Елена Стукалина: «На полшага отступить от реальности»
Безудержная фантазия, воплощенная в изысканных, но весьма лаконичных графических рисунках Елены Стукалиной, впервые поразила меня этой весной на выставке «Мифология пространства», что проходила в галерее Вхутемас. Сегодня вновь любуюсь произведениями талантливой московской художницы на ее персональной выставке «Библиотека снов». Радуюсь встрече с уже знакомыми работами, восхищаюсь новыми. И не перестаю удивляться.
Без анатомии – тут делать нечего
– Лена, а в семье были художники?
– Да, родители хорошо рисовали, но это не стало их профессией: мама занялась конструированием и шитьем одежды, отец был инженером. Он-то и углядел во мне некоторые способности и лет в одиннадцать отдал в изостудию.
После восьмого класса поступила в художественное училище на отделение промышленной графики, училась искусству живописи, плаката, иллюстрации, изготовлению этикеток и упаковок. Нравилось заниматься всем! Рисунок нам преподавал замечательный педагог Юрий Георгиевич Седов, который был не только талантливым художником, но и очень интересным человеком. В юности прошел всю войну, а потом поступил сразу в два института: медицинский и художественный.
– Не мог решить, куда больше влечет?
– Нет, это он решил сразу и бесповоротно. Но, как и Микеланджело, считал: для того, чтобы правильно изображать человека в движении, необходимо отлично знать его анатомическое строение. А где его познаешь, как не в препараторской? А кто тебя туда пустит, если ты не студент медицинского вуза? Он всегда повторял мне: «Ленка, займись графикой». И это отчасти определило мой выбор.
Эротические чайники
– И кажется, не проглядел… Начали с графических работ?
– Можно сказать, да. Но это совпало с периодом перестройки, когда среди многочисленных бумов произошел и бум керамический. Мы, выпускники художественных училищ, сотрудничали с керамическими мастерскими, которых в то время появилось довольно много. Мне довелось расписывать чайники, использовала сюжеты из Пуссена, Ватто, английского художника Обри Бердслея.
– Не гнушались и эротики? Ведь ею пронизано все творчество этого большого мастера…
– Не гнушалась. Но не копировала.
– И как же раскупались такие эротические чайники в стране, где не было секса?
– Реализацией занимались наши хозяева, но, судя по тому, что заказов было много, расходились чайники хорошо. Потом, когда в страну впустили компьютеры, занялась рекламой в полиграфии.
– Сейчас вы работаете в ЦНФ – Центре национального фильма, бывшем «Центрнаучфильме», хорошо известном старшему и среднему поколению своими короткометражками. Скажите, что-то изменилось со сменой названия?
– Расширилась тематика. Новое имя открывает широчайшее поле деятельности. Сейчас готовятся несколько анимационных проектов, и я участвую в создании полнометражного мультфильма «Звездные собаки Белка и Стрелка».
– Да, видела рекламу по телевидению.
А скоро ли фильм выйдет?
– Будет готов только в следующем году. Уверена, это будет событие!
Дома – в кабинет!
– Чем еще занимаетесь?
– На киностудии я только три дня в неделю. По заказу одной предпринимательницы работаю над очень интересным проектом, который называется «Портреты домов». Заказчица пожелала иметь рисунки всех домов, которые у нее есть в Москве и Подмосковье, чтобы украсить ими рабочий кабинет.
– Да, неплохо, наверное, всегда иметь перед глазами коллекцию собственной недвижимости и время от времени ее пополнять… Но я о другом. Вот у вас есть потрясающий рисунок «Зевс и Европа», чем-то перекликается с Бердслеем. Известно, что гений графики, как теперь называют Анатолия Зверева, всегда проводил точную, безошибочную линию. Просто по вдохновению. А недавно я разговаривала с книжными иллюстраторами, они рассказали, что частенько используют стекло с подсветкой, наносят несколько линий и выбирают из них одну – самую верную. Как работаете вы?
– Бердслей тоже использовал принцип мультипликации. Он калькировал рисунки, выбирая потом самый выразительный. Я тоже сначала делаю небольшой карандашный набросок, а потом, глядя на него, провожу линию, но лишь раз.
– Очень любопытны ваши коллажи с текстами. Как пришли к такому решению. И что первично: от стихов рождается вдохновение или же подбираете их к уже готовому рисунку?
– Бывает по-разному. Это триптих из серии «Города-времена». Две работы у меня уже были, но когда прочитала тексты, поняла – они же так подходят к рисункам! А вот средний рисунок, на котором изображен идущий по улице человек в плаще, а за ним тащатся дома, дорога, был навеян белыми стихами моей знакомой Екатерины Крисановой. Правда, она просит называть их текстами.
– Вы помните свою первую выставку?
– Она была организована студией скульптуры, где мы в то время совершенствовали «обнаженку», называлась «Обнаженное Древо» и проходила в выставочном зале Российского фонда культуры.
Кроме идиотского…
– На пресс-конференции в день открытия выставки искусствоведами было сказано немало добрых слов о вашем творчестве. В частности, что оно укладывается в любой формат (вот модное словечко!) – кроме гламурного, попсового и идиотского. Достал же их этот последний!
– Не стараюсь укладываться в какой-либо формат, просто рисую. Предпочитаю на полшага отступить от реальности, немного обозначив непроявленное. Это же очень интересно наблюдать, как просвечивается иллюзорный мир в так называемом реальном. Поэтому я даю работам свободу самовыражения, жду от них реакции и пожеланий, какими они хотели бы быть. И они всегда готовы вступить в диалог.
– Кроме графики на выставке представлены и ваши живописные работы…
– Нравится экспериментировать и менять технику. Живопись для меня – это дверь в параллельное пространство, это активная медитация. И в этом плане интересным явлением можно назвать детский рисунок. Дети – инопланетяне, приходящие из другого мира. В младшем возрасте они еще кое-что помнят о том, другом пространстве и изображают его легко и непринужденно. Большая сила заложена в детских рисунках, и мне интересно пытаться их расшифровать.
Еще люблю путешествовать. Это так полезно для воображения.
– В вашей квартире немало экзотических вещей, кажется, индийского происхождения. Были в этой стране?
– Несколько лет назад.
– Творческая командировка?
– Нет, друзья пригласили. И сами разработали маршрут. Благо теперь во многих странах издаются подробнейшие путеводители. Появилась возможность путешествовать, не прибегая к дорогим и не всегда надежным услугам экскурсионных бюро.
Индия – страна-загадка, страна высокой духовности, толстая непознанная книга. Побывав в храмах Кришны и Вишну, начинаешь верить, что эти боги реально существуют. Страна притягивает и не отпускает от себя, обязательно снова побываю там – но не торопясь, чтобы пропитаться ароматом ее экзотики.
– На выставке можно было посмотреть и ваши видовые фильмы – впечатления от путешествий…
– Люблю записывать на видео, немного монтажа – и впечатления превращаются в фильмы. Нравится таким образом продлевать красивые мгновения, превращать их в реальность, которую можно «проиграть» еще и еще.
Месяц помидорный
– Расскажите, что за дом, в котором вы живете? Постройка, кажется, начала семидесятых. Давно ли сюда перебрались и откуда?
– Родилась в Королеве, бывшем подмосковном Калининграде. Родители и сейчас там живут. А эту квартиру получила в обмен на однокомнатную, которая осталась от бабушки.
Под окном растут прекрасные каштаны, которые люблю рисовать, не хотелось бы с ними расставаться, ведь Беляево сейчас реконструируется. Но я никуда перебираться не собираюсь. Каштаны красивы в любое время года: зимой, покрытые снегом, весной, когда на них лопаются тугие почки, и потом – когда они в цвету. А уж осенью!..
– Творческие люди обычно весьма изобретательны на кухне. Поделитесь каким-нибудь рецептом?
– Люблю быстрые блюда.
– Те, которые можно быстро съесть или быстро приготовить?
– Второе. Мой день рождения приходится на август – самый помидорный месяц. Берете отварные макароны, лучше какие-нибудь фигурные, и готовите их с помидорами. Добавляете грецкие орехи, зелень, заправляете оливковым маслом, грибной подливкой или майонезом, кто как любит, – и салат готов.