных же переходов «вне проезжей части» на них всего 57. Восемь из них – надземные.
Хотя москвичи частенько перебегают улицу в не предназначенных для этого местах, специально оборудованные переходы востребованы вполне. Так, в час пик подземными переходами в районах станций метро «Калужская», «Новые Черемушки» и «Профсоюзная» пользуются по восемь-десять тысяч человек. Высока интенсивность пешеходных потоков и в надземных переходах – у метро «Университет», на пересечении Профсоюзной улицы с Нахимовским проспектом, в районе станции метро «Теплый Стан». Несладко приходится и автомобилистам, путь которых тормозят бесконечные светофоры. Например, на пересечениях улицы Обручева с Ленинским проспектом и Профсоюзной пробки достигают 500-700 метров. На Ленинском проспекте, перед улицей Дмитрия Ульянова, затор со стороны центра часто растягивается до полутора километров.
Проанализировав дорожно-транспортную ситуацию, префектура ЮЗАО совместно с НИиПИ Генплана Москвы разработала программу обустройства переходов. По словам Л. Финаевой, работа будет проходить в четыре этапа. Всего до 2025 года предполагается построить и модернизировать 139 переходов.
Где уберут светофоры?
В первый этап новой программы включены такие адреса: ул. Обручева, 13; ул. Паустовского, 6; пересечения проспекта 60-летия Октября с Черемушкинским проездом, улицами Шверника и Вавилова; ул. Профсоюзная, 156; ул. Островитянова, 5; пересечение Нахимовского проспекта с Новочеремушкинской улицей; Севастопольский проспект, 47; Варшавское шоссе, 214. На всех этих участках весьма значительно число дорожно-транспортных происшествий и высока интенсивность движения. На пересечении Севастопольского проспекта и улицы Дмитрия Ульянова уже строится подземный переход, соответствующий всем сегодняшним требованиям.
Разумеется, переходы будут возводиться и на магистралях, подлежащих реконструкции, в частности, на улице Островитянова и на Варшавском шоссе – от МКАД до Щербинки. Очевидно, сказала Любовь Финаева, – что таким образом округ решит сразу несколько задач: обеспечения безопасности пешеходов, повышения пропускной способности транспорта на крупных магистралях (на которых можно будет тогда снять светофоры), снижения загазованности улиц, а, следовательно, улучшения экологической обстановки. К слову сказать, все переходы будут оснащены пандусами для инвалидов-колясочников и детских колясок.
Пешеходов поднимут
Выполнение программы в целом рассчитано надолго, ДТП же происходят каждый день. Поэтому пока на наиболее тяжелых участках движения проводят локальные мероприятия, в частности, устанавливают специальные, видные издалека дорожные знаки, предупреждающие об опасности.
Подобная работа ведется по всему городу. По утверждению мэра Москвы Юрия Лужкова, в ближайшее время полностью будет оснащено подземными переходами Садовое кольцо, что, несомненно, скажется и на скорости движения по нему. Для безопасности пешеходов мэр предлагает осветить наземные переходы особым образом, чтобы водители привыкли. Если участок дороги ярко освещен – это пешеходный переход. Он также призвал штрафовать автомобилистов, которые не останавливаются перед зеброй там, где светофор отсутствует.
Еще в планах московского правительства использование специального – красного или оранжевого – дорожного покрытия, обеспечивающего высокое сцепление, в местах остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, у детских садов и школ.
В более отдаленном будущем в столице появятся и совершенно новые устройства для безопасности пешеходов. Гидравлические наземные переходы смогут в нужный момент поднять всю пешеходную зону, исключив, таким образом, для водителей возможность лихачить.