00:13:03
23 ноября 2024 г.

Мещанские истории

Путеводитель по МосквеЧестно признаться, гулять в эти дни особого удовольствия не доставляет – замораживает, сносит ветром. Вот нас и вынесло за пределы Садового кольца, и пошли мы по следам пленных поляков, самоваров и слоников, в места, где устраивала свои пиры чума, дети изъяснялись строго по-французски, а знатоки предпочитали входить в помещение на четвереньках. Таким образом мы и оказались в Больничном переулке, соединяющем Проспект Мира с улицей Щепкина.

Футуристы, фикусы, канарейки

Большая советская энциклопедия утверждает: «мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность».«Мещанин – это человек, для которого характерны такие черты, как мелочность, скупость, отсутствие твердых убеждений, чувства ответственности перед обществом», вторит ей Википедия. Как же получилось, что в честь этого малосимпатичного персонажа назван целый район Москвы – Мещанский?

Виною тому русско-польские войны второй половины XVII века, когда в Россию были переселены жители многих приграничных польских городов и деревень – и военнопленные, и мирные граждане. В 1670-м им определили специально отведенное место для жительства в Москве, и все они стали горожанами, что по-польски звучит как mieszczanin, а слобода, где поселились, стала именоваться Мещанской.

Слово это определяло лишь сословие и место жительства где-то до 20-х годов ХХ века, когда в жизнь мирных обывателей ворвалась революция. «Театр, обнажая перед зрителем гнуснейшую сущность мещанина, должен возбуждать презрение и отвращение к нему», – писал Горький. Возбуждению презрения и отвращения к ни в чем не повинному любителю самоваров и канареек (позже – фикусов и слоников) со всей присущей ему страстью предавался и Маяковский – и когда был футуристом в желтой кофте, и когда стал «крупнейшим пролетарским поэтом». Так обыкновенный горожанин превратился во врага трудового народа.

Тем не менее, Мещанских улиц в Москве было аж четыре. Первой, как и положено, переименовали 1-ю Мещанскую. В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов – огромное событие для страны, просидевшей столько лет за «железным занавесом». В честь этого события на карте столицы и появился Проспект Мира, основной частью которого стала 1-я Мещанская улица. Следом 3-я Мещанская была названа улицей Щепкина, а затем, в 1966 году, пролегавшая между ними 2-я Мещанская получила имя Гиляровского. На память от слободы осталась последняя, 4-я, улица, которая стала просто Мещанской.

Такие Моники

Следующим международным событием, повлиявшим на жизнь Мещанской слободы, стала Олимпиада-80, когда Москва в очередной раз судорожно строилась, готовясь к приему дорогих гостей. «…Дальше улица, по сути дела, исчезает в оголенных пространствах около олимпийских сооружений. Вокруг них – асфальтированная пустыня, на которой нелепо торчат остатки старых домов, позади стадиона выходят какие-то технические устройства: надо было спешно построить спортивный комплекс к открытию Олимпийских игр, а о том, чтобы привести в порядок территорию вокруг, не было ни охоты, ни возможности подумать», – пишет в 1999 году в журнале «Наука и жизнь» рассерженный Романюк об улице Щепкина.

С тех пор, конечно, многое изменилось, «остатки старых домов» больше не торчат, но старая улица с определенного момента исчезает. Вот на этом моменте, в этой примерно точке мы и предлагаем читателю остановиться и оглядеться.

Мы стоим в начале Больничного переулка, там, где он пересекается с улицей Щепкина. На угловом доме вывеска аптеки: «У Моники. Скидки!». Так и видишь эту уютную Монику, восседающую за старинным кассовым аппаратом и приветливо улыбающуюся постоянным посетителям. А еще лучше – за стойкой маленькой кофейни… Ах, почему мы не в Одессе, где Моники бывают даже хозяйками квартир, сдаваемых посуточно! В свободное время они носят на коротко стриженных блондинистых головах мужские шляпы и стесняются своего паспортного имени Симона, считая Монику гораздо благозвучней… Но мы отвлеклись. Аптека названа вовсе не в честь лучезарной блондинки, а – обернитесь! – по имени вот этих старых двухэтажных длинных строений темного кирпича, где окна с белыми наличниками. Впрочем, и в честь стоящих за ними новых зданий тоже. Все это – корпуса МОНИКИ, Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского. Ранее – Старо-Екатерининской больницы. Вот и Больничный переулок стал таковым в ее честь.

На что употребить ленивца

Когда-то здесь был чумной карантин. Эта экзотическая по нынешним временам болезнь пришла в Москву в декабре 1770 года. Считалось, что «черная смерть» была занесена в город во время русско-турецкой войны. Ходили также слухи, что заразу принес специально засланный злоумышленник-перебежчик. Поначалу бедствие пытались скрыть, тайно хороня умерших по ночам. Собирали тела вербуемые из каторжников «мортусы», ставшие страшным символом «моровой язвы»: мешки на головах, для глаз и рта прорезаны дыры. Появление их уже служило приговором: живых, что общались с умершим, забирали в карантин. Народ в ужасе разбегался, разнося заразу. Казалось, виною всему не болезнь, а вот эти, в мешках. Так что Чумной бунт очумевших от страха смерти (болезнь уже уносила до тысячи человек в день) или карантинной неволи горожан, вспыхнувший 15 сентября 1771 года, был вполне логичен. Поводом к нему послужила попытка архиепископа Амвросия воспрепятствовать народу собираться у чудотворной иконы Боголюбской Богоматери – во избежание распространения болезни. Восставшие взяли приступом Донской монастырь, где скрывался архиепископ, разгромили Чудов монастырь в Кремле и карантины, так что лозунг восстания вполне мог звучать, как: «Свободу чуме!». Но толпе уже было все равно.

Войска под водительством графа Орлова подавили бунт в три дня. Екатерина наградила героя и, умудренная печальным опытом, принялась за преобразования и помощь полувымершему, обнищавшему и отбившемуся от рук населению: «Усмотря, что в числе скитающихся по миру и просящих милостыни в здешнем городе есть престарелые и увечные больные, которые трудами своими кормиться не в состоянии, а также и никому не принадлежащие люди, о коих никто попечения не имеет, заблагорассудили мы по природному нашему человеколюбию учредить под ведомством здешней полиции особую больницу…». Но так как после эпидемии в городе появилось «множество молодых ленивцев, приобыкших лучше праздно шататься…», чем трудиться, было велено также учредить при больнице работный дом и «содержать там мужского пола ленивцев, употребляя оных для пиления дикого камня».

Больница для неимущих, «подлежащих лечению за казенный счет», на 150 коек была открыта летом 1776 года. В 1828 году она переехала в особняк Гагарина у Петровских ворот, а эта, на Мещанской, стала называться Старо-Екатерининской. Больничные корпуса тогда еще были сплошь деревянные, возводить кирпичные здания, которые мы сейчас видим, стали лишь в начале XX века. Была больница и арестантской – ею заведовал тогда «святой доктор» Гааз, и «для чернорабочих», и другие имена имела, а потом стала МОНИКИ, в коем звании пребывает и сейчас.

Напротив «Моники» со скидками старенькие дома №№ 1 и 3. Через двор наискосок можно выйти на зады Больничного переулка, но не стоит обольщаться видом аккуратно прорезанной в здании арки – у нее есть ворота, запертые на замок. Зато рядом существует вполне свободный проход между домами. Рядом одноподъездный «клубный дом» на 10 квартир с полукруглыми балконами почти на весь фасад и узорчатой калиткой-оградой. Квартиры здесь не чета жилью, предлагавшемуся когда-то новоселам стоящего напротив старого кирпичного дома – здание 1860-х годов было построено как общежитие для работников ткацкой фабрики. Следов самой фабрики обнаружить не удалось, разве что в комментарии к старому снимку, датирующимся приблизительно 1956 годом, где в заснеженном дворе позируют фотографу возле автомобиля женщины: «Я думаю, арка эта была между жилым домом и фабрикой ткацкой, там работала моя бабушка». Речь идет о дворе дома № 7, на месте которого теперь располагается светлый трехэтажный особнячок Центра арендного жилья, ну а соседствующий с ним бетонно-стеклянный монстр под № 9 делает картину совсем неузнаваемой.

Особые традиции парения

Из достопримечательностей Больничного переулка нельзя не отметить стоящее в углублении белое здание с большими окнами (№ 4) – это первая школа в Москве с углубленным изучением французского языка (и одна из первых языковых в городе), названная именем Ромена Роллана, носившая когда-то гордый номер «два», а теперь известная как № 1215.

«1 сентября 1952 года, я пошел в 1-й класс 2-й спецшколы, где изучали французский язык с 1-го класса. В школе учились только мальчики. Школьной формой был черный костюм, белая рубашка и черный галстук. Учителя разговаривали с нами в основном на французском языке», – вспоминает Николай Киселев. Кроме работников МИДа, послов, журналистов, переводчиков в школе учились режиссер Андрей Смирнов, Александр Адабашьян, Татьяна Друбич, кинокарьера которой, кстати, началась прямо здесь, в Больничном переулке. «Тогда было принято – искать школьников, ходили по школам и в мою пришли, имени Ромена Роллана, с французским языком, – вспоминает актриса. – Почему я в картине «Сто дней после детства» с французской книжкой – потому что действительно изучала французский. В этой школе очень хорошо учили. Ее окончили Саша Адабашьян, Олег Добродеев, который сейчас возглавляет ВГТРК, Сережа Бунтман, который работает на радио «Эхо Москвы».

Пока мы тут с вами занимаемся воспоминаниями, мороз все крепчает и взгляд невольно ищет, где бы погреться. Есть такое место неподалеку, где можно не только прогреться и ощутить себя в самой что ни на есть Африке, но и запроситься обратно на мороз. Видите, между 3-м и 5-м домом, за оградой, проглядывает старое двухэтажное здание красного кирпича? Это знаменитые Ржевские бани, располагающиеся здесь с самого 1888 года, за что небольшой проулок с единственным имеющим официальный номер домом № 3 и был назван Банным проездом. Известны бани были своей парилкой, где «существовали особые традиции парения». Местная парная, где знатоки возрождают эти самые старорусские традиции, при этом экспериментируя и с новыми способами, славится и сейчас.

«…Здесь это настоящий ритуал. Пар готовят каждые полчаса: льют в печь-каменку воду шайками, сбрызгивают стены парилки настоями… и только потом запускают народ внутрь. По старомосковской традиции лежат в парилке прямо на полу (пар такой жгучий, что входят многие на четвереньках), парильщик (их здесь несколько, у каждого – свой день и своя публика, которая именно в этот день и приходит) становится в центр, просит тишины и начинает священнодействовать…».

Уже согрелись? Вот и чудно. Теперь осталось этот внутренний жар не растерять. Это же не трудно, правда? Тем более, что скоро весна.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация