Анне Вески: «У меня нормальный финский дом»
Анне Вески любят и в Эстонии, и в России. Да и во всех уголках бывшего Советского Союза. У себя на родине Анне каждый год становится лауреатом национальной премии «Певица года», ее альбомы в Эстонии превышают все рейтинги продаж. А в России — миллионы поклонников, здесь вышли десятки ее альбомов, она удостоена многочисленных наград и премий, а концертов, которые дала за 25 лет творческой деятельности, просто не счесть. Недавно певица выпустила новый альбом «Ни о чем не жалейте». Это результат сотрудничества с постоянным автором, поэтом и композитором Алексеем Исааковым.
Так что в жизни Анне есть все, что только может пожелать артист – сцена, любовь зрителей, международная популярность, а также семья и дом. Кстати, последний эстонская примадонна в шутку называет «Дом культа личности» — его стены украшают многочисленные портреты хозяйки.
КАК ПОВЕЗЛО СОВЕТСКИМ ЛЮДЯМ
– Анне, что для вас значит дом?
– Наверное, в жизни каждого человека дом – главное место на земле. В детстве – дом твоих родителей, потом – собственный дом, гнездышко, свитое твоими руками. Это место, куда всегда тянет и где можешь почувствовать себя защищенным.
– Каким был дом вашего детства? Когда у вас появился свой дом, и где вы жили до этого момента?
– Я родилась в небольшом эстонском городке Рапла и росла в доме своих родителей вместе с братом Матти. Мама приучала нас с братом к порядку: заставляла проводить генеральные уборки, а когда она приходила с работы, проверяла, нет ли в доме пылинки, соринки. Если что-то обнаруживала, приходилось переделывать. Тогда я обижалась, а теперь понимаю, что это воспитало во мне аккуратность.
Когда стала самостоятельной, перебралась в Таллинн, у нас с мужем была квартира, а в 1982 году получили участок, на котором теперь стоит этот дом. Тогда даже не подозревали, что нам просто повезло – от дома до берега моря всего 500 метров. Тогда казалось, что строить и содержать дом – это невероятно трудно. Было время, когда хотели поменять этот участок и свою кооперативную квартиру на одну большую квартиру в центре Таллинна. Но, слава Богу, это не удалось сделать. Мой муж Бенно от злости из-за несостоявшейся сделки в два месяца выстроил этот дом.
Как строились? Как все советские люди. Тогда же не было специальных фирм. Приходилось искать среди знакомых тех, кто помогал в строительстве, сами доставали стройматериалы. Помогал мой папа, но основную нагрузку нес все-таки Бенно. Собственно, мы и не собирались строить хоромы. Хотя инженеры приносили планы будущего дома, которые нам никак не нравились: они все думали, что мы строим «звездные» апартаменты в три этажа, с тремя зимними садами, с большой студией и огромным аквариумом с рыбками в нижней части дома. Я как представила себе, что придется ухаживать за этими рыбками… Словом, от этих проектов отказались. Как раз в этот момент я была на гастролях в Финляндии, и там увидела много красивых домов. Один из них особенно приглянулся, и я привезла с собой его план. Обычный финский дом, который мы немного изменили, пристроив полтора этажа и солидную веранду. Одна комната у нас получилась сразу на два этажа, и это было как раз то, чего хотелось после обычной тесной квартиры.
И ДАЖЕ СТРЕЛЯЮЩЕЕ РУЖЬЕ
– Что вы больше всего любите делать дома?
– Когда возвращаюсь с гастролей, первым делом отдыхаю. В доме есть сауна, бильярдная, каминная. Если душа просит покоя, могу посидеть в каминной в кресле или на пуфиках, почитать, полюбоваться на угольки. Если хочется размяться, приглашаю мужа сыграть в бильярд.
Дома делаю сама почти все: убираюсь, немного готовлю, ухаживаю за собакой. Очень люблю принимать гостей, люблю, когда в доме весело. Зимой устраиваем всякие игры, катания с горок, а летом – дартс, посиделки на веранде, фирменный шашлык от Бенно. Любители острых ощущений могут даже пострелять в воздух – есть и ружье!
– Как устроен ваш дом?
– Специально ничего не придумывали, все возникло спонтанно. Когда построили дом, он был немного не такой, как сейчас. Несколько лет назад сделали евроремонт в ванной комнате, в сауне, в туалете. А в принципе все осталось, как прежде: деревянные арки, красивая деревянная лестница, большой камин. Вообще все мелочи продумывал Бенно.
– Значит, и дизайн тоже «от Бенно»?
– Конечно, муж был главным дизайнером. Вообще-то, вопрос стиля сложный. Люблю уют. А уютными могут быть разные стили. Проще сказать, мне не нравится ультрасовременный стиль, когда в комнате голые стены, стоит один стол или стул, нет даже коврика… Скорее всего, я за классический стиль. В нашем доме многое заимствовано от немецкого дизайна. Например, каминная комната обита деревом, остальные – покрашены краской. Предпочитаю теплые тона, которые создают ощущение спокойствия и комфорта. Могу сказать, что все, кто побывал у меня в гостях, говорят, что у нас очень уютно. А это – самое важное. Я не стремлюсь показать людям, как живу. Мой дом создан для моей жизни и, естественно, могу позволить себе в нем маленький беспорядок: например, не убрать в шкаф вещи.
Эффект телевидения: сплошная экономия
– Часто ли вы делаете перестановку?
– В доме регулярно появляются новые вещи, которые заменяют старые. Когда купили бильярдный стол, пришлось менять интерьер бильярдной комнаты. Недавно и кухню неожиданно обновили. Я участвовала в рекламе кухонной мебели, и фирма, которую рекламировали, поменяла на кухне весь интерьер. В каминной комнате тоже недавно поменяли кожаные диваны на мягкие, с тканевой обшивкой. Кожа – слишком холодный материал, да и собака постоянно эту кожу царапает.
– Вообще, какая мебель вам нравится?
– Нам с Бенно очень нравится мебель теплых тонов. Например, в гостиной у нас мягкие коричневые диваны, небольшие деревянные тумбы под часы и под сувениры. Вообще, очень люблю деревянную мебель. Она создает ощущение тепла и комфорта. Даже стулья на веранде у нас деревянные с зелеными подушечками.
– Какой уголок вашего дома особенно вами любим?
– Дом создавался моими руками, и здесь нет нелюбимых уголков.
– Есть ли что-то необычное в вашем доме?
– Портрет маслом, с которым связана интересная история. Однажды на таллиннское телевидение пришло письмо о том, что продается масляный портрет Анне Вески. Съемочная группа решила сделать сюжет, пригласили меня с ними поехать. Приезжаем к художнику, который с моего плаката сделал прекрасную копию маслом на холсте. Его жена говорит: «Анне, мы так счастливы, что вы приехали к нам. В честь такого случая сделаем вам скидку!», и называет сумму… А редактор телевидения решил схитрить: «Давайте мы вас пригласим в прямой эфир, и вы на глазах всей страны подарите Анне эту картину. Это же реклама картинам вашего мужа!» И буквально через пару дней она торжественно вручала мне ее в студии таллиннского телевидения. Кстати, после этой программы, говорят, картины художника действительно стали продаваться гораздо успешнее.
– А что за милое животное в прихожей?
– У меня много игрушек, которые дарят зрители. Собралась целая коллекция. Эту собаку на гастролях в Питере мне подарил один поклонник. Она огромная, больше меня ростом. Когда везла ее через границу, таможенники стояли, открыв рот, даже попросили проверить игрушку. Еле дотащила до дома.
ГОРОД И ЗАГОРОД В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
– Что вам больше по вкусу – жить в большой квартире в мегаполисе или в доме за городом?
– У меня ведь была возможность жить в обычной квартире в центре города, но я выбрала участок в этом районе. Во-первых, это всего пятнадцать минут на машине от центра, зато природа у нас вокруг просто чудесная. Рядом – национальный парк, водопад, большой лес, где я гуляю с собакой, а до балтийского побережья рукой подать. Что может быть лучше?
Я всегда улыбаюсь, когда гости думают, что мой дом в пригороде. А это очень дорогой район знаменитого музея под открытым небом «Рокк-аль-Маре» (Скала над морем»). Поэтому загородный дом мне не нужен. Мой дом – универсальный: его можно назвать загородным в черте Таллинна.