00:26:58
22 ноября 2024 г.

Московские чаевники

Путеводитель по МосквеКогда боярский сын Иван Перфильев, бывший послом в Китае, доставил в Москву в подарок царю необычную «траву», придворные, однако, побоялись дать ее отведать государю Алексею Михайловичу: что если «от привезенного Перфильевым зелья да и приключится какой недуг, недомогота в его государском здоровье?» Тогда придворный доктор Самойло Каллинс отважился провести опыт на себе и… остался жив.

А однажды царь «заболел животом». Каллинс рекомендовал: «изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Царь напился чаю и выздоровел.

И потому чай поначалу использовали только как лекарство. Считалось, что он очищает кровь и «отвращает от сна» во время долгих церковных служб.

Именно Москва стала колыбелью чаепития, здесь в конце XVII в. чай начали продавать в лавках. Мужчину, торговавшего чаем, называли «чайник», а женщину – «чайница». Стоил чай в десять раз дороже, чем в Европе, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами, и путь от Пекина до Москвы занимал более года. В 1674 г. фунт чаю (409 граммов) в Москве стоил 30 копеек (на эти деньги можно было купить около 100 кг ржи). Правда, позже по приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии – ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету «Ведомости».

Заварку жалко…

Изобретались различные способы сделать чай дешевым. Широко практиковалось обновление спитого чая – его обливали сиропом и ставили в жарко натопленную печь. Листья снова распускались и приобретали прежний вид – но не вкус. В Москве тогда даже появились фабрики по производству такого чая.

Были и специальные лавки, где принимался спитой чай, сушился, упаковывался, и вновь продавался.

Чайные трактиры появились благодаря Александру I, который ввел их своим указом и установил особые льготы – минимальную арендную плату и очень низкий налог. Чайные имели право открываться в пять утра, когда другие трактиры были еще закрыты. Для крестьян, приехавших на базар, для извозчиков, ожидающих седоков, для рабочего люда эти чайные стали самым милым местом отдыха и встреч. Особой приметой чайного трактира являлись длинные общие столы. Сидевшие за такими столами могли вести общую беседу, делиться новостями.

В ту пору чай пили «парами». Пара чая состояла из двух чайников: большого с кипятком и малого с заваркой, а также из двух-трех кусочков сахара. Один человек мог выпить по настроению пять-десять, а иногда и больше чашек, так как кипяток добавлялся за ту же цену.

Чайные были и своеобразными народными канцеляриями. Здесь за умеренную плату могли составить любую бумагу. В 1847 году в Москве насчитывалось уже 309 чайных трактиров.

А ля рюс

«У Москвы – один зарок, кроме всякой пищи: утром – чай, в обед – чаек, вечером – чаище,» – говаривали москвичи. Москва была главным любителем чая в России. 60 процентов чая в стране потребляла она. Даже в Петербург чай привозили из Москвы.

Горячий чай с лимоном – московское изобретение, иностранцы такой чай называют «русский чай». И все же «русский чай» – нечто куда большее. Чаепитие по-русски подразумевает, что из-за чайного стола никто не может уйти голодным. Фактически, «русский чай» может заменить завтрак, обед или ужин, или все вместе взятые. Чай – это и пироги, и пирожки с основательными начинками: мясом, ливером, яйцом, капустой, рыбой.

Не урна и не машина!

Самовар – тоже московское изобретение. Слов, соответствующих русскому слову самовар, в европейских языках нет. Его немецкий перевод звучит как «чайная машина», английский – «чайная урна», чаще всего это слово не переводят.

Самовары были самые разные: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в виде античных амфор, размерами от стакана до двадцати литров. В зависимости от формы имели обиходные названия: «банка», «рюмка», «ваза», «желудь», «дуля», «репка», «яйцо» и т. д. Создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние, дорожные.

В середине XIX века именно самовары нередко становились центрами народных гуляний. Вот как описывает их мемуарист Н. В. Давыдов: они проводились «сперва в Марьиной роще, а потом в Сокольниках, обходились без балаганов, но зато на траве в тени деревьев устанавливались столики с тут же ставившимися и приятно дымившимися на свежем воздухе самоварами, и происходило усиленное чаепитие. Элегантная публика, съезжавшаяся из Москвы по вечерам в Петровский парк, когда было поменьше пыли, каталась там по аллеям верхом и в экипажах, а затем у круга, недалеко от Петровского дворца, рассаживалась на садовые скамейки и на стулья за столики, наблюдая друг за другом, и пила тоже, но уже хорошо сервированный чай».

По-купечески

«Москвич, выпив десяток стаканов, оставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры уже тут не помогут, – пишет А. И. Вьюрков. – Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить еще, чтобы жизнь была полнее».

В купеческой среде чаепитие осуществлялось с особым размахом. Купцы все торговые вопросы обычно решали за чаепитием и могли выпить до 20 чашек каждый («чай по-купечески»).

Необычайная популярность чая в купеческой среде порождала и новые обычаи. И. А. Белоусов в своих воспоминаниях о Москве последних десятилетий XIX в. рассказывает об одном из них: «На другой день после благословения жених приезжал к невесте с гостинцами; он привозил голову сахару, фунт чаю и самых разнообразных гостинцев – конфет, орехов, пряников, и все это привозилось в довольно большом количестве целыми кульками; делалось это потому, что невеста все предсвадебное время приглашала гостить к себе подруг, которые помогали готовить приданое: все мелкие вещи, начиная с носовых платков, салфеток и пр. надо было переметить уже новыми инициалами – с фамилией жениха. После этого жених становился своим человеком в доме невесты: он ездил к ней почти каждый день, привозил с собой своих товарищей, и тогда устраивались вечеринки с пением, танцами, играми».

Владимир Симонов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация