Эвклид Кюрдзидис: «Чем выше этаж – тем лучше панорама»
В Греции, как известно любому несмышленышу, есть все. Тем не менее, наш гость, актер театра и кино Эвклид Кюрдзидис покинул в свое время родную Элладу, не обнаружив там чего-то очень важного для себя. Желание стать актером привело его… в Россию.
Чистый лист и белая стена
– Эвклид, ваши родственники живут в Греции. По дому не скучаете? Или ваш дом уже здесь, в Москве?
– Для меня ощущения и образ отчего дома несколько стерлись за последние двадцать лет (я уехал из Греции в четырнадцать). А мой нынешний дом – это сплошные самолеты, поезда и гостиницы. Например, за последние четыре дня побывал в трех городах. И как, скажите, при таком ритме не требовать хороших условий в гостинице?! Я же в противном случае просто не смогу нормально работать!
Отель, где останавливаюсь, должен быть комфортным и уютным. Независимо от того, проживу я там три дня или просто зайду после самолета принять душ перед спектаклем, как это было сейчас в Санкт-Петербурге. Я «жил» в номере… полтора часа.
В Москве собственного жилья у меня пока нет, я его снимаю. Но трагедии из этого не делаю (может быть, потому, что и семьи пока нет). Вот когда появится, отсутствие собственной квартиры наверняка станет проблемой.
– Как бы вы набросали персональную формулу комфорта?
– Мне нравится жить на высоте. С удовольствием купил бы квартиру на двадцатом или тридцатом этаже, чтобы обозревать окрестности и любоваться панорамой. Наверное, это объясняется тем, что вырос в невысоком – двухэтажном – доме.
Не люблю хай-тек. Мне больше нравится классический стиль, но без обоев – в Греции никогда не клеят обои. В белых стенах у меня лучше работает голова, отдыхают глаза, есть пространство для фантазии.
Конечно, жилище не должно быть маленьким – на двадцать квадратных метров. Хотелось бы прогуливаться из одной комнаты в другую, выходить на балкон… Мне было бы комфортно в квартире, скажем, площадью двести квадратных метров.
В ритме Первопрестольной
– А сейчас какие имеются «метры»?
– Снимаю небольшую квартирку на Маяковке, в которой почти не живу. Там чаще бывает приходящая уборщица.
– Ваши отношения с землей?
– В детстве помогал родителям, мы с братьями и сестрой следили за садом. Помню запах зелени, фруктов… Но после того, как в четырнадцать лет сбежал из дома, с землей дела не имел. Разве что на даче у друзей. Мы же там не только пьем и бездельничаем…
– А почему сбежали?
– Мечтал стать актером, нашел театральное училище в Днепропетровске, которое принимало юношей и девушек с четырнадцати лет. После восьмого класса уехал и сразу поступил.
– Как к этому отнеслись родители?
– Очень сильно переживали. Тем более что ни папа, ни мама ни малейшего отношения к кино никогда не имели. По маминой линии все родственники музыканты – в семье было семеро детей и все играли на разных инструментах. Один даже играет в симфоническом оркестре в Салониках. Дед по отцовской линии писал музыку и играл на греческой лире. Но остальные родственники к творческим профессиям отношения не имели.
А родители от моего «побега» были в шоке. Они считали, что мужчина должен приобрести нормальную «мужскую» профессию. Так как я учился в школе хорошо, то надеялись, что из меня получится либо врач, любо юрист. Но их надежды не сбылись.
Помню себя с четырех лет, уже в этом возрасте хотел быть артистом. Каким точно, не знал, но хотел, чтобы людям вокруг меня было весело. Кино очень любил… А потом как-то летом оказался в Москве и понял: это мой город, мой ритм, хочу здесь жить.
Хорошую театральную актерскую школу за плечами уже имел. И решил, что нужно поступить в институт кинематографии. С первого захода прошел во ВГИК на курс к Анатолию Ромашину.
Уже на втором курсе снялся ни много, ни мало – у Владимира Мотыля. Вообще считаю его своим крестным отцом в кинематографе.
Сейчас сложно говорить, что для меня важнее – театр или кино. Потому что театр – это бесконечный тренинг, когда растешь, думаешь, ищешь. Но и в кино иногда происходят озарения: ты играешь роль по частям, кусками, у тебя ощущение, что ты ничего особенного не сделал, но вот оно начинает складываться… И в результате думаешь: как же здорово! Правда, бывает и наоборот.
Он это сделал!
– Кто оказал в наибольшей степени влияние на ваше становление?
– Мои педагоги по речи – причем как в Днепропетровске, так и в Москве. Они вложили в меня очень много. Немало дал замечательный актер Андрей Борисович Голиков из доронинского МХАТа. А потом мне всегда везло с партнерами. Неизгладимые впечатления остались от работы с Михаилом Андреевичем Глузским, Владимиром Абрамовичем Этушем («Гамлет» Питера Штайна). Был счастлив работать с Ириной Купченко, Женей Мироновым, Ларисой Удовиченко, Еленой Сафоновой.
– Какие ленты вам наиболее дороги?
– Мне нравится то, что я сделал в картине «Мой личный враг». Люблю фильм «Война» Балабанова. Мне кажется вполне достойной роль в «Оперативном псевдониме-2». Не могу не вспомнить свою первую картину «Несут меня кони…» Владимира Мотыля. Она мне особо дорога, потому что на ней впервые столкнулся с кино и стал работать с таким великим мастером как Мотыль.
С удовольствием вспоминаю съемки картины «180 и выше» у Саши Стриженова. Там мне впервые пришлось встать на горные лыжи. Первый раз – и сразу в кадре. Полный восторг! А рядом – пропасть… Мне надо было съехать, воткнуть палки в снег, улыбнуться и снять маску. Я сделал это!
Сыграл не очень большую роль в фильме Виктора Шамирова «Дикари», поэтому сказать, что внес что-то глобальное в эту ленту, не могу. Но знаю, что многим зрителям картина нравится. Так же хорошо публика принимает фильм «Любовь-морковь», у меня там тоже небольшая роль. Недавно прошла премьера фильма «Иностранцы» Алексея Колмогорова. Я как раз находился на борту самолета и получил массу сообщений и лестных отзывов в свой адрес. Что и говорить – приятно.
– Вы свободный художник и не состоите в штате ни одного из театров. Тем не менее, выходите на сцену регулярно…
– Сейчас играю в двух антрепризных спектаклях – «Эй, Труффальдино!» (роль Флориндо) и «Ladies’ Night. Только для женщин» в постановке Виктора Шамирова.
Наша справка
Эвклид Кюрдзидис – российский актер греческого происхождения. Окончил Днепропетровское театральное училище (1987 год) и актерский факультет ВГИКа (1997 год).
Среди театральных ролей – Люциан в спектакле «Гамлет» в постановке Питера Штайна, Маркиз де ля Рондо в спектакле «Венецианская ночь» Центра драматургии и режиссуры под руководством М. Рощина и А. Казанцева, режиссер Ольга Субботина.
Снялся в фильмах: «Несут меня кони…», «Война», «Спецназ», «Баязет», «От 180 и выше», «Оперативный псевдоним-2», «Косвенные улики», «Сатисфакция», «Мой личный враг», «Дикари», «Иностранцы».