Сергей Николаев: «Мне повезло: я работал у великого сказочника Роу»
Любимец детей артист Сергей Николаев начинал кинематографическую карьеру, что называется, «с нуля». Пришел на студию Горького рабочим и некоторое время трудился в одной бригаде с не менее известным в киномире и среди детворы человеком – Борисом Грачевским, позже ставшим главным «ералашником» страны.
Упитанный, но невоспитанный?
– Как занесло в актеры?
– Судьба… Однажды летом отправили вожатым в пионерлагерь, где отдыхали дети сотрудников студии. Там меня и увидела бессменная ассистентка Роу Надя Сорокоум. «Смотрите, какой колоритный парень», – сказала Александру Артуровичу, когда тот привез в лагерь сказку «Огонь, вода и медные трубы». Роу меня запомнил и через год, весной 69-го, приступая к картине «Варвара-краса, длинная коса», пригласил попробоваться на роль «упитанного, но невоспитанного» царского сына. Пробовались и пятеро профессиональных артистов, но выбрали меня. Самое смешное, что после съемок фильма меня выбрали секретарем комсомольской организации киностудии. Александр Артурович еще шутил: «Вот Серегу снял в роли царского сына, так его сразу же в начальники выдвинули!».
Тазик для мокрых вещей
– После фильма, наверное, проснулись знаменитым? Такая забавная роль: избалованный королевич в окружении мамок и нянек, дитяте и шагу не дают ступить… Ваше детство было другим?
– Нас воспитывала улица. Я вырос во дворе дома на Первой Мещанской, которая после фестиваля в 57-м стала проспектом Мира.
Почему-то вспоминается больше зима. Мы строили во дворе снежные города, возводили изо льда башни, потом брали их штурмом, играли в снежки. Заявлялся домой весь в снегу. Мама в таком виде в дом не пускала, на лестничную клетку выставлялся таз. Туда я складывал свои мокрые вещи.
– Возвращались всегда вовремя или мама «загоняла» в дом?
– В семье не принято было кричать в форточку: «Сережа, домой!!!». Мама выставляла в окне яркую лампу – это и был сигнал того, что пора делать уроки.
О жизни понемножку
– Как нравится отдыхать?
– В прошлом и позапрошлом году плавал по Волге. Но не на круизном теплоходе, где надо с утра до вечера «поддерживать» компанию, а на рейсовом. В круизах все время таскают на экскурсии, в тебя пытаются запихнуть максимум информации, а по ночам – крики, дискотеки, бесконечные посиделки с отгадыванием шарад. При моем и без того кочевом образе жизни – это лишнее. Хочется тишины.
– В каком дизайнерском стиле решено жилище?
– Я с долей иронии называл бы его «мещанским».
– ???
– Просто люблю не те вещи, которые сейчас в моде или считаются престижными, а те, которые хранят тепло дорогих мне рук. Например, люблю наш старинный деревянный буфет.
– Часто и сами ли делаете в доме ремонт?
– Лет пять, как не делали. Я – абсолютно «безрукий» человек. Каждый должен заниматься своим делом. Ну зачем я, не зная, как выкладывать плитку, начну это делать? Да, иногда люди учатся чему-то новому, но точно знаю: ремонт – не мое.
Тот осел – такая умница!
– В фильмах рядом с вами всегда крутится какая-то живность. А в жизни?
– У меня две кошки: Фрося и Муня. В фильмах Роу мне тоже приходилось работать с животными. Александр Артурович придумывал эпизоды, а дрессировщик помогал эти замыслы воплощать. Как он это делал, не знаю, но кошки у него залезали в крынку со сметаной, кролики били лапами по пню, как по барабану, а медведи танцевали. Осел, на котором я ездил в «Варваре-красе», был из Уголка Дурова. На редкость умное животное.
– С животными понятно. А есть ли вещи – талисманы?
– Есть. Ковер очень немодной расцветки. Всегда напоминает о Александре Артуровиче Роу. Он достался по наследству: когда режиссер умер, через несколько лет Елена Григорьевна, его супруга, решилась ковер продать. Цена была небольшой, да и мне он тогда не очень был нужен, но хотелось сделать Елене Григорьевне приятное. Я его купил. Вначале ковер долго лежал у друга, а потом, когда я переехал в кинематографический дом, забрал его и постелил у себя. И вот уже и Елены Григорьевны нет более двадцати лет, и Александр Артурович тридцать два года как ушел, но когда вспоминаю, что они ходили по этому ковру, у меня ощущение, что они – где-то рядом и поддерживают меня.
Родственники и друзья
– Фаина Раневская рассказывала, что всю жизнь за ней бегали мальчишки и кричали вслед: «Муля, не нервируй меня!». Было ли в вашей жизни что-то подобное?
– Долгое время бегали мальчишки и кричали: «Упитанный, а невоспитанный!». А потом, когда снялся у Бори Грачевского в «Ералаше», доставали криком: «Ба-буш-ка!».
– Прекрасно помню этот сюжет. Бабушка каждый раз приходит на помощь внуку: то в песочнице, когда он совсем маленький, то чинит велосипед, когда стал подростком, то, наконец, когда он – взрослый дядя, водитель МАЗа, попадает в какую-то яму… Бабуля подпирает машину плечом и – выталкивает. А внук все время зовет: «Ба-буш-ка!».
– Именно.
– А ведь вашими родственниками в кино всегда были потрясающие артисты…
– Самое приятное, что дружили не только на площадке. Вот, например, был случай, когда Татьяна Ивановна Пельтцер привела зал в шок, сообщив всем, что я – ее внук. Все знали, что у Татьяны Ивановны не было близких родственников. Гениальная актриса, дав залу прийти в себя, выдержала паузу и, улыбнувшись, добавила: «кинематографический»…
Счастлив, что много лет дружу с Михаилом Ивановичем Пуговкиным. Он мой батюшка сразу в двух картинах. В фильме «Варвара-краса…» я – его единственный сын, а в картине «На златом крыльце сидели» сыновей трое, я – старший. В этом фильме мою маму и жену героя Пуговкина играет замечательная актриса Татьяна Конюхова, так что с ней мы тоже кинематографические родственники.
Татьяна живет в Севастополе. И ее сын – мой крестник. На самом деле.
– Нынешний год – год столетия Александра Артуровича Роу. Вы участвовали в фильме о режиссере?
– Верно, фильм делал канал «Культура». Но, к сожалению, день рождения Мастера отмечается не так широко, как хотелось бы. Это несправедливо. Александр Артурович – виртуозный режиссер! Наши дети до сих пор растут на его сказках.
НАША СПРАВКА
Сергей Николаев, киноактер, снялся более чем в сорока фильмах, из которых четверть – сказки. Образование – высшее, закончил экономический факультет ВГИКа.
Среди наиболее известных картин – «Варвара-краса, длинная коса», «На златом крыльце сидели», «Самый сильный», «После дождичка в четверг», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «Звезда эпохи» и другие. Снялся в двенадцати сериях «Ералаша».