Квадратные метры ауры…
Достаточно подняться вверх по Тверской, прогуляться по Арбату или Малой Бронной, чтобы увидеть, сколько мрамора и гранита пошло на изготовление мемориальных досок и плит, которые украшают стены здешних домов. И хотя в историческом центре Москвы почти не найти жилого здания, где бы в свое время не обитала знаменитость, предметом купли-продажи «звездные» квартиры становятся сравнительно нечасто.
Жаба их не задушит!
На долю таких объектов приходится от силы пять-десять процентов в общем объеме предложений в элитном секторе. Тем не менее если риелтор занимается своим делом немало лет, он обязательно столкнется с желанием состоятельного клиента подыскать квартирку, где когда-то живала известная личность. Причем подобная мечта вполне осуществима: если примерно две трети жителей в «знаменитых» домах составляют представители старой интеллигенции или их наследники и родня, то еще треть – это те, у кого хватило денег, чтобы стать соседями сей почтенной публики. В основном такую недвижимость приобретают крупные политики и чиновники, нефтяные магнаты и прочие солидные бизнесмены.
Правда, несмотря на его расположение в историческом центре, далеко не все жилье, где обитали бравые военачальники, герои войны и труда, считается элитным. Хотя по качеству, комфорту и сохранности оно может быть на порядок выше, чем апартаменты бывших аристократов, купцов первой гильдии или благодушных меценатов.
В дома, квартиры в которых когда-то занимали творческие семьи, и сегодня стараются вселиться звезды шоу-бизнеса или кино. Вообще, преуспевающей богеме нравится жить вместе, и ее представители порой специально решаются либо на обмен, либо на продажу более дорогих и удобных апартаментов ради возможности поселиться в известном доме. При этом многие надеются, что когда-нибудь мемориальная доска с их именем дополнит уже имеющийся «иконостас».
Актеры, художники и другие творческие личности могут довольно долго отслеживать такие объекты. А иногда от них поступает заказ на какую-нибудь конкретную квартиру или жилье в конкретном доме. Для риелтора подобный заказ – задачка не из легких. Тем не менее в 90 случаях из 100 они с ней отлично справляются. Ведь за удовольствие приобрести квадратные метры в знаменитом доме заказчики могут заплатить вдвое, а то и втрое больше рыночной цены такой квартиры.
Среди охотников за недвижимостью, о которой идет речь, немало иностранцев. И у них, по наблюдениям профессионалов рынка, имеются свои предпочтения. К примеру, выходцы с Британских островов стараются заполучить квартиру в «Доме с животными» (дом № 14, стиль модерн), что на Чистопрудном бульваре. Поскольку старое здание английского посольства расположено напротив – на Софийской набережной.
Нередко в роли покупателей выступают «люди мира». Значительную часть времени они проводят за границей – в Женеве, Вене, Париже, где дома с мемориальными досками считаются чем-то вроде правил хорошего тона. При этом настоящих почитателей прошлого изношенность знаменитых квартир и домов нисколько не пугает. В центре Лондона, например, можно увидеть старый дом с канализационными трубами по всему фасаду. Но ради жизни в доме «с историей» люди готовы легко мириться с такими неудобствами.
Ударить евроремонтом по старине
По мнению эксперта Константина Ковалева, на реальную стоимость знаменитой квартиры оказывает влияние не только тот факт, что в ней когда-то жил народный артист или великий физик, а и местоположение дома, статус соседей, качество ремонта, вид из окон, наличие паркинга. А еще – охрана и клубность, инженерные опции, инфраструктура района, удобство планировки. Наконец, состояние жилья на момент продажи. С тем, что имя прежнего владельца может быть чрезвычайно важно лишь для его самых страстных почитателей, согласны и другие специалисты, работающие в области городской недвижимости.
Что же касается обычных покупателей с большими деньгами, то для них знаменитая квартира, наоборот, может стать головной болью, если к дому и в подъезд по привычке будут наведываться поклонники звезды.
Такой пример приводит сотрудник одного из агентств недвижимости Юлия Лурье:
– В свое время нам довелось выставлять на продажу квартиру в арбатском переулке, в которой жил кумир – участник известной музыкальной группы. Ни с первой, ни со второй, ни с десятой попытки ее так и не купили. Клиенты старались поскорее ретироваться, когда встречали в подъездах толпы поклонниц, которые расписывали губной помадой стены и разбрасывали на лестнице детали своего гардероба. Лишь через год, когда шоу-звезда стала забываться, а подъезд и дом были отремонтированы, на квартиру нашелся покупатель.
По утверждениям экспертов, гораздо чаще в качестве элитного на продажу выставляется жилье, построенное в XX веке, т. к. более старое теряет свои качества и, соответственно, цену.
Многие риелторы нисколько не сомневаются в том, что если в квартире, где когда-то обитала известная личность, снять старые обои, дверные ручки, замки, лепнину, срубить стеллажи, альковы и антресоли, а старые деревянные окна заменить на стеклопакеты, словом, сделать современный евроремонт, то такое жилье уйдет быстрее и дороже. Нынешний покупатель готов платить хорошие деньги за современный ремонт и модный интерьер, а жить в полуразрушенном музее – удел фанатов.
Сохранение исторического интерьера эпохи важно лишь тогда, когда квартира приобретается для представительских целей. Хотя иногда случается, что и после евроремонта с помощью каких-то деталей интерьера сохраняется история квартиры.
Обратный эффект
Считается, будто жилье, где обитала знаменитость, обладает особой аурой.
– Была у нас в продаже такая квартира, – вспоминает К. Ковалев. – За нее не раз вносились авансы, писались расписки, но продать квартиру мы так и не смогли. Можно сказать, по причинам необъяснимым… Некоторые клиенты, даже умолявшие не предлагать эти квадратные метры никому другому, кроме них, вдруг просто отказывались покупать, даже не требуя возврата аванса…
Многие верят в то, что вещи, которыми когда-то пользовался человек, да и сами стены накапливают энергетику своих хозяев. Может быть, и так. Во всяком случае, решив купить квартиру знаменитости, не лишне задуматься, был ли тот человек счастлив в этих стенах, или его судьба закончилась трагически. Не зря ведь в качестве негативного примера часто приводят знаменитый Дом на Набережной (ул. Серафимовича, 2), о котором ходит немало леденящих душу слухов. Десятки прославленных жильцов этого дома угодили под каток сталинских репрессий. При этом фасад здания увешан множеством мемориальных досок, что создает мрачную атмосферу некрополя.
У риелторов даже сложились некоторые предубеждения по поводу «черных» квартир. Например, жилье, где когда-то был убит человек, всегда продается плохо, даже если трагедия произошла давно и покупатели о ней не знают. Да и у самих клиентов, которые подыскивают квартиру с «историей», также возникают ощущения беспокойства, когда они более основательно окунаются в атмосферу жилища. Некоторые даже, въехав в исторические метры, впадают в меланхолию…
Чтобы не мерещился призрак генсека
«Известные метры» стоят порой очень больших денег, и новые владельцы чаще всего предпочитают не разглашать сумму сделки. При этом цены на знаменитые квартиры, которые в большинстве своем находятся в историческом центре, даже во время кризиса остаются высокими. Иными словами, вложения в такую недвижимость всегда оправданны. Единственно возможные изменения в стоимости – это ее рост. Хотя у К. Ковалева на сей счет особое мнение:
– Инвестиции в квартиру, какой бы она ни была, знаменитой или не очень, будут оправданны лишь тогда, когда ее цена соответствует рыночному курсу. Факт пребывания в квартире знаменитости не увеличит в цене квадратные метры, если они пребывают в неприглядном виде. А известность бывшего жильца – лишь приятный в психологическом плане бонус к покупке. Не более того.
Я тоже готов согласиться с этим мнением. Люди ведь покупают квартиры для того, чтобы в них жить, а потому предпочитают приобретать совершенно новое жилье, без истории. Комфорт и удобства теперь на первом месте. И с этим трудно спорить. К тому же нынешнее поколение, в том числе представители бизнеса, не очень хорошо представляют, кто такие, к примеру, Александр Матросов или Иван Бунин. Так почему же им должны быть интересны Фурцева или Андропов, чьи квартиры совсем недавно позиционировались на рынке элитной недвижимости?