01:46:28
24 ноября 2024 г.

Евгений Крылатов: «Это миф, что композитору нужна глушь»

В гостях у звездыПомогая преодолеть естественную робость, охватившую нас в присутствии «легенды отечественной музыки», композитор Евгений Крылатов прямо на пороге рассказывает байку о минуте славы, обрушившейся на него в ближайшем супермаркете.

«Представляете, подхожу к прилавку, а там два подвыпивших «бугая» добирают пива. Один поворачивается, и, тыча в меня пальцем, шепчет другому: «Смотри: Лесной олень! Лесной олень!!!» Тот, ничего не понимая, спрашивает у меня: «Ге-ге, че-е испугался?» Первый снова шепчет: «Да ты че-е-е? Это ж – «Прекрасное далеко». До второго что-то медленно доходит, он поворачивается со словами: «А-а-а…Круто-о-о!!!» И бросается жать мне руку. Вот она – минута славы номер один!

Не понравилась!

– Евгений Павлович, судя по порядковому номеру, была еще и минута славы номер два?

– Ну а как же, как же! Когда мой большой друг режиссер Бромберг впервые услышал песню «Крылатые качели», написанную мною к его фильму «Приключения Электроника», он угрюмо вышел на Тверскую и очень искренне обозвал это творчество «полным дерьмом». А потом весьма прямолинейно «матевировал» свое мнение, заунывно протянув: «Ну что это за … крыла-а-а-а-тые каче-е-е-ли». Бромберг признался, что мечтал о динамичной песни, которую будут петь во всех ресторанах страны. Помню, как мы тогда с горя завернули в «Пекин» и выпили коньяка, закусив его… воблой. Прошло двадцать лет, и теперь я периодически звоню Бромбергу то из армянского ресторана, то из грузинского, и даю режиссеру по мобильному, так сказать в режиме «прямого эфира», послушать, как страна поет в ресторанах мои «Крылатые качели».

– Евгений Павлович, у вас такая необычная квартира – все обито деревом, столько икон, картин…

– Каждая из этих картин или икон напоминает мне об определенном этапе моей жизни. Вот, например, эту, замечательную картину, изображающую деревья, раскачиваемые ветром, мне подарил оператор Сергей Филиппов. Мы с ним вместе работали на фильме «Ищу человека». Филиппов – не только чудесный оператор, но еще и прекрасный художник. Пройдемте в мой кабинет – там есть картины другого известного оператора и моего большого друга Тимура Зельма.

– Они часто бывают у вас в гостях?

– Ну, с Тимуром мы дружим много лет. Последняя работа, которую делали вместе, называется «Золотая голова на плахе» режиссера Семена Рябикова – фильм о последних днях Есенина.

– А кто еще сиживал за вашим гостеприимным столом?

– Да мне проще перечислить, кого здесь не было. Из поэтов, с которыми я работал, ко мне в гости наведывались Ахмадулина, Евтушенко, Энтин, Пляцковский, Резник… Здесь, естественно, перебывали все режиссеры, для чьих фильмов я писал музыку. Да и актеры, которые пели в моих фильмах, начиная с Андрея Миронова, Александра Абдулова, Николая Караченцова, Армена Джигарханяна, Олега Табакова – все репетировали здесь, за этим вот инструментом. Именно поэтому мне отсюда и не хочется переселяться. Хотя бы еще год…

На чемоданах

– А что, вас выселяют?!

– Дело все в том, что над нашим домом, начиная с 1971 года, когда мы только въехали сюда и сделали ремонт, навис «домоклов меч». Наш дом забирает институт Бурденко, о чем мы уже получили официальное письмо. Конечно, далеко не выселят. Я понимаю, что нам предложат определенный выбор квартир в соседних домах. Но для меня эта акция очень тяжела.

– Почему? Может быть условия, в которые вы переселитесь, будут лучше?

– Представляете, мы живем «на чемоданах» много лет, практически с момента нашего въезда! Уж если нас переселяют насильно, то я бы хотел сделать себе не равноценную площадь, а квартиру качеством лучше. Квартира устарела для меня морально, мне в ней тесно, у нас настолько мало места, что я сплю «ногами на лестничную клетку». Мы живем втроем – супруга, взрослая дочь и я.

Недавно предложили подобрать себе вариант, я разогнался: нашел квартиру, прямо за углом, в доме композиторов. Она четырехкомнатная – там 35 метров один кабинет! Я размечтался: какая красота! Но оказалось, что моя семья не может претендовать на такую квартиру: цена ее для меня неподъемная. Лет бы пять тому назад, может, еще бы и потянул, как-нибудь заработал на нее деньги. Но последний год был очень тяжелый – в отношении здоровья. А переезжать с насиженного места в равноценную площадь – теряет всякий смысл, одни хлопоты! Тем более, что эта квартира намоленная, тут работали такие талантливые люди, такие проекты реализовывались! Мне здесь даже стены помогают… А в новой квартире надо еще будет делать ремонт…

В следующем году я буду отмечать свое семидесятипятилетие. Может быть, к этому времени разбогатею, и у меня будут деньги, чтобы свои жилищные условия улучшить.

– Три четверти века – это не шутка…

А какими они были для вас?

– Разными, но большей частью счастливыми. Я – не москвич. Детство и юность провел в рабочем районе Перми, а родился в ста километрах от нее. Вспоминается завод, где работали отец и мама. Хорошо помню поселение, в котором мы жили, деревянные двухэжтахные дома. Занимали четверть двухэтажного дома. Естественно, что все удобства были во дворе. За водой ходили с коромыслом за два километра.

– И вы тоже ходили?

– Когда был маленький, меня оберегали. А подрос, конечно, таскал воду коромыслом, как и все. Помню поленницу дров во дворе. Это ведь был Урал. Время суровое для выживания – не только в смысле климата, но и в смысле ситуации: мое детство пришлось на войну. В 1941 году мне было всего 7 лет. Питание самое скудное – картошка и соленая капуста. Но при всем том детство было прекрасным. К сожалению, мама очень рано ушла из жизни.

Но всегда ощущал ее душевную поддержку с небес. Мама стала для меня еще и музой. Отец был ярким представителем класса «гегемонов» (а дело, напомню, было на Урале). Все же и некоторым своеобразием отличался, обладал необыкновенной музыкальностью: сам научился играть на скрипке. Для человека из рабочей семьи (а мой дед был и вовсе безграмотным, варил сталь на металлургических заводах) это было, согласитесь, нетипично. От отца мне передалась тяга к классической музыке. Я упросил родителей отдать меня заниматься музыкой: сначала – в кружок во Дворце пионеров, затем – в музыкальную школу, а позже – в музыкальное училище в Перми. В 1980 году приехал в Москву и поступил без всякого «блата» сразу на два факультета – композиторский и игры на фортепиано Московской консерватории.

Я – не лидер

– Кто из «великих» встретился вам на тернистом ученическом пути?

– Должен сказать, что через мою жизнь всегда проходили люди, которых посылал мой ангел-хранитель. Если возникал трудный, неразрешимый момент, обязательно в моей судьбе появлялись люди, которые в ней играли ключевую роль. Потому что в силу данных от природы качеств (в 74 года уже могу в этом признаться публично), я по характеру – не лидер. И если передо мной встает стена, останавливаюсь и разворачиваюсь со словами «значит, не судьба». При этом искренне завидую тем, кто в состоянии пробивать такие стены лбом… Но происходила странная вещь: вдруг кто-то появлялся, и эту стену разрушал, пропуская в образовавшийся пролом…

– Ну, например?

– О какой Москве я, мальчик из глубинки, мог мечтать, сидя в Перми? Если для нас с родителями сам переезд в Пермь был в ту пору равносилен переезду в столицу! Но хорошо помню, как из Москвы в Пермь приехали два замечательных человека, один из которых был скрипачом Мариинского театра: он в войну потерял палец – стал начальником отдела культуры города Перми. И с ним приехала его жена, замечательная женщина, музыкант совершенно уникального таланта. В Перми с их приездом закрутилась высоко духовная и творческая жизнь. Эти люди и сыграли в моей судьбе определяющее значение. Я не думал ни о какой Москве, но они меня правильно настроили, подготовили, и я поступил в Московскую Консерваторию.

Потом в моей жизни появился прекрасный педагог и музыкант Михаил Иванович Чулаки, высочайший профессионал и человек большой мудрости. Он понимал, что помимо обучения профессии, нас надо обучать еще и элементарным бытовым хитростям. Он много помогал в жизни. Мне не на что было жить – Чулаки организовывал какие-то «халтуры», рассказывал, где и что можно купить по дешевке. Он, наконец, помог поставить в Большом театре мой первый балет!

Встретился и Александр Ефимович Свешников – проректор консерватории. Фантастический человек! Когда мы, провинциальные ребята, приехали поступать в Консерваторию, то все, кроме Альфреда Шнитке, который вместе с нами поступал (он был москвич), дружно завалили первый экзамен на тройку. И решили забрать документы – ехать поступать в какую-нибудь другую провинциальную консерваторию. Мы пришли к нему, а он документы не отдал и посоветовал: «Сдавайте экзамены дальше». Стали сдавать дальше, в итоге поступили. Но если есть тройки, то нет стипендии, а значит есть и жить не на что. Мы снова пришли к нему, он дал указание экзаменаторам допустить нас к пересдаче. В итоге нам просто натянули четвертки, и мы получили стипендию.

Наш курс оказался очень сильным. Я тогда (надо сказать правду) ничем не выделялся на фоне моих гениальных сверстников. Лидером был композитор и крупнейший симфонист А. Караманов. Выделялся Альфред Шнитке. Эдуард Лазарев, потрясающий молдавский композитор. Все они уже умерли. Из нашего набора остались только два композитора – я и Эмиль Захаров.

Из Алешкина на Маяковку

– А правда, что свою первую московскую квартиру вы получили благодаря помощи Тихона Хренникова?

– Он стольким людям помог! Я уже к тому времени окончил консерваторию, женился, и у меня родился сын. Настали трудные времена: у нас не было ничего – ни жилплощади, ни московской прописки. И когда благодаря ходатайству Тихона Николаевича я в 1965 году получил от Союза композиторов свою первую квартиру, то это было немыслимое счастье. Была она расположено в Алешкино (район нынешнего метро «Тушинская»). Тогда там был только лес – ни телефона, ни метро, до центра приходилось добираться час. Но мы были на седьмом небе!!!

– А на «Маяковке» как оказались?

– Случай… Шло время, я стал продвигаться, делать успехи в карьере. И все мечтал перебраться в центр, что в тот момент казалось не реальным. Но подфартило: в 1971 году нашел людей, которые с доплатой согласились поменять центр на Тушино.

– Чем же вам так понравилась эта квартира? Разве плохо жить на опушке леса, в удалении от загазованного центра?

– К тому же, видели бы вы эту квартиру в тот момент, когда мы сюда вселялись! Здесь все было развалено и запущено. Словно хан Мамай прошелся…Но я все равно был безмерно счастлив: за углом – Дом композиторов. Лихов переулок, где я записывал свою музыку – рядом. Студия «Союзмультфильм», с которой в то время сотрудничал – за спиной. Дом Кино (чуть попозже я стал писать музыку к кино) – через Тверскую. В этих стенах прошла вся моя творческая жизнь…

И в то же время, несмотря на центральное положение нашей квартиры и ее близкое расположение к Тверской, у нас здесь очень тихо. Думаю, что судьба по-другому бы сложилась, если бы я не переехал в эту квартиру. Потому что профессия, связана, прежде всего, с производством. Это миф, что лучшее место для композитора – деревенская тишь да глушь, где он один на один с природой пишет свой седьмой квартет или восьмую симфонию. Наша работа связана, повторяю, с производством…

Как я «зашел» в кино

– Забавно… А, если не секрет, как начался ваш роман с кино?

– Я рвался в кино по двум причинам: во первых, чувствовал интуитивно, что это мое. Поясню: это все то, что связано с изображением, видеорядом, литературой. И во– вторых, это была наиболее действенная форма хорошего заработка и выживания. Мой большой друг композитор Александр Сергеевич Зацепин, который приехал из Алма-Аты и «зашел» в кино раньше меня, стал активно внедрять мою персону в кинематограф. Самый яркий случай: он работал на «Мультфильме» с Владимиром Пекарем и Владимиром Поповым, которые тогда как раз начинали делать «Умку». Зацепин сообщил им, что будет работать с соавторстве с композитором Евгением Крылатовым. Режиссеры такого композитора не знали, поэтому, естественно, скривились. Кроме того, у них возник вполне резонный вопрос: что будут делать два композитора в фильме, где музыка длится всего восемь минут? Но спорить с Зацепиным побоялись. А Александр Сергеевич через какое-то время просто… исчез. Короче, я написал колыбельную Медведицы и музыку к «Умке». И одновременно написал для Валентина Караваева музыку к фильму «Дед Мороз и лето». Эти две акции принесли мне очень большие «дивиденты», потому что «Умка» до сих пор – одна из самых исполняемых и популярных песен. Так я попал в малый кинематограф.

А потом судьба занесла на Киностудию им. Горького, где я благополучно провалился с первой картиной «Мой папа капитан». И лишь в 1971 году, когда уже был очень немолод (37 лет для дебюта – это солидный возраст), судьба свела с режиссерами Михаилом Богилем (с ним сделал картины «О любви» и «Ищу человека») и детским режиссером Владимиром Бычковым. С Бычковым делали вместе «Достояние республики», «Русалочку» и ряд других фильмов. Потом написал музыку к фильму «Ох, уж эта Настя!», которая стала очень известной. Что и открыло дверь в большое кино.

– После чего у вас сразу пошел бесконечный поток работы?

– Именно. Делал столько, сколько мог потянуть. Очень много работал и в Минске, и в Одессе, и в Свердловске, и в Ялте – на всех киностудиях страны.

Следующими моими достижениями была музыка к телевизионным фильмам «И это все о нем», «Приключения Электроника» и «Чародеи».

– Кстати, об электронике… Вижу в вашей комнате компьютер. Вы его используете в работе?

– Использую, чтобы мозги не засохли. Возраст, знаете ли. Поставил и осваиваю: все лучше, чем с бабками во дворе в домино играть… У меня есть электронная почта и собственный сайт. Тут на днях, роясь в поисковиках, обнаружил видеоряд своей песни «Снежинка» (из фильма «Чародеи»), которую сейчас кто только не исполняет! И понравилось…Мои песни живут какой-то самостоятельной жизнью. Удивительно… И вместе с тем, сталкиваюсь с потрясающей вещью – имена композиторов нашего поколения сегодняшняя молодежь вообще не знает …

– Ну, в отношении себя, это вы кокетничаете…

– Расскажу случай. В Питере вполне интеллигентный водитель иномарки подвозил меня в театр. Заговорили о конкурсе имени Андрея Петрова, где я был членом жюри. И он спросил меня, «кто такой Андрей Петров». Напел ему песню «А я иду шагаю по Москве». Песню он знал. Тогда стал петь ему свои песни: «Три белых коня», «Кабы не было зимы», «Крылатые качели», «Песенку о лете», «Шпаги звон, как звон бокалов…» и так далее.. В итоге он отказался брать с меня деньги за дорогу, утверждая, что наша встреча для него – настоящий праздник.

Наша справка

Леонид Алексеевич Нечаев родился в Москве. Учился на актерском факультете ВГИКа, а в 1967 году окончил режиссерский факультет (мастерская Я. Сегеля). Работал в творческом объединении «Экран», где снял ряд хроникально-документальных фильмов, с 1974 года снимает игровые фильмы для детей. Среди наиболее известных: «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Приключения в городе, которого нет», «Мнимый Больной», «Проданный смех», «Сказка о Звездном мальчике», «Питер Пэн», «Дюймовочка» и многие другие, отмеченные прекрасными работами лучших советских актеров: Ролана Быкова, Владимира Этуша, Рины Зеленой, Владимира Басова. Имеет пятерых детей. Женат.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация