Ангелы в проектируемом проезде
Улицы, носящие имена Окуджавы, Пастернака, Ахматовой, Маршака появятся в Новой Москве, обещает городская комиссия по наименованию территориальных единиц. Всего утверждены названия для 12 улиц на присоединенных территориях столицы и 12 проектируемых проездов.
Экспертный центр «Probok.net», по чьей инициативе произошло переименования последних, подсчитал, что Проектируемых проездов в Москве около 50. «Гаишники их называют «пр. пр.», – говорит руководитель «Probok.net» Александр Шумский. – Это некрасиво, и вряд ли кто-то захочет у себя в паспорте иметь такую регистрацию».
С одной стороны, название вроде дело не основное, главное – содержание. Вот, например, казалось бы, не самая благозвучная фамилия «Пушкин». Но ассоциируется она у нас не с Пулеметкиными и Арбалеткиными и прочими производителями оружия, а с прекрасной поэзией. Такой же лирический флер приобретает и название «Пушкинская площадь». И наверняка не станут возражать москвичи, если улицу их назовут именем хорошего писателя (помните, как воспротивились в 2004 году жители Южного Бутова появлению в их районе улицы Кадырова?).
«Только не надо переименовывать, – считает коренная жительница Таганки, с содроганием вспоминая путаницу и бумажную волокиту, возникшую во время превращения Большой Коммунистической в улицу Солженицына, – из истории все равно слова не выкинешь». Хотя как раз выкидывание слов из истории – дело для нас традиционное. Глобальное массовое переименование (и все связанные с ним трудности – прописки, таблички и т.д.) обрушивалось на страну дважды. Большевики в свое время «зачищали» город от старых, особенно связанных с религией названий и увековечивали память очередного «товарища» (москвичи шутили: «Москва превращается в филиал Новодевичьего кладбища»). После перестройки был взят решительный курс на новое, оно же забытое старое – улица Горького снова стала Тверской, чем были ранены в самое сердце стиляги 50-х, так любившие «прошвырнуться по Бродвею».
Жители Войковской до сих пор успешно отражают очередную попытку переименования района, полагаю, не из любви к организатору расстрела царской семьи, а потому что родились и выросли на Войковской и привыкли к этому названию, давно утратившему связь с первоначальным посылом.
А от бесконечных «Проектируемых проездов», конечно же, надо избавляться. Только лучше сразу. Так сказать, писать историю набело. Как, например, изначально было в поселке Сокол, полном именами художников – Левитана, Врубеля, Сурикова… И пусть микрорайон у деревни Рассказовка (близ поселка Лесной городок, в котором жили многие писатели и поэты) станет филиалом литературной гостиной, где встретятся Корней Чуковский и Самуил Маршак, Борис Пастернак и Анна Ахматова.
Сама бы я, честно говоря, предпочла жить на улице Ангелов, ну, или хотя бы в Ангеловом переулке. Но он, к сожалению, находится в Митино (бывший Проектируемый проезд № 367, кстати), переезжать я пока не готова. Так что придется удовольствоваться своей Красноармейской. Ничего, я к ней привыкла.