00:08:51
22 ноября 2024 г.

Наталья Урядова: «Никак руки не дойдут отремонтировать сантехнику»

В гостях у звездыНа углу Ломоносовского проспекта и улицы Вавилова высится довольно любопытное здание. Огромные окна, 14 этажей, а смотрятся как все 25. Это дом творческих мастерских «Художник». На последнем этаже этого дома, в двухэтажном пространстве, пронизанном со всех сторон воздухом, светом и солнцем, мы беседуем с художником стекла Натальей Урядовой.Драгоценные отходы
– По моему представлению, так и должна выглядеть мастерская, где вы создаете свои удивительные произведения. Этот стеклянный куб, который стоит у вас на столе, так прозрачен, что кажется чище и светлее окружающего воздуха.

– Он действительно чище. Работаю только с оптическим стеклом, которое используется в космической, оборонной промышленности. К нему предъявляются высочайшие требования. Луч света, проходящий через такой объем, должен оставаться абсолютно прямым и тонким, нигде не преломляться и не рассеиваться. Конечно, в производстве такого стекла появляется много отходов: наличие пузырьков, микротрещин, свилей.
Эти отходы я использую в своей работе, выявляя внутренний иллюзорный мир каждой вещи.
– Это стекло производится за границей?
– Нет, это высокотехнологическое производство организовано на одном из подмосковных заводов, на котором я когда-то работала.
– Отрадно слышать, что в наш век направленного разваливания российской промышленности где-то еще остались хай-тек-технологии. Вы попали на этот завод по распределению после окончания Строгановского института?
– После института меня направили на стекольный завод в городе Иванищи Владимирской области, который выпускал немудреную бытовую посуду. Очень хороши были емкости, которые стеклодувы изготавливали для себя, для домашнего хозяйства. В них солили капусту, грибы, замачивали яблоки, бруснику. Они были приземисты, толстого стекла, с красиво отогнутыми краями, классической русской деревенской формы.
На завод оптического стекла я попала позже. Именно там началось мое осмысление новой эстетики стеклянных изделий для интерьера. Это было то самое время, когда на предприятиях оборонной промышленности по указанию «сверху» организовались цехи ширпотреба.
– Конверсия?
– Конверсия происходила значительно позже, когда вместо значительно сократившихся оборонных заказов мощные заводы с космическими технологиями вынуждены были выпускать кастрюли, дефицита которых в нашей стране я что-то не припомню. А тогда был лозунг: «Экономика должна быть экономной», отходы производства должны были использоваться для изготовления предметов для народа – так это тогда называлось. Из драгоценнейшего оптического стекла делали пепельницы! С этим я никак не могла смириться. Началось трудное время – споры с руководством, отстаивание своей точки зрения…
– Не всегда начальство любит осваивать новые технологии!
– Первое время было трудно осознать, как это стекло обрабатывать, шлифовать, гранить, чтобы оно не только сохраняло свою чистоту, но и выявило свой внутренний мир – радуги, отражения, внутренние световые конструкции, возникающие в зависимости от расположения граней.
– То есть оно начинает жить своей жизнью?
– Оно впитывает окружающий мир и насыщает его собственным.
– Наш гениальный создатель мультфильмов Юрий Норштейн сказал, что для него свет – это персонаж фильма. Это плоть, вещество, нематериальный мир…
– По прошествии многих лет я поняла, что как раз искала в предметах тот свет, который они излучают сами. Посмотрите на эти куски. Они еще не отполированы, они матовые. И я не знаю, что там будет. Могу их шлифовать часами, месяцами, постепенно открывая глубину. Вот, например, работа 70-х годов. Тогда в моде было все космическое. Видите, как здесь проступает эта тема?
– Какая чистота и прозрачность окружают это космическое явление… Даже не знаю, как определить – зеркальная?
– Термин действительно трудно подобрать. У нас на заводе работал стекловар, который входил в пятерку лучших специалистов мира. Он даже книгу написал о стекловарении. Так вот, он считал, что стекло – это среда, такая же, как вода или воздух. Я с ним согласна. У меня много работ было посвящено воде, потому что здесь чувствуется динамика движения, струения. Свои работы считаю предметами для созерцания, закладываю в них медитативную эстетику, стараюсь создать систему зритель – объект. Смотрите, я трогаю этот цилиндр, он начинает покачиваться, в нем что-то шевелится; мутируют в своих отражениях, возникают и исчезают световые эффекты.
Руки до всего не доходят
Наивно полагать, что если ты пришел к художнику, то тебя окружают только художественные произведения. Совсем нет. Вокруг какие-то бесформенные куски стекла, в которых только художник видит что-то и от которых только предстоит отсечь все лишнее. Различные инструменты, элементы незаконченных витражей.
Муфельные печи различных размеров и конструкций не портят интерьер, а придают ему энергичный вид. А кругом – цветы. И совсем не такие кособокие растения в маленьких плошках, которые кое-как притулились на узеньких подоконниках «хрущевских» пятиэтажек, а широко и привольно раскинувшие свои листья, стебли и соцветия. Им везде здесь светло и просторно. Они свободно взбираются по лестнице на второй этаж, распространяются и там – на столах, на полу, на подоконниках.
– Эту роскошную мастерскую вам выделил МОСХ?
– Дом строился на наши деньги, к тому же очень долго и мучительно – с 1980-го по 92-й год. Был длительный процесс согласования, так как под нами, оказалось, протекала речка. Потом началась перестройка, и цены начали скакать, как бешеные. Наконец, все завершилось, и мы стали обладателями этого объема пятиметровой высоты.
– Второй этаж вы организовали сами?
– Мы же получили просто бетонную коробку без отделки, и все пришлось делать самим, зато так, как нам хотелось. Правда, многое еще не закончено. Мы здесь временно живем…
«Ничего нет постояннее временного», – подумала я, глядя на стационарно оборудованные спальные места и располагаясь в уютной кухне, куда хозяйка пригласила нас с фотографом пить чудесный зеленый чай с жасмином.
– А у вас другой квартиры нет?
– Я купила небольшую, в пятиэтажке. Надеялась, что ее скоро снесут, и мы получим на троих что-нибудь побольше. Но дом оказался таким прочным, что сносу ему нет.
– Я тоже уже сорок лет живу в пятиэтажке. Причем в такой, где водопроводная система спроектирована будто так, чтобы жэковским сантехникам было стабильно и безбедно существовать. Мы тоже надеялись на обещанное скорое переселение, но вдруг оказалось, что наш дом «несносимой» серии, и что нам еще долго придется воевать с жэковскими сотрудниками… Так что вы говорили про вашу квартиру?
– Я как раз об этой сантехнике. Никак не дойдут руки ее отремонтировать, чтобы хотя бы «частично переехать».
Стекло на снегу
Два раза в год – зимой и осенью – Царицынский музей-заповедник устраивает выставки-симпозиумы художников стекла. Каждый новый показ собирает все большее количество зрителей. И не удивительно. Здесь, на открытом воздухе, гармонируя и споря с дивными баженовскими творениями, стекло предстает в каждом из своих ипостасей – тело, свет, пространство – и во множестве художественных преобразований. Они играют на солнце, вбирают в себя облака, переливаются всеми оттенками заходящего светила.
Я листаю каталог прошлогодней царицынской выставки «Стекло в ландшафте». Все призрачно, волшебно, не по-настоящему. Вот веселые прозрачные опята, взявшись за руки (пардон, за шляпки), ведут хоровод на проталинке. А вот озорные валенки. Напоминая о крещенских гаданиях, когда «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», они кувыркаются в снегу, и какие-то яркие стеклянные висюльки на них позванивают-похохатывают. Читаю подписи: Наталья Урядова.
– 4 марта в Царицыне открывается очередная выставка художников стекла под названием «зимние забавы». Вы будете в ней участвовать?
– Не знаю… Стекло довольно затратный материал, помимо этого, вкладываешь труд, эмоции. Первые выставки проходили очень хорошо. Приходили родители с детьми, все гуляли, любовались. А в последнее время каждый хочет унести что-нибудь с собой или просто разрушить, разбить…
– Что-то в обществе произошло. Я думаю, что это последствия бесконечных телевизионных страшилок и «мочилок». В газетах писали, что раньше никогда в таком количестве не крали игрушек с елок, установленных на московских улицах. К некоторым даже были приставлены милиционеры!
– Я собираюсь принять участие в выставке «Этно и техно» в галерее «Жизнь стекла», что на Петровке. Она открылась во второй половине марта и будет проходить месяца два – три.
– Можно узнать, что вы туда готовите?
– Приходите – увидите…
«Призрачно все в этом мире бушующем»
В каталоге ювелирных изделий, служащих предметами интерьера, мое внимание привлекла эфемерная конструкция: усыпанная бриллиантами, слегка изогнутая и совершенно невесомая полоска-нить, каким-то чудом держащаяся на темно-синем цилиндре, тоже не очень прочно устроенном.
– Кажется, здесь вам удалось схватить тот миг, когда все пока держится, но еще чуть-чуть – и вся конструкция рассыплется…
– Интересный эффект получается, когда к витрине, где выставлено это «Равновесие», подходят люди. Малейшего колебания достаточно, чтобы верхняя нить пришла в движение, она покачивается, и бриллианты на ней играют всеми своими гранями.
Если художник сумел поймать неуловимое, то мне выразить невыразимое вряд ли удастся. Пусть читатели сами увидят это воочию.
– Где можно видеть ваши работы?
– В Москве они находятся в фондах Царицынского музея-заповедника, галереи «Жизнь стекла», о которой я уже упоминала, акционерной компании «Алроса», которая всегда участвует в ювелирных выставках, в Санкт-Петербурге – в фондах Эрмитажа. Многое – в частных коллекциях. Сожалею о канувших в неизвестность фондах Союза художников, где тоже было много интересных работ разных авторов.
– Вспоминаю выставку Казимира Малевича, которая проходила в ЦДХ лет десять назад. Его собственные ремарки к картинам говорили о попытках овладеть пространством. Вот улетающий в глубину картины белый крест на белом фоне. Получилось? Кажется, не совсем. И вдруг – заключительный аккорд – «Черный квадрат». Вот оно, мятущееся черное пространство, пойманное и заключенное в белую раму. Вы тоже передаете свет, пространство, состояние…
– В брежневские застойно-устойчивые времена, когда казалось, что многое уже ясно, декоративно-прикладное искусство было более определенным и утилитарным. Сейчас, когда неравновесно и зыбко положение индивидуума в этом мире, мы больше приникаем к истокам, к природе, к внутреннему миру вещей. Долго работая над какой-то вещью, вдруг замечаешь, как она начинает открывать тебе душу.
– Кстати, о душе. Иногда о творчестве того или иного художника говорят – богодуховенное. Вам кто-то или что-то помогает в работе?
– Я считаю, что все художники – всего лишь проводники тех идей, которые посылаются нам сверху. Поэтому не случайно одни и те же пластические решения прорабатываются одновременно несколькими авторами, незнакомыми друг с другом и живущими в разных странах. Кто больше открыт Космосу, больше прислушивается к своему подсознанию, не алкает заработка, тот лучше воплощает эту идею.
Булочки из готового теста
Как и все коренные москвичи, я уверена, что это только мы зажаты в пятиэтажках, а большие квартирные пространства захватили вновь прибывшие. Обводя ревнивым взглядом эту сверхъестественную кубатуру, я спрашиваю:
– Вы, конечно, не так давно приехали в Москву?
– Что вы! Я потомственная москвичка, родилась на Таганке, на Большой Коммунистической улице. Жили мы в коммунальной квартире, где было семь комнат – семь детей. Мама мне всегда говорила: уходи отсюда, не мешайся, не крутись под ногами! Поэтому я так и не научилась готовить.
– Поэтому я теперь учусь на повара, – материализуется где-то в пространстве 15-летний сын Богдан.
– И что же ты, Богдан, уже умеешь готовить?
– Всякие вкусные булочки.
– Ну-ка, поделись с читателями рецептами приготовления теста!
– Я покупаю готовое в магазине…

Беседу вела Светлана Тихонравова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация