14:14:56
24 ноября 2024 г.

Валерий Усков: «Завидую мужикам, которые умеют соединять провода!»

В гостях у звездыНесмотря на то, что Валерий Иванович Усков человек, как он сам о себе говорит, – уличный, ресторанный, дом-киношный и театрально-площадочный, дом для него – то место, о котором он всегда мечтает. Дома лучше всего спится, работается и отдыхается. Кстати, на месте дома, где жил Валерий Усков и его двоюродный брат – кинорежиссер Владимир Краснопольский позже была построена Свердловская киностудия. Не случайно…Дома, которые запомнились
– Действительно, символично. Когда прихожу на Свердловскую студию, возникает странное ощущение, будто приехал домой. Все время угрожаю Свердловской киностудии, что буду с них требовать арендную плату.
Но родился я не в этом доме. Еще до моего рождения маме – врачу – подарили на 8 марта квартиру с горячей водой и всеми удобствами. Но началась война. В Свердловск был эвакуирован какой-то институт, и в наш дом расселяли его сотрудников. Нас попросили переехать, и у нас даже и мысли не было, что можно не пойти навстречу этой просьбе.
Нам предоставили деревянный дом на улице Решетникова. Окна закрывались ставнями. Туалет, по-моему, был во дворе. Мы там прожили несколько первых лет войны. А потом я переехал к брату Володе, в их большой, отдельно стоящий дом. Так уж получилось, что мы выросли вместе, вместе поступали в институт, вместе заканчивали режиссерский во ВГИКе и вместе много лет снимаем кино.
Рядом с домом Краснопольского на улице Декабристов стоял родильный дом, откуда нас принесли. А также детский сад имени Ленина. Помню эти дома.
Я видел в жизни разные дома – уютные и не очень, богатые, но не всегда пригодные для жилья, где ни к чему нельзя прикоснуться. Видел дома в сибирской деревне, где мы снимали «Вечный зов». Они стояли унылые и пустые. Мы должны были снимать пожар, и нам сказали: «Да, пожалуйста, сжигайте хоть всю деревню». Это было страшно. Мы ходили по брошенным домам, где еще висели деревянные люльки. А в сельсовете обнаружилось огромное количество паспортов – целая деревня куда-то разом съехала.
– А дом своего деда помните?
– У меня было два деда. У одного был великолепный дом, в городке на севере Костромской области – Вохме, что означает «золотое дно». Сказочные места! Дед работал на земле, был богатым человеком, построил в Вохме больницу и школу. Но его раскулачили.
Я приезжал в те места и посмотрел дом деда – трехэтажный, с колоннами. У крыльца стояла красивая елка, о которой с любовью вспоминала мама. Секретарь райкома повел меня по этому дому, где сейчас живут сотрудники больницы, которую построил дед. А поскольку мы до этого хорошо отметили встречу, секретарь шел по коридору и громко провозглашал: «Хозяин приехал!» Вдруг, из одной двери высунулся небритый пьяный мужик, и начал на меня кричать чуть ли не матом за то, что у него протекает крыша. А я как хозяин, не чешусь эту крышу ему отремонтировать! Так смешно стало и горько. Я привез в тот раз жителям картину «Тени исчезают в полдень», где рассказывается о раскулачивании.
Мне показали здание НКВД. Деда отпустили лишь потому, что он сказал: «Придите завтра еще раз, я сам уйду». Он закрыл ставни, взял четыре серебряных ложки. И ушел. Эти ложки мне потом передали. Пошел скитаться без паспорта, без вещей. Но он умел работать. Добрался до Ленинграда, потом попал в Старую Рус-
су. Когда немцы взяли Старую Руссу, они первым делом пригласили деда в комендатуру, предложив ему привести в порядок электростанцию и взять ее в свою собственность. Дед их выслушал, вышел из комендатуры и прямиком ушел в партизаны. Когда фашисты отряд захватили, то деда первого расстреляли перед строем.
Второй дед работал бухгалтером на большом заводе на реке Чусовой. Там мы с Володей Краснопольским подснимали пейзажи к «Ермаку», и к «Теням…». Дед был человек крутой, жесткий и честный. И дом его был такой же крепкий. Деревянный. С огородом.
Московская юность
– Вы закончили Уральский университет, факультет журналистики. А ваш брат – факультет филологии. Как же вас занесло в режиссуру-то?

– В четырехэтажной кирпичной школе № 40, где в холле среди фамилий медалистов до сих пор красуется моя собственная, мы ставили «Дубровского» и «Двух капитанов». Наверное, все началось оттуда. Закончив университет, поехали поступать во ВГИК.
– Жили в общежитии на Яузе?
– Верно. А в соседних комнатах проживали Коля Губенко, Тамара Семина, Наталья Фатеева, Лидия Федосеева-Шукшина, Василий Шукшин, Лариса Шепитько.
– А что за история с афишами собственного фильма?
– Еще учась во ВГИКе, мы сняли первый фильм «Тени на тротуарах». В Москве должна была проходить премьера. Город заклеили афишами. Мы с Володей решили одну из афиш срезать и оставить на память. И на Красной Пресне были пойманы милицией. А у нас с собой не было документов. И никак не могли доказать, что это – наш фильм. Никто не верил. Ни у кого из ребят, учащихся во ВГИКе, не было подобных премьер, да еще с афишами! Так мы несколько часов провели в милиции.
– Как вы попали к Пырьеву?
– Вторым нашим дипломным фильмом стал «Самый медленный поезд» по сценарию Юрия Нагибина. Впервые на экране появились не генералы, а простые люди, сломленные войной, усталые, едущие в этом самом медленном поезде, – вокруг было горе.
После этой картины нас пригласило работать сразу три объединения на «Мосфильме» – Алов и Наумов, Зархи и Пырьев. Пырьев попросту посадил нас в машину и привез к себе в объединение, представив коллективу. В этом объединении были Рязанов, Гайдай, Салтыков, Воинов… Так мы попали еще в один родной дом, в котором провели более сорока пяти лет, – дом киностудии «Мосфильм».
Когда мы были совсем юнцами, Пырьев подсунул нам сценарий и предложил по нему что-нибудь снять. Отказать Пырьеву было невозможно, а сценарий был чудовищный. Мы и так прикидывали, и сяк, а потом пошли к нему и сказали, что уж лучше уедем обратно в Свердловск, потому что ЭТО снять невозможно. Он очень обрадовался и сообщил, что из нас получатся настоящие режиссеры…
– Ваше первое московское жилье?
– Общежитие на станции «Аэропорт», в цокольном этаже дома кинематографистов, где нам с поэтом Евгением Аграновичем дали временную – одну на двоих – квартиру. Там было так хорошо! Весь кинематографический люд к нам приходил в гости. У меня была комната, у Жени – комната. И еще одна для гостей. Жили очень весело.
Например, один из эпизодов: после огромного успеха фильма «Неподсуден» у нас была встреча с министром авиации. И министр радостно попросил: «Нет ли у вас на примете талантливого поэта, который смог бы написать в стихах на тему: экономьте время – летайте самолетами Аэрофлота? Чтобы мы этот слоган во всех аэропортах Союза могли бы разместить». И пообещал заплатить большие деньги. Я кинулся к Аграновичу. А тот даже за большие деньги на горло собственной песне наступать не мог и сходу «наваял» стихи, которые заканчивались следующим образом: «На Ту взлетая в небеса, тридцатилетний путь до смерти ты сделаешь за полчаса!» В этом был весь Женька…
Душ с компьютером и запрещенный «Луи»
– Куда потом вы переместились?

– Потом мне пришлось снять коммуналку в Центре. Нравилось жить рядом с Тверской! Я назначал свидания у памятника Пушкина или Маяковского. А потом купил кооперативную квартиру – на Речном вокзале. Из Свердловска приехала мама. Она обменяла Свердловскую квартиру на комнату в Москве. И мы съехались. Потом я женился.
– С этого места поподробнее, пожалуйста. Как вы познакомились с Наташей? Она ведь была известной и очень популярной на всю страну телеведущей?
– У меня до знакомства с ней была очень большая любовь. Был влюблен в актрису Ленинградского мюзик-холла. Мы расстались. Я был страшно травмирован, переживал, похудел. А однажды включил телевизор, увидел Наташу и понял, что только эта женщина может меня спасти. Помню, как долго ее уговаривал уделить мне хотя бы пять минут для свидания. Наконец наше знакомство состоялось. Помогло мне, конечно, и то, что она видела мои фильмы.
Наташа родилась рядом с нынешним театром «Эрмитаж». И в итоге мы переехали в квартиру сюда, рядом с Тверской.
– Валерий Иванович, у вас – прекрасная квартира, три больших уютных комнаты, светлая автоматизированная кухня. Даже душ оборудован компьютером, позволяющим использовать кабину, как сауну, получать всевозможные массажные процедуры, причем, под светомузыку!
– Да, это моя гордость! Но, скажу по секрету, я этим не удосужился научиться пользоваться – все руки не доходят. Использую душ по прямому назначению. А вот родственники просто балдеют от этого душа.
– А ремонт вы сами делаете? Кто это все придумывал?
– Все, что вы тут видите, это часть ушедшего, прекрасного и абсурдного времени! Эти гарнитуры и стенки не продавались в свободной продаже. Чтобы это купить, нужно было письмо чуть ли не из ЦК партии. Да, надо было взять это письмо и с известным на всю страну актером Петром Вельяминовым идти к мебельному начальнику. Однажды мы пошли и как-то не очень ловко себя почувствовали, когда, поняли, что этот начальник кино не смотрит, Вельяминова в лицо не знает. Начали переминаться с ноги на ногу, изучать какие-то графики на стенах. И тогда этот начальник перепугался, подумал, что мы из ОБХС.
Помню, мне понравилась спальня «Луи», а разрешение мне на ее приобретение должна была подписать замгостелерадио. Эта очень хорошая женщина сказала, что подпишет нам любое разрешение на любую спальню, но только… с другим названием. И нам пришлось купить финскую спальню. Тоже хорошую, деревянную. Но не «Луи»…
– Есть ли у вас загородный дом?
– Мои друзья все время маются с этими дачами: то крыша потекла, то крыльцо надо чинить. А я купил однокомнатную квартиру в доме для сотрудников загородного реабилитационного центра, где лежал после операции. Рядом – теннисный корт (у меня всегда стоит собранная для тенниса сумка). Приезжаю туда, как в гостиничный номер. Вокруг – елки с лапами, рядом лодочная станция, аллея для прогулок, бар. Говорят, я здорово вышел из положения!
Будка для любимой собаки
– Что вам по дому приходится делать?

– У меня руководящая и направляющая роль. Но руководство имеет и обратную сторону. Мы вот поставили электрическую плиту, которая включается при касании ее пальцем. Наташа уехала куда-то, а я забыл спросить, в какое место надо ткнуть пальцем. Пришлось ходить по ресторанам – пить там чай, завтракать, обедать и ужинать.
Люблю, чтобы дома было все в порядке. Завидую настоящим мужикам, которые умеют соединять провода, ввинчивать пробки. Я этого не умею, боюсь пожар устроить.
Хотя в детстве строил красивые собачьи будки – просторные, утепленные. Однажды бабушка хотела нас с Володей крепко огреть полотенцем за какую-то провинность. Так мы с ним рванули от нее, и оба втиснулись в эту собачью будку.
Это был дом для моей любимой собаки. И я за свою жизнь построил три таких дома. Умел и любил это делать.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация