Солнце на улице Юности
Зеленоградские места известны издавна. В середине XIX века, когда была пущена Николаевская железная дорога, скромная деревня Крюково стала именоваться станцией. Прошло без малого сто лет, и здесь, на самых подступах к Москве, велись ожесточенные бои с фашистами. После войны настало время восстанавливать и возводить. И весной 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве города-спутника Москвы на 37-м километре Ленинградского шоссе. Спустя 50 лет мы гуляем по этим краям.
Разноцветная перспектива
Нам повезло: светило солнце, и Зеленоград предстал пред нами веселый и разноцветный. Разворачивались перспективы улиц, и все они были разные. Куда девались ряды утопающих в деревьях близнецов-пятиэтажек? Действительно, из подлежащих сносу 145 домов осталось всего 32. В 2009 году с ними будет покончено. К хорошему привыкают быстро.
Кажется, эти здания из светлого кирпича с коричневыми полосками так и вросли в пейзаж. А ведь появились на улице Юности эти шесть разноэтажных домов, построенных по индивидуальным проектам для переселенцев, только в прошлом году. Большие лоджии полукругом, как бы граненые стены…
Зеленоград, изначально создававшийся как «умный» город, не стрижет жителей под одну гребенку: квартиры разной планировки, комнаты с разным количеством стен – есть, где применить фантазию. Проблемы первого этажа, когда каждый может заглянуть в окно, больше не существует – нижние этажи нежилые, но занятые самым необходимым. Здесь и салон красоты, и продуктовый магазин, и центр социального обслуживания. Хотя улица Юности – одна из старейших и окраиной отнюдь не считается, вид из окон успокаивает глаз: напротив лесопарк с березами и соснами, который тянется до самого Ленинградского шоссе.
Новые дома неординарны, и каждый по-своему привлекателен. Вот оазис голубовато-бирюзовых корпусов, вот – бежево-кофейные, а там – башни-монолиты очень своеобразной конструкции, будто собранные из множества спичечных коробков. Рядом Новый мост, или иначе – Крюковская эстакада.
Индивидуальный 20-й
За освещенным солнцем парапетом розовеют здания 20-го микрорайона, строительство 22 домов которого планируется закончить к 2010 году. Всего жить там будут около 10 тысяч человек. Внутри возводятся здания серии ГМС-2001, а по периметру застройки – дома переменной этажности по индивидуальным проектам с подземными гаражами (и то, и другое строится на бюджетные деньги).
Кстати, при строительстве микрорайона применены новые нормативы: машино-место закреплено для каждой квартиры. Позаботились и об инвалидах-колясочниках, квартиры для которых запланированы на первых этажах, для них при входе в жилые и общественные здания оборудованы пандусы и подъемники, а двери, обычные и лифтовые, спроектированы так, чтобы в них вошла коляска.
Микрорайон 20, как и весь город, будет зеленым – его крест-накрест пересекут бульвары. Тот, что идет с севера на юг, свяжет жилой район с зоной отдыха в пойме реки Горетовка. Второй бульвар, который проляжет с востока на запад, будет иметь спортивный уклон: здесь, в центре микрорайона, откроется физкультурно-оздоровительный комплекс, появятся различные спортивные и детские площадки.
Корабль в сосновом лесу
Наверное, это здорово – вплывать в жизнь на таком вот розовом корабле. У тех, кто здесь родится, и все остальное должно быть не буднично, а красиво. Новый зеленоградский роддом, расположенный напротив 14-го микрорайона, и в самом деле похож на большой корабль, застывший на зеленом фоне. Это не морская волна, нет, а деревья, которых в Зеленограде так много. Так что первым делом новорожденный вдохнет аромат сосны.
Самый большой в Москве роддом состоит из трех корпусов общей площадью 42 тысячи квадратных метров, соединенных подземным коридором и галереей. В акушерском отделении 180 коек для молодых мам и 120 – для новорожденных. Есть одно- и двухместные палаты с удобствами. В гинекологическом – еще 60 мест, палаты там рассчитаны на четверых, но туалет и душевая, в отличие от старых роддомов, есть при каждой. Планируется открытие клинико-диагностического отделения с дневным стационаром.
Кто гуляет по бульвару?
А теперь пойдем гулять дальше – Михайловские пруды, бульварная зона. По новым плиткам меж заснеженных газонов мамы чинно везут коляски, а среди них… Тоже мама, тоже с коляской, только бронзовая. И к тому же – еще ожидающая прибавления. Скульптура «Молодая мама» (автор Сергей Манцерев) появилась на бульваре совсем недавно – летом, но уже успела стать своеобразным символом города и одновременно – талисманом для молодоженов. Сюда «подержаться за животик» приезжают пары, мечтающие вот так же неспешно и гордо катить коляску с сыном или дочкой.
А началось это так. Власти города решили украсить бульвар двенадцатью скульптурами, не памятниками великим, не мифологическими персонажами, а обычными в городе фигурами – девочка, гуляющая с собакой, мальчишка на роликах, парочка велосипедистов, рыбак на мостике, бабушка, кормящая голубей…
Спонсировать идею и попросить скульптора придать персонажу сходство с реальным человеком может любой житель города. Прототипом для «Молодой мамы», например, послужила женщина из первого поколения зеленоградцев – мать директора крупной мебельной фабрики, финансировавшего создание скульптуры. Так и стала вечно молодая мама, прогуливающаяся рядом со своими земляками, проводником между поколениями: для одних – памятью о давних годах, для других – гарантией будущего