Мария Бутырская: «Призы теперь вручаю себе сама»
Эту стометровую квартиру в районе станции метро «Новослободская» известная фигуристка Маша Бутырская, трехкратная чемпионка Европы и чемпионка мира, купила в 2000-м году. Решила: обязательно превращу ее в дом своей мечты, удобный и современный. Позвала архитектора, и тогда огромное пустое пространство, ограниченное лишь стенами, потихоньку стало превращаться в дом.Дом вокруг Вселенной
– Сначала я согласилась с проектом, он меня полностью устраивал, но вот стиль… Вскоре почувствовала: с моим характером нужно что-то другое…
– Что именно, Маша?
– Был предложен такой домашний, уютный, классический стиль. Наверное, он хорош, не спорю. Но мне ближе хай-тек с его строгими прямыми линиями.
– Однако и навесной потолок, и гардеробная, замаскированная под колонну, все-таки достаточно округлых форм…
– Так было задумано по проекту, так оно и осталось. На самом деле квартира разделена на две части: одна – для гостей, другая – моя, туда мало кто заходит. И везде есть элементы «старого» проекта. А моя гардеробная – она центр Вселенной в моей квартире, вокруг нее происходит вся остальная жизнь.
Детство. Отрочество. «Старость»
– На этой колонне, на ее многочисленных полках призы… Откуда они?
– В основном из Парижа и из Японии. С турниров серии Гран-при. Посмотрите, они такие красивые, мимо них же не пройдешь! Сама частенько на них заглядываюсь, понимаю, что больше мне их уже никто не подарит. Спорт закончился. Теперь призы я себе вручаю сама. – Поясните, пожалуйста…
– Я начала собирать статуэтки из горного хрусталя. Покупаю и ставлю их на полки. За последние годы собралась приличная коллекция.
– Вы первая из русских фигуристок в одиночном катании, занявшая высшую ступень мирового пьедестала. Как все начиналось? Когда встали на коньки?
– Кататься я попробовала в четыре года, а профессионально заниматься в спецшколе начала с пяти. Первое время очень переживала, что мама отдала меня не в спортивную гимнастику, куда мне хотелось гораздо больше, а в фигурное катание.
– Значит, занимались, что называется, «из-под палки»… Или с удовольствием?
– Тренировки начинались в семь утра. Как любому другому ребенку, ужасно не хотелось вставать в такую рань, куда-то ехать, кататься на морозе. Мы же чаще тренировались не на искусственном, а на настоящем льду. Когда сейчас это все вспоминаешь… Конечно, меня заставляли! Но сами занятия мне нравились. Нравилось быть лучше всех, приятно было, когда хвалили.
– Если тренер был строг и суров, обижались?
– На это никто не обижается. Если тренер кричал или делал замечания – значит, было за что…
– Ваши первые победы, – помните ли их?
– Конечно. С пяти до девяти лет – одни сплошные победы. Потом долгие годы застоя…
А самая важная победа пришла поздно, в 98-м. Я тогда уже была в возрасте…
– В двадцать четыре фигуристки обычно уходят на «пенсию». У вас к тому возрасту не было никаких значимых побед. Трудно было не сломаться? Пойти на взлет, а не на «посадку»?
– Именно тогда я ушла от тренера Виктора Кудрявцева к Елене Чайковской. Просто нужен был человек, который внушил бы: могу выигрывать. И я правильно сделала, когда после очередного провала на чемпионате Европы попросилась к Елене Анатольевне. Она мне давно очень нравилась – и как тренер, и как человек. Я поверила своей интуиции, и с Чайковской сразу все изменилось.
– Буквально через год вы стали чемпионкой Европы, а в 1999-м – чемпионкой мира. Новый тренер, она сразу поверила в вас?
– Мы много занимались. Елене Анатольевне удалось вернуть мне веру в себя. Она меня заряжала: «Ты самая лучшая, самая красивая, все у тебя получится, у нас шикарная программа!..» Это при том, что человек она волевой, несентиментальный. Я почувствовала вкус успеха. И мы, как два танка, двинулись к победам.
– В чем секрет успеха?
– Никогда, никогда не подражать. На льду я видела только себя, Машу Бутырскую.
– Тогда почему Маша Бутырская ушла из спорта?
– Потому что Маше Бутырской было уже 30 лет. Все-таки фигурное катание – спорт молодых. Ну, не до сорока же кататься! Так что после 2004-го я на пенсии… И надо жить дальше, что-то делать, думать о будущем.
О мужчинах и не только
– Вы, Маша, в отличной форме, участвуете в показательных выступлениях. Чем еще думаете заняться?
– Развлекать людей уже не хочется. А вот тренировать детей… Кажется, что это должно получиться. Я многое знаю, есть чем поделиться. Но сразу предупреждаю: мягкого тренера из меня не получится, детей буду «гонять», заставлять работать.
– Откуда черпаете силы для движения вперед?
– Нахожу в себе.
– И для того, чтобы оставаться худенькой и стройной?..
– Когда каждый день каталась, больше ничем заниматься было не нужно – огромная нагрузка. А когда ее нет, хотя бы 3 – 4 раза в неделю необходимо бывать в тренажерном зале – качаю пресс, руки, ноги. Ну и еще – всевозможные диеты. Хотя поесть люблю.
– В хорошей компании, с бокалом вина?
– Конечно. Общаться с интересными людьми – такое счастье. Под хорошую еду и с бокалом вина. Почему бы и нет?
– Что может испортить настроение?
– Подружки, например. Где-то они меня не поняли, что-то не так сделали. А я в дружбе очень принципиальная, всегда стараюсь помогать, делать все от меня зависящее, и поэтому требую от других того же.
– А какие требования предъявляете к мужчинам? Какими качествами нужно обладать, чтобы вам понравиться?
– Не хочется рядом с собой видеть полного дурака. Нравятся люди с чувством юмора, которые могут и пошутить, и над собой посмеяться. А уж какой мужчина будет – высокий, маленький, брюнет, блондин с голубыми или карими глазами – не имеет значения.
– Что для вас важнее: чтобы вы любили или чтобы вас?
– Не знаю. Любить – это здорово! Когда тебя любят – это еще лучше. Но мужчины тоже хотят, чтобы их любили, они такие нежные существа…
– Столько лет, Маша, было отдано фигурному катанию, наверное, и танцуете великолепно?
– Скрывать не буду, танцы люблю. Но на наших дискотеках столько народу! А мне нужно место. Не могу стоять и брыкаться, как все. Танцы – это с руками, с эмоциями, с ногами… Мне для танцев простор нужен.
– А партнер?
– А вот партнер в танцах мне как раз не нужен. Я же привыкла кататься одна. Мне партнер мешает, как посторонний предмет.
– Вас можно назвать автоледи?
– Ездить на машине – мое хобби. Люблю автомобили новые, красивые, быстрые, разные. Здорово, когда есть выбор. Автомобильная индустрия развивается быстро, все время появляется что-то более комфортное, и это новое хочется опробовать. Авто у меня были разные, но любимый цвет один, только серебряный металик. Такая машина всегда блестит на солнце, и на ней меньше заметна грязь.
– Любимый цвет – металик, стиль – хай-тек. В квартире много металла и стекла. А почему же кухня синяя?
– Сначала я заказала белую, молочного цвета. Приехала домой и не могу заснуть: что-то не так. С утра перезвонила в фирму, попросила заменить мебель на синюю, и, похоже, не ошиблась – оказался как раз мой цвет, он сразу оживил эту часть квартиры, а то было как-то блекло…
– Маша, признайтесь: вы этой синей кухней любуетесь или используете ее по назначению?
– Люблю хорошо поесть и умею кое-что приготовить. Нравится украинская кухня, японская, грузинская, китайская.
– Тогда какое же ваше фирменное блюдо?
– Классический мясной борщ, который я делаю на курице.