23:30:44
11 апреля 2021 г.

Григорий Гярдушан: «Не надо экономить на пиротехниках!»

В гостях у звездыПо национальности он армянин, по профессии – режиссер, по натуре – хлебосольный хозяин. Григорий Гярдушан любит хорошую шутку, хорошую кухню и хорошую компанию. Мы в буквальном смысле вытащили его из-за праздничного стола: в редкий свободный от работы день в гости к нему приехали родители его супруги Елены и родственники.

Про творчество и выбитые окна

– Не поверите, – вспоминает Григорий, – когда я въехал в эту квартиру, которая когда-то была коммуналкой, то взял кувалду и начал крушить все вокруг: стены, кафель, унитаз, раковину… Силы и решительности придавало осознание того печального факта, что переделывать старое всегда труднее и безрадостнее, чем создавать новое на голом месте. Ломал с удовольствием и яростью. Ну а строить помогали профессионалы. Правда, арки в комнатах сделал собственноручно, чем горжусь.

– Столь успешная практика разрушения – результат кинематографического опыта?

– Я бы сказал: результат его глубокого и творческого осмысления…

Однажды в Крыму (это было в Симеизе) на съемках приключенческого фильма «Империя пиратов» мне нужно было снять сцену взрыва большой лодки. Картина, напомню, рассказывала о том, как молодой человек вместе с другом и возлюбленной бежит от инквизиции и основывает на острове государство «Либерталию» – территорию свободы и любви. Но как это часто бывает, чтобы удержать власть, из прогрессивного реформатора превращается в завзятого диктатора.

Так вот, скромному труженику ялтинской киностудии, пиротехнику Валере была поручена задача: взрывать лодку так, чтобы «по бокам рвануло, середина загорелась, а все, что останется, медленно ушло под воду». Позже оказалось, что на студии Валера работал без году неделю, а до этого взрывал горные породы при прокладке туннелей. Но тогда мы этого еще не знали и считали, будто имеем дело с настоящим профи.

«Профи» несколько дней мастерил хитроумную конструкцию из трубок и деревяшек, потом вся съемочная группа в париках и костюмах, с камерами и приборами целый день парилась у моря в ожидании взрыва. И вот к вечеру Валера протянул через воду к лодке длинный шнур.

Группа укрылась за скалой, и я скомандовал: «Мотор!». Наш пиротехник, перекрестившись, рванул ручку прибора на себя и… над «седой равниной моря» ровным счетом ничего не произошло. Лодка (иногда во сне вижу эту картину) продолжала безмятежно покачиваться на волнах. «Валера, что случилось?! Почему эта чертова посудина не взорвалась?» – «Не сработало почему-то…» – «И что теперь делать?» – «Не знаю».

Представьте мое состояние: рядом с пляжем, на который после нас придут отдыхающие, покачивается лодка, начиненная взрывчатой. Она почему-то не взрывается, а когда решит взорваться – никто не знает.

«Ты в своем уме?! – ору пиротехнику. – Что значит «не сработало»?! Артисты весь день проторчали на берегу в гриме и костюмах! Операторы сколько «Кодака» ухлопали! А главное – скоро сюда придут купаться и отдыхать люди!»

Валера начал было что-то переделывать, но солнце садилось, свет «уходил», и я отложил съемки до следующего дня.

День второй… Группа, костюмы, лодка. В центре событий все тот же Валера. Он божится, что «через полчаса все будем свободны». Проходит долгих пять часов… В моих жилах течет горячая армянская кровь. Стараюсь не забывать об этом и потому держусь нарочито корректно: «Валера, а где твой шнур?» – «Он не нужен. Сегодня будем взрывать по-другому. Я зажгу фитиль, а сам отплыву подальше». – «А позволь полюбопытствовать: как узнать, в какой момент нужно дать команду операторам?» – «Не знаю». Из последних сил стараюсь сдержаться и тихо говорю: «Я сейчас тебя самого посажу в эту лодку, а что будет дальше, клянусь, не знаю».

Напуганный Валера быстро-быстро поджигает фитиль, отгребает от лодки и кричит: «Снимайте!». В лодке тем временем раздается негромкий «пшик», на наших глазах медленно сгорает парус и падает тонкая мачта. Съемочная группа, глядя на меня и Валеру, давится от хохота. И вдруг – ба-бах! Из воды метров на сто взмывает фонтан. Корпус лодки разлетается в щепки, а от мощной взрывной волны все, кто стоял на берегу, падают на песок. В довершение картины из морских глубин начинает всплывать кверху брюхом оглушенная рыба.

Через минуту, обретя дар речи, ору: «Ребята, миленькие, все целы?!! Посмотрите, там нигде не видно всплывших аквалангистов? Будем собирать…».

А еще через минуту из домов отдыха, пансионатов и ближайших жилых построек к нам бегут люди. Как выяснилось, у половины Симеиза в домах вылетели стекла. «А все потому, – жаловался я приехавшей на место происшествия милиции, – что Ялтинская студия решила сэкономить. Бывший пиротехник был профессионалом, но попросил добавить денег к зарплате, поэтому его выставили. И взяли человека со стороны».

«Сэкономив», Ялтинская киностудия потом два месяца вставляла жителям Симеиза стекла в окна.

Впрочем, мы тогда не только взрывали, но и строили. Соорудили, к примеру, целую туземную деревню, которая, правда, потом (по сценарию) тоже сгорела. Кроме того, на Поликуре – натурной площадке Ялтинской киностудии – был построен целый поселок, где жили пираты и капитан Яссон (его прекрасно сыграл Валерий Сторожик). Там снимались забавные сцены, когда пираты выбирали себе туземных жен… Сейчас я передал права на этот фильм компании «Парадиз», и он вскоре будет показан по ТВ.

Кирпич в законе

– Что лично для вас означает слово Дом?

– Человек должен уметь и защищаться, оберегая своих близких, и радоваться жизни. Нужно создать такую атмосферу, чтобы, когда ты просыпаешься, возникало желание сказать любимым людям: «Доброе утро». А вечером спросить: «Что нового произошло сегодня в вашей жизни?». Нигде не чувствую себя так комфортно, как дома!

Понятие «дом», несомненно, связано для меня еще и со страной, где живу. В свое время не раз появлялась возможность уехать в Штаты. Но, бывая там, понял, что ни за что не соглашусь переселиться туда навсегда. Могу ездить за рубеж только гостем, благо, у меня там немало друзей. Кроме того, здесь, в России, родились трое моих детей. И чтобы они чувствовали себя дома так же, как я, должен привить им ощущение дома, родины. Потому что после 90-х годов у нас произошла большая потеря: пропала гордость за свою страну… Мы словно провалились в какую-то яму, из которой только сейчас начинаем выбираться.

Мне с детства прививали уважение к церкви, истории, духовным ценностям и еще – уважение к родителям и старшим. Мы жили в частном доме. У нас в саду росли огромные деревья, виноград, персики. Я мог пойти в сад и сорвать кисть винограда… Сейчас живу в обычной городской квартире, но все равно мечтаю выстроить дом, который мог бы стать настоящим пристанищем, куда приезжали бы друзья, родственники.

– Что мешает воплотить голубую мечту?

– Я попробовал реализовать ее в 1999 году, заключив в одном месте договор и заплатив деньги. Нам выделили землю с соснами. А потом выяснилось, что организаторы коттеджного городка, как это нередко бывает, самые обычные проходимцы. Коробка дома стоит, а в собственность дом не отдают… Причем, кроме меня, тогда пострадало немало людей. Поэтому очень хочу, чтобы в России, наконец, был принят жесткий закон (окончательный, действующий!), и ни один чиновник не мог бы однажды, надув щеки, сказать: «Граждане, это ваши кирпичи? Вывезите их с чужой площадки!».

Как депутат Верховного Совета стал святым

– На Кавказе принято гордиться своими предками. Кем были ваши?

– Достаточно зажиточными людьми, в нашем роду есть княжеские корни. В свое время мама показывала огромные виноградники, некогда принадлежавшие моему прадеду.

– Что приходилось вам делать по дому собственными руками?

– Копать огород, сажать деревья, собирать урожай… Тутовая (шелковичная) водка считалась особо ценным продуктом. Когда ягоды шелковицы созревали, мы собирали их всей семьей, приглашали соседей. Под деревом растягивали на весу огромную простыню, и кто-нибудь залезал на ветки, чтоб их трясти. Вкусные ягоды сохранялись целыми. Из них делали сусло, оно было отличным лекарством от простуды. Нам, детям, давали ложку тутового сусла, и снимались боли в горле, груди.

В Армении любят праздники. Помимо советских, у нас отмечались христианские и даже языческие торжества. Например, праздник Воды, когда летом все друг друга поливают водой. Это очень весело. В сильную жару люди всегда молились дождю. Или Тэрындез – Армянский день всех влюбленных…

Моя мать родилась в селе. Когда там праздновалась свадьба, накрывались огромные столы под большим шатром, за которыми собиралось по пятьсот человек. Мой дядя был учителем в этом селе, и его просили быть тамадой за столом. Именно этот мой дядя Гаспар первым заронил в меня искру интереса к кино. В пятом классе я обратил внимание на титры фильма. Никогда не думал, чем хочу в жизни заниматься, но мне понравилось слово «оператор». Была в нем какая-то магия. Дядя объяснил мне принципы съемки кинокартины. И с тех пор все мои мысли обратились к кинематографу. Мне купили любительскую кинокамеру, но я быстро понял, что «просто снимать» меня не устраивает. Хотелось еще чего-то. Как позже выяснилось, режиссуры. Поехал в Москву. В итоге закончил два института – культуры и ВГИК.

Когда собрался снимать дипломную работу, отправился на «Арменфильм» и взял для постановки сугубо армянский материал. Картина называлась «Дорога к Давиду Сосунскому» – речь шла об армянском святом. Долго думал, кто бы смог сняться в главной роли, и понял, что это должен быть Юрий Варданян – богатырь, тогдашний олимпийский чемпион и ко всему прочему депутат Верховного Совета СССР. Мне организовали встречу с ним, и я сказал: «Юрий, слава быстротечна, через десять лет мало кто вспомнит о том, что вы были олимпийским чемпионом. Возможно, забудут даже о членах Верховного Совета. Но фильм с вашим участием останется». Как в воду глядел. По иронии судьбы Юрий живет сейчас в Америке. В России о нем вряд ли помнят, зато в Штатах фильм с его участием показывают по четыре раза в год…

Долгий поиск Афродиты

– Какие разные у вас, Григорий, картины. Вот «Характеры для мужчин» – фильм целиком о любви…

– Это была особая – этапная – работа. Шел 1997-й, кино вообще не снималось. В фильме Афродита ходит по белу свету и ищет достойного мужчину, чтобы подарить ему любовь. Действие захватывает несколько тысячелетий и заканчивается в наши дни. Героиня встречает в своих странствиях многих мужчин (политика, скупердяя, оратора, врача-шарлатана), которые уже в наши времена превращаются в хорошо узнаваемые типы. Мы на этой картине собрали очень сильный актерский коллектив: Эммануил Виторган, Армен Джигарханян, Михаил Светин, Алексей Петренко, Алла Балтер…

Правда, в конце ленты становится грустно: любовь – настоящий дар, а мужские характеры, которые встречались Афродите, увы, этого дара недостойны.

Затем я снял «Золотой экспресс», где строил аэропланы и пытался на них летать. Позже – «Курортные романы», веселую историю из шести небольших не зависящих друг от друга фильмов.

– И вот сегодня снимаете комедию о двух пенсионерах из дома престарелых с двумя мэтрами кино в главных ролях…

– По злой иронии судьбы герои этого фильма оказались в доме престарелых, никому не нужные. Один – бывший разведчик (народный артист СССР А. Джигарханян), второй – бывший министр финансов (народный артист СССР А. Калягин). Они становятся свидетелями криминальной разборки, у них в руках оказывается кейс с огромной суммой денег. Но главное в том, что они с этими деньгами начинают делать… Очень неожиданная, остросюжетная и веселая получилась история. Но, несмотря на всю веселость, она тоже о Доме, а потому в ней сокрыт и серьезный подтекст.

– Сейчас, в канун Нового года, грех не спросить о том, как собираетесь отмечать этот замечательный и любимый всеми праздник? И еще о том, какая из новогодних ночей была для вас самой запоминающейся?

– Самым забавным моим Новым годом оказался тот, когда я, придя на елку с сыном, вынужден был выступить на ней Дедом Морозом. Штатный, запланированный Дед выпил лишку, а меня случайно «отловили» организаторы елки и уломали помочь спасти мероприятие. То есть надеть костюм и вдохновенно отбарабанить абсолютно незнакомый текст (его подсказывали всевозможные суфлеры). Представьте, справился! Даже собственный сын, которого я трепал по плечу, меня не узнал и потом взахлеб рассказывал, что Дед Мороз обратил на него особое внимание.

А вообще я Дедом Морозом часто выступал дома. Новый год для нас – семейный праздник. Мы всегда отмечали его за одним большим столом. Точно так же отмечаем и сейчас, когда дети уже выросли и после боя курантов им не терпится разъехаться по своим компаниям.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех читателей «Квартирного ряда» с наступающими праздниками – Новым годом и Рождеством! Здоровья, счастья, любви и взаимоуважения!

Елена Булова

Возможно вам будет интересно узнать про прокат лимузинов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация