ОТ ДОМА-ЛАРЦА НА ГОГОЛЕВСКОМ
до театра-табакерки на Нижне-Кисловском
Новодел хорошего тона
Буквально в самом начале бульвара – дом 5 – гордо (иначе не скажешь) высится изящное здание. Дом этот – новодел, но это обстоятельство нисколько не умаляет его достоинств. Когда-то здесь была богатая усадьба сына камердинера и любимца Потемкина и Екатерины Великой – Петра Федоровича Секретарева. Он был меценат, театрал, имел свою труппу.
В период строительства Храма Христа Спасителя, еще при императоре Николае Первом, здесь проживал и бывал в покоях Секретарева автор проекта храма Константин Андреевич Тон. До стройки было рукой подать, что для зодчего, с его беспокойным характером, было весьма удобно.
По мнению специалистов, этот блестящий архитектор и стал автором постройки для Секретарева. Бывая на Гоголевском бульваре, обратите внимание, что белокаменные колонны и многие детали здесь почти аналогичны Оружейной палате и Большому Кремлевскому дворцу, что опять-таки строил Тон.
А общий декор! Как бы то ни было, но дом Секретарев строил под контролем «Комитета по строениям и использованию типового проекта» Тона. Более того, сохранились чертежи всех фасадов, которые весьма пригодились в наше время при капитальном воссоздании из руин того самого, первоначального здания, которое простояло добрых 150 лет.
Так что наш «новодел» на Гоголевском – творческая копия той далекой старины – украшает Москву с начала 2000 г. Интересно, что даже прежняя ограда здесь восстановлена по чертежам XIX в. Итак, где жил меценат и театрал Секретарев, установлено, но чем же он известен в культурной жизни матушки-Москвы?
Предшественник табакова
Выясняется, что роль эта когда-то была заметна. Посудите сами. Сравнительно недалеко от оживленной Арбатской площади, в нешироком изгибе Нижне-Кисловского переулка, стоял невзрачный домик в три этажа, всего пять окон по фасаду. В связи с жесткой театральной политикой властей на 60-70-е гг. XIX в. пришелся период активного развития театрального любительства. И многие будущие знаменитые актеры и режиссеры делали свои робкие шаги на малых любительских подмостках. Среди московских любительских сцен именно театр Петра Федоровича Секретарева пользовался невероятной популярностью. В Москве его называли «Секретаревкой».
Если для студентов Малый театр считался вторым университетом, то «Секретаревка» была любимой школой для гимназистов старших классов. В свое время Секретарев купил в гуще Кисловских переулков землю и построил здесь театр. Из-за малых размеров известный журналист Влас Дорошевич писал о нем как о «театре-табакерке». Но театр этот был сделан как настоящий: с партером, ярусами, ложами, оркестром. В этом театре успешно играл московский любимец Николай Рощин-Инсаров, ступил на актерскую стезю учитель чистописания А. Р. Артемьев – незабвенный Артем, любимец Чехова, «дедушка Художественного театра».
В начале 1860-х гг. москвичи познакомились здесь с будущим популярным комиком-простаком Николаем Музилем, чье имя четыре десятилетия не сходило с афиш Малого театра. Известен и такой факт: когда будущий предприниматель и меценат Савва Мамонтов в этом театре должен был участвовать в пьесе «Гроза» Островского в роли Кудряша, роль Дикого отводилась самому автору пьесы. Именно этот театр видел у себя Константина Станиславского сначала зрителем, подростком, затем юношей как актера-любителя и в зрелые годы как опытного педагога.
Секретаревский театр работал и при Советской власти: в 20-х гг. создатель Художественного театра Станиславский преподает здесь основы своей системы жадно внимавшим ученикам сразу четырех актерских студий (Вахтанговской, Чеховской, «Габима» и Армянской). В 1920 году сюда на спектакль, поставленный Евгением Вахтанговым, не раз приходил Горький с друзьями. Вот, оказывается какими узами связан театр-табакерка с хозяином дома, что на Гоголевском бульваре.