Голяк. Заметки об изобилии
Идея выставки ландшафтных садов, на манер английской Chelsea Flower Show, но с учетом национальных и природных особенностей нашей средней полосы, витает в воздухе давно. И дизайнеров у нас пруд пруди, и места хватает, а простому дачнику посмотреть по большому счету не на что…
А за козлят ответят!
Попытки покончить с этим недоразумением только приветствуются, а потому приветствуется выставка «ДОМ и САД. Moscow Garden Show», прошедшая в последних числах марта в МВЦ «Крокус Экспо». В нынешнем году она состоялась уже в четвертый раз и позиционировалась как международная, хотя зарубежные дизайнеры пока сторонятся этого мероприятия. Выручает лишь мастер-класс какой-нибудь из приглашенных звезд. На сей раз в роли звезды блистал автор 1100 садов, созданных по всему миру, ландшафтный дизайнер из Великобритании Джон Брукс.
Казалось бы, «шестисоточники» должны ломиться на ежегодный конкурс садов, проходящий в рамках выставки. Ведь конкурсанты, как, собственно, и многие дачники, поставлены в «интересные» условия – на небольшом квадратике выделенной (бесплатно!) площади павильона создать законченный и яркий образ сада, который можно потом перенести на местность.
Но, увы. Никто никуда не ломился, и конкурс, скорее, напоминал «междусобойчик» десятка дизайнеров. Возможно, причина в довольно специфичной теме – «Сад для звезды». Понятно, что расчет делается на посещение звезд шоу-бизнеса, и это должно поднять престиж выставки в целом. Но звезды у нас ужасно занятые, захаживают редко.
На наш взгляд, приблизиться к народу, не позабыв о звездах, удалось только трем конкурсным работам: «Солнечный дождь» (посвящено Чулпан Хаматовой и Дине Корзун), «LEDяной» (посвящено Игорю Бобрину и Наталье Бестемьяновой) и «В ожидании сада» (посвящено Вилле Хаапасало).
Два конкурсанта попытались «подобраться» к теме детства. Но один решил создать мир ребенка из мешковины и силуэтов семи гномов (почему не наших отечественных и проверенных семерых козлят?), а другой отпугнул «стадом» огромных жуков (уж лучше бы привлек крупными бабочками). Хотя это сугубо личное и крайне субъективное мнение.
Если дрова, то новые
Многие дизайнеры сетовали, что шоу проходит во время полного отсутствия доступного (все экспозиции создаются за счет самих конкурсантов) «живого» материала, из-за чего они вынуждены использовать «крашеные дрова».
Действительно, при осмотре конкурсных композиций бросается в глаза изобилие пусть и декоративного, но все же сухостоя, что придает работам излишнюю схематичность. Наверняка и этот материал годится для стильных идей, но их никто, похоже, не искал. Шары из сухих веток, скелет дерева (пусть даже покрашенный и увешанный зелеными веточками в пробирках) – все это уже было. Более того, наверняка было «подсмотрено» и воплощено на своих дачах не одним доморощенным дизайнером. Отдавая 200 рублей за билет, обычный посетитель хочет увидеть все же что-то свеженькое и «цепляющее».
Впрочем, «цепляющее» тоже было. Впечатлили своей неожиданностью гигантские скелеты первобытных рыб – светильников от творческой мастерской «Творюки», победившей в номинации «Концептуальный сад».
В работе под названием «За секунду до пробуждения – сад, в котором время отдыхает», несмотря на ее эпатажность, удалось гармонично объединить элементы, характерные для японского искусства (сухой пейзаж), и стиль фэнтези. Равнодушно пройти мимо стоящих почти нос к носу первобытных тварей было просто невозможно. В свой сад таких поселить отважится далеко не каждый, но здесь эта композиция вызвала бурю эмоций – от отвращения до восхищения.
«Цепляющей» оказалась и работа «В ожидании сада»: дощатый мостик над зимним озером, припорошенным снегом. Композиция показалась островком тишины и покоя в шумном зале, так как вызывала чувство тихой грусти и в то же время вселяла надежду на скорую весну. Причем эта инсталляция предназначена для помещения, поэтому вполне может быть взята на вооружение теми, кто хочет «обыграть» фотообои.
Гран-при конкурса достался проекту «Сад на крыше мегаполиса» от ЭЦ Экопочва-ЛД. Качество материалов и хорошее исполнение не вызывают сомнений. Много интересных деталей, но пугают слишком острые углы и красная вода в бассейне. Понятно, что она должна поддержать идею развешанных на дереве детских красных вещичек и подушечек на скамье для отдыха, но «кровавые» ассоциации не отпускали и никак не «гасились» ослепительной белизной остальных деталей.
И еще. Почему-то не учтен один момент. Если уж житель мегаполиса и разобьет сад на крыше, то, скорее всего, это будет оазис природы и покоя, имитирующий реальную картинку загородного житья-бытья или, в крайнем случае, философские садики (пусть без единого растения) в японском или китайском стиле. Городская среда слишком агрессивна, чтобы эту агрессию превозносить до небес…
Здесь и сейчас
Возможно, конкурс проходил не в то время и не в том месте. Летом, да еще где-нибудь на земле (а не на бетоне) можно было бы попробовать вырваться из «флористической» направленности и перейти к настоящим ландшафтам.
Что же касается «сопутствующих» экспонатов выставки, то как и в предыдущие годы неизменное внимание посетителей привлекали садовые шары-светильники и необычный фонтан от Moonlight. Последний наполнял помещение летним шумом дождя.
Запомнился старый «запорожец» на стенде Подмосковного питомника, забитый до отказа саженцами. Но представленной продукции для сада было так мало, что для посетителей, не интересующихся конкурсом, выставка стала бы провальной, не соседствуй она с компаньонами – выставками «Деревянный дом», «Салон каминов» и «AQUA salon».