Въехали в долю
«Оригинальный «подарок» сделал родному сыну Илье к 16-летию отец. Продал совершенно посторонним людям свою долю в подмосковной квартире, где живут его бывшая жена Раиса и двое взрослых сыновей», – эту новость сообщила в редакцию сердобольная соседка Анна Валова. Узнав о случившемся, она решила, с согласия семьи, ей помочь.
По словам автора письма, в квартиру Раисы, когда там накрывали праздничный стол в честь дня рождения Ильи, вошли двое мужчин. Вошли и заявили, что отныне являются новыми собственниками половины жилища (каждый по ¼ доли), купленной у ее бывшего мужа. Женщина не поверила и вызвала милиционеров. Но те только развели руками: документы, в том числе на жилье, у новоиспеченных соседей оказались в порядке.
Так в уплотненной квартире пошла новая жизнь. Семейное гнездо фактически стало коммуналкой – со всеми житейскими составляющими. Вскоре сделалось еще теснее: на постой прибыл некий родственник совладельцев. И теперь они настойчиво убеждают Раису либо продать им ее долю, либо выкупить проданное бывшим супругом.
– Согласно Жилищному и Гражданскому кодексам, бывший муж должен был предложить свою долю прежде всего бывшей супруге, как сособственнице, – говорит правовед Виктор Павлий. – И лишь после ее возможного отказа продавать свою часть «на сторону».
Более категорична адвокат Ирина Полыхаева. С юридической точки зрения, произошедшее – обыкновенный рейдерский захват, считает она. Люди непонятно как получили право на заселение, принуждают хозяев либо продать им оставшееся жилье за бесценок, либо выкупить их долю, но уже «за дорого». При этом (что можно документально проверить) эти люди вряд ли члены одной семьи.
– Жилищный и Гражданский кодексы категоричны: в долю въехать нельзя, въехать можно только в помещение, – говорит адвокат И. Полыхаева. – Причем между партнерами должна быть обоюдная договоренность. В данном случае взаимного согласия нет. Значит, лишь в судебном порядке должно решаться, имеют ли право люди поселяться в спорной квартире».