Мир дворцам, война хижинам!
Район Басманный, словно капля, растекается от бывших Ильинских ворот Китай-города на Восток. По нему шли дороги в Троице-Сергиеву Лавру, на Владимир и Рязань, а также в ближние великокняжеские, а позже царские села, что у слияния Москвы-реки и Яузы. Ныне предстоит реконструкция района, бережное обновление его зданий, возрождение дворцовых построек, старинных парков и скверов – в общем, возвращение территории облика старой Москвы.В районе находятся сразу три заповедные зоны – Маросейка, Мясницкая, а также территория бывшей Немецкой слободы. Здесь немало обветшалых, осыпающихся, полуразрушенных строений, но ни одно из них, имеющее хоть малейшую историческую ценность, не пойдет на слом. Несмотря на то, что у большинства зданий всего 2-3 этажа, – ведь именно такой Москва была практически весь 19-й век. И эту свою специфику, особенность столица должна донести до потомков.
А со второй половины – конца 19-го века началось строительство доходных домов. Они уже становятся выше – 6-7 этажей. С точки зрения архитектуры это тоже бесценное наследие. Дома эти представляют собой уникальное явление в мировой архитектуре – «русский модерн». Подкачала, правда, внутренняя планировка. Нередко это множество помещений, объединенных длинным коридором с «удобствами» в конце. Позже здесь возникли коммуналки. В центре их больше всего. Да, часть зданий уже переоборудована – там появились элитные квартиры, а бывшим обитателям этих домов предоставили новое отдельное жилье. Но немало ветхих домов еще осталось. Общий процент износа домов в Басманном превышает 60%! Теперь наступила очередь и оставшихся старых строений: сохранится фасад, но за ним появится новое, вполне современное жилье.
Работа предстоит сложная. Общая площадь реконструируемых домов должна составить 600 тыс. кв.м – величина, сравнимая с возведением нового микрорайона столицы. А потому план преобразования района рассчитан до 2020 года.
На что же могут рассчитывать жители?
В настоящее время здесь еще немало коммуналок, расселение которых продолжается. Префектура ЦАО старается делать все от нее зависящее, чтобы предоставить людям квартиры именно там, где прошла основная их жизнь. Если пока в том же Басманном оставляют не выше 50% переселенцев, то в дальнейшем эту цифру собираются довести до 80.
Заводам в центре не место
Где же найти место для нового строительства? Понятно, что часть площадок появится в результате сноса не имеющих исторического значения, крайне обветшалых строений. Таких в районе насчитали 18.
И все же главные участки для строительства появятся в результате вывода неблагоприятных, с точки зрения экологии, производств. Да и просто таких, которым не место в центре. Если, скажем, к 2020 году из центра собираются переместить заводы и фабрики с площади 40 га, то из них на Басманный приходится 17,4 га. Причем многие расположены в самых живописных местах, на берегах рек. Не по чину роскошь.
Речь прежде всего идет о Яузе. В Басманном находится срединная, самая полноводная ее часть, протяженностью 15 км. Странно контрастируют ее два берега: с одной стороны – усадьба Разумовского (уникальный памятник садово-паркового искусства), дача Строгановых, усадьба Салтыковых, громадный Лефортовский парк. С другой – завод «Манометр», «Пищемаш», металлургический завод им. Бардина, АНТК им. Туполева, ткацко-отделочный комбинат и еще множество других производств.
Справедливости ради скажем, что далеко не все они появились здесь в советское время. Река – источник энергетических ресурсов, а потому на берегах Яузы промышленные производства стали возникать еще в стародавние времена. Но к старым с годами прибавлялись все новые, и вот в центре Москвы возник огромный промышленный узел – Рубцовский.
И возродится слобода
Расчищая район от малоценных и ветхих жилых строений, проектанты главное внимание уделят восстановлению его уникальных дворцовых сооружений, причастных ко многим славным страницам российской истории. Некогда ими гордилась Москва, они составляли ее архитектурную гордость и славу. Ныне, увы, эта слава практически утеряна. Вот только некоторые из планов, которые предстоит осуществить.
Усадьба Разумовских. Расположена она на границе набережных им. Туполева и Золоторожской. Когда-то здесь располагался роскошный дворцовый комплекс. Вновь откроют большие дворцовые залы, стены их украсят рельефами и позолотой, восстановят старинные оконные переплеты. Здесь предполагается открыть Центр искусств. Места, где бывали Вяземский, Карамзин, Жуковский, снова привлекут к себе именитых, творческих людей.
Возродится и знаменитый в свое время парко-водный комплекс, которым когда-то славилась усадьба. Ведь это часть истории столицы! Когда-то берега Яузы представляли сплошное болото. Появление на ее берегах системы прудов-регуляторов позволило превратить бросовые земли в приятное место прогулок. Но что это были за пруды? Комплекс стал предтечей Петергофа. Здесь даже стояла фигура Самсона, разрывающего пасть льва, правда, в уменьшенном виде. Петр I собирался построить здесь уголок Петербурга – как оплот его противостояния с ненавистными боярами и Кремлем. И именно здесь, на берегах Яузы, началось его увлечение флотом.
А потом пруды забутовали и забетонировали, чтобы освободить место стадионам, которые были необходимы расположившемуся в этих местах институту физкультуры. Бетонный панцирь составлял 2-2,5 метра! Но коварные ручьи нет-нет, а прорывали в самых неожиданных местах эту преграду. Сама природа не хотела мириться с покушением на красоту, созданную человеком.
Теперь вся былая гидросистема будет восстановлена. Встанет здесь и бронзовый Самсон, утверждая свое московское – а не петербургское! – первородство.
Возродится также Немецкая слобода, расположенная между Садовым и Третьим транспортным кольцом (по Спартаковской ул. и Гаврикову пер.) – вплоть до пересечения с Госпитальным валом. С юго-востока ее омывает Яуза, а с севера ограничивает железная дорога. Сейчас эти границы чисто условны, знаменитый угол старой Москвы размылся в очертаниях, утратил самостоятельность. Последние следы слободы исчезли, кстати, не так уж давно – в 70-е годы прошлого века.
Невосполнимая утрата! Ведь при Петре в Немецкую слободу переместилась вся государственная и общественная жизнь Первопрестольной. Здесь во время визитов останавливались монархи, здесь был открыт первый военный госпиталь, здесь родились Суворов и Пушкин. Откуда название? Когда-то, во времена Алексея Михайловича, здесь селились шведы, голландцы, датчане. Немцев, кстати, было меньше всего. Но именно отсюда идет название народа – немые, не знающие русского языка. Уже потом здесь был построен дворец Лефорта, отданный впоследствии Меньшикову.
Всего на территории слободы предстоит реконструировать и реставрировать 90 исторических сооружений. Уже названы 29, которые возродят в первую очередь. Среди них и Лефортовский замок. Таким образом, Немецкая слобода из номинальной заповедной зоны станет живым историческим памятником. Заметим, что не так давно слободе исполнилось 350 лет.