21:49:15
21 ноября 2024 г.

Анна Неровная: «В 17 лет я впервые приехала в Москву и поняла, что никогда отсюда не уеду»

В гостях у звездыСчитается, что если театр находится не в центре, то он плохо посещается. Но в театр «Бенефис», что на улице Гарибальди, едут не только из центра и со всех концов Москвы, но и из Подмосковья и других городов. Стоит посмотреть лишь один спектакль, и хочется сюда приходить снова и снова. Мы беседуем с художественным руководителем театра, заслуженной артисткой России Анной НЕРОВНОЙ.«КАМЕРНЫЙ ТЕАТР ПРЕКРАСЕН»
«Квартирный ряд»: Анна Михайловна, я посмотрела почти все спектакли вашего театра. Благодаря особой трансформации зала (разному расположению кресел) на каждом спектакле создается ощутимый эффект присутствия зрителя на сцене, как бы непосредственного его участия в действии. Не слишком ли сложно актерам: необходима отточенность каждого жеста, ни на секунду нельзя забыть о внутреннем процессе… Ведь это не фильм, не переснимешь. А ваш премьерный спектакль «Ура, король!» идет около трех часов!..
Анна Неровная:
Это эффект камерного театра, чем он и прекрасен. Очень многие актеры любят именно камерный театр, в нем есть особое взаимодействие со зрителем. Большая сцена требует других выразительных средств, а здесь как будто все время крупный план.
Актерам, которые привыкли работать на большой сцене, трудно перейти на малую, но, тем не менее, многие приходят в наш театр. К примеру, более десяти лет у нас шел спектакль «Уличенная ласточка» с заслуженной артисткой России Анной Каменковой в главной роли, ранее работавшей в Театре на Малой Бронной, и народным артистом РФ Евгением Князевым из театра Вахтангова.
К.Р.: Почему же сейчас этого спектакля нет в репертуаре?
А.Н.:
Это был мой любимый спектакль, но его уже посмотрела вся Москва!
Анна Михайловна пригласила нас к завтраку. На просторной кухне все так, как полагается у настоящей деловой женщины – бизнес-вумен, как принято сегодня говорить. Зажужжала кофеварка, загудела микроволновая печь, просигнализировал тостер, выдавая свежие, подрумяненные хлебцы. Радушная хозяйка привычными движениями быстро накрыла стол и продолжила разговор.
А.Н.: Многие московские театры построили себе малые сцены и играют камерные спектакли. А мы тоскуем по большой сцене – там другие возможности.
К.Р.: Есть ли у вас перспективы в этом отношении?
А.Н.: Да. Мы недавно вошли в инвестиционную программу.
К.Р.: Что это значит?
А.Н.:
Тендер на строительство в нашем квартале в рамках городской инвестиционной программы выиграла компания «Поликварт». Она и оказывает нам теперь всяческую поддержку. В 2005 году должны приступить к строительству. Сначала планировалось реконструировать театр с тем, чтобы пристроить к нему зал с большой сценой. Но префект Юго-Западного административного округа Валерий Виноградов принял решение строить новый большой современный театр с двумя сценами. Мы очень благодарны Валерию Юрьевичу. Он всегда поддерживает «Бенефис» и посещает наши спектакли вместе со своей супругой.
БАНТИКИ НА ПАНТАЛОНЧИКАХ
К.Р.: Скажите, кто делает для ваших спектаклей такие замечательные костюмы? Помимо того, что они просто великолепны, все детали весьма тщательно исполнены, продумана каждая мелочь, вплоть до бантиков на панталонах, едва выглядывающих из-под кринолинов в спектакле «Сватовство по-московски»…
А.Н.:
У нас работает прекрасный костюмер Альбина Георгиевна Габуева. Это удивительный мастер. Она начинала свой творческий путь в Куйбышевском драматическом театре у Петра Львовича Монастырского. Вы помните, несколько лет тому назад его театр считался одним из лучших в России? Потом она сотрудничала с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
К.Р.: В то время в Музыкальном театре был поставлен балет «Шакунтала», знаменитый не только прекрасными танцами и их исполнением, но и изысканными костюмами танцовщиков…
А.Н.:
Каждый год Альбину Георгиевну приглашают на выставку «От эскиза до костюма», которая организуется Домом актера на Арбате. Ее платья, камзолы и другие шедевры костюмерного искусства непременно отмечаются как одни из лучших. Сейчас она подготовила костюмы к новому спектаклю «Ура, король!», который мы ставим по Евгению Шварцу и, наверняка будет участвовать в очередной выставке.
К.Р.: Итак, творческий путь художницы театра «Бенефис» мы выяснили. Теперь давайте поговорим о вашем.
«Я ПОСТУПИЛА ВО ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВУЗЫ МОСКВЫ»
А.Н.:
В семнадцать лет, после окончания школы, я приехала в Москву. Столица меня поразила большими возможностями, которые открывались для творчества. Я позвонила маме в Запорожье и сказала, что останусь здесь навсегда, чем немало ее озадачила. Поступила во все театральные вузы Москвы. Но выбрала школу-студию МХАТ, курс Павла Александровича Массальского.
По окончании школы-студии, правда, решила сменить профессию и поступила в ГИТИС на режиссерский.
Один из первых поставленных мной спектаклей – «Чудная баба» по пьесе Нины Садур. На Международном театральном фестивале в Лефортове он получил приз за лучшую режиссуру новой драматургии.
К.Р.: А что же это значит – «новая драматургия»?
А.Н.:
Меняются времена – меняется и взгляд на многие вещи, значит, должна измениться и драматургия. Возникает новый стиль, новая манера изложения, зачастую с элементами абсурда…
К.Р.: Как возник сам театр «Бенефис»?
А.Н.:
Постепенно подобралась труппа молодых талантливых актеров. Сначала мы организовали студию при Управлении культуры, а в 1991 году получили статус бюджетного театра.
«Бенефис» – это мое детище, моя эстетика, мироощущение и взгляд на мир, которые я несу на суд зрителей.
ЕВГЕНИЙ ШВАРЦ СЕГОДНЯ
А.Н.:
30 мая у нас состоялась премьера спектакля «Ура, король!» – музыкальная сатирическая фантазия по известной пьесе Евгения Шварца «Голый король». Задуманное мной помогли осуществить Геннадий Игоревич Гладков и Юлий Черсанович Ким, с которыми наш театр давно и плодотворно сотрудничает.
Спектакль очень непростой и довольно длинный для камерного театра. Я за него взялась, уже рассчитывая, что скоро будет построена большая сцена. Мне был интересен этот материал, потому что тема власти очень актуальна сегодня. Здесь прослеживается жизненная коллизия: противостояние власти и человеческих взаимоотношений.
В шестидесятых годах пьеса была поставлена в театре «Современник» с Евгением Евстигнеевым в главной роли. Прочтение «Голого короля» воспринималось тогда весьма революционно, и спектакль, как известно, вскоре запретили. В наше время рождаются совершенно другие ассоциации, поэтому я и изменила название.
Надеюсь, зритель нас поймет…
К.Р.: Простите, а в чем голый король появляется у вас на сцене?
А.Н.:
Ну, как и написано… Но сегодня разве это вопрос? Вокруг столько обнаженного тела, да и дело не в том, чтобы его увидеть. Это – безусловный гротеск, проблема гораздо глубже.
К.Р.: Банальная и традиционная просьба – расскажите о планах на будущее…
А.Н.:
Приступаем к репетиции нового спектакля «Убийство по-французски» по пьесе писателя Марселя Ашара «Дура». Это самый настоящий французский детектив. Тоже моя инсценировка. К концу этого года спектакль должен быть уже готов.
К.Р.: Автор что-нибудь получает от постановки его пьесы?
А.Н.:
Обязательно. Каждый месяц к нам приходят представители РАО – Российского авторского объединения, – и мы отчисляем соответствующую сумму либо для автора, либо для его наследников.
К.Р.: Забавные случаи бывают во время спектаклей?
А.Н.:
Лучше бы не было. Когда потом вспоминаешь о них, это может быть и смешно, но на самом деле стоит это всем большого напряжения. Например, актер где-то заболтался и не вышел вовремя на сцену. У меня колотун, партнер близок к обмороку, изворачивается из последних сил, чтобы зритель ничего не заметил. Конечно, после спектакля такой забывчивый актер заслуженно получает и от меня, и от партнеров.
«В ДРУЖБЕ Я ВЕРНА»
К.Р.: Вы – духовно богатый человек, у вас интересная, насыщенная жизнь. Ваши друзья, наверно, тоже очень интересные люди?
А.Н.:
Я верна в дружбе, поэтому друзья у меня еще с юности, со студенчества. Одна моя близкая подруга, редактор, окончившая журфак МГУ, весьма незаурядная личность, была супругой писателя Валентина Сидорова. Вы читали его книгу «Семь дней в Гималаях»?
К.Р.: Конечно, она была напечатана в одном из толстых журналов и читалась с огромным интересом. В Советском Союзе не часто выходили книги о гималайских махатмах. Я помню то впечатление, которое она произвела на московских читателей. Помню и незамедлительно последовавшую недоброжелательную критику в прессе, чем нас было не удивить в то время.
А.Н.:
У Валентина Сидорова своя, очень интересная философия и много последователей. Они дружили со Святославом Николаевичем Рерихом, который часто бывал у него в гостях. К сожалению, муж моей подруги несколько лет назад ушел из жизни…
И еще очень близкий мне человек – известная эстрадная певица Ирина Уварова. После завершения концертной деятельности она у нас в театре заведует музыкальной частью.
КОРОЛЕВСКИЙ ТАЛИСМАН
К.Р.: Можно погладить это мохнатенькое чудо? Оно не укусит? Какая у него шелковая шерстка, а на вид такая жесткая!
А.Н.:
Когда его стригут собачьи парикмахеры, то восхищаются: шерсть, как масло! Это лхасский апсо. Раньше такие собаки были только у тибетских монахов, которые иногда дарили их королевским семьям в качестве талисмана. В Европе апсо появились в двадцатых годах прошлого столетия. В Москве есть клуб, который занимается разведением этой породы. Там я и купила эту девочку вместе с именем – Тутси Глория. У нее очень серьезная родословная. Теперь клуб ждет от нас щенков. А у меня она как бы сторож…
КВАРТИРНЫЙ РЯД
К.Р.: А ваш квартирный ряд? С чего начинался путь к этой прекрасной двухкомнатной квартире в элитном охраняемом доме, расположенном, кстати, прямо напротив моей скромной пятиэтажки?
А.Н.:
Все очень просто. Сначала я долго жила у маминых приятелей. Потом – в общежитии ГИТИСа. Когда вышла замуж, мы купили двухкомнатную квартиру на Ташкентской улице. Развелись – разменялись. Затем я съехалась с мамой в трехкомнатную квартиру на улице Молостовых. Это – в Новогирееве. Мне было далеко ездить в театр, в Черемушки, и с помощью Комитета по культуре удалось перебраться сюда, рядом с «Бенефисом».
Квартира была новая, но как-то очень безвкусно отделана. Пришлось основательно поработать, чтобы все здесь привести в надлежащий вид. Желто-зеленые обои на редкость противного цвета я заменила светло-салатовыми, с мягким рисунком, в гостиной и светло-серыми в спальне. Я вообще люблю светлые комнаты, у меня и театр-то весь светлый, если вы заметили.
Линолеум в комнатах я застелила паркетной доской «под дуб» – сразу стало уютнее. Вместо пластмассовой ванны купила немецкую чугунную с никелированными ручками. Почему на наших ваннах никогда не делают ручек? Это ведь так удобно.
А вот гарнитур «Мойдодыр» для ванной комнаты у меня отечественный, на редкость удачный, с зеркалом оптимального размера, большими навесными шкафами.
К.Р.: У вас очень просторная ванная комната…
А.Н.:
Вы думаете, она такая и была? Нет, её слегка перестроили, благо это было несложно, так как все стенки легкие, не несущие. Ванную объединили с туалетом и теперь появилась возможность немного увеличить коридор – он был очень узкий. Вот эта нарядная плитка до потолка тоже задумана и куплена мной. То же – в кухне. В общем, работа была проделана большая, но зато теперь здесь жить можно.
К.Р.: Я смотрю, у вас много разных кактусов. Вы их разводите, состоите членом общества кактусоводов?
А.Н.:
Нет, какое там общество! У меня нет лишнего времени. Я покупаю их в магазине. Просто люблю эти мохнатые колючки – каждая из них очень индивидуальна.
К.Р.: Помимо основной работы обычно бывают увлечения…
А.Н.:
Театр – мое единственное увлечение. Впрочем, еще книги. Видите, они здесь заполонили все шкафы, полки, лежат в пакетах, стопками в спальне? Вот мое последнее приобретение – том Криницкого, вы читали?
К.Р.: Н-нет…
А.Н.:
Это очень интересный автор серебряного века, рекомендую. А вообще приходите в наш театр. И всех читателей газеты «Квартирный ряд» я приглашаю в «Бенефис». Приходите – будет интересно!
РЕЦЕПТЫ ОТ АННЫ НЕРОВНОЙ
«Мои любимые блюда – это настоящий украинский борщ и жаркое.
Для борща сначала варится мясо вместе с луковицей, которая придает бульону желтоватый оттенок. Затем вы всыпаете туда порезанную свеклу и вывариваете ее до бронзового цвета. После этого закладываете картошечку и отдельно на сковородке готовите пассировку: морковку, томатную пасту или помидоры. Туда же можно порезать вываренную луковицу.
Капусту кладите попозже, чтобы она не переварилась, не стала прелой. Капуста должна чуть хрустеть. Украинцы любят добавить в борщ поджаренные шкварки. Перед концом готовки порезать зелень: сельдерей, петрушку, укроп. К столу подавать со сметаной.
К борщу хорошо испечь пампушки из дрожжевого теста с запеченным внутри чесночком, можно даже целыми зубчиками.
Для приготовления жаркого необходим чугунный котелок. Режете мясо на куски, обжариваете их в чугунке без масла, добавляете растительное масло и лук. Сразу ощутите характерный аромат мяса с луком, потихоньку добавляйте немного воды. Немного, чтобы не ушел аромат. И так несколько раз: как только выпаривается вода, добавляете еще. Когда мясо готово, долейте воды побольше – над мясом – и закладывайте картошечку. Соль и специи добавляйте в самом конце варки, чтобы картошка не задубела.
Приятного аппетита!»

Светлана Тихонравова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация