23:30:44
11 апреля 2021 г.

Про ботинки, туфли и сапожки

Уютный домРедкая пара обычно «доживает» не только до второго сезона, но и до окончания гарантийного срока. Но мало кто возвращает бракованную обувь в магазин, требуя вернуть деньги. «А вы докажите, что это брак!» – требуют продавцы. Так ли все безнадежно и можно ли отстоять свои деньги?

Кто виноват, что жмет

Ни известная марка, ни престижное место покупки (увы!) не являются гарантией качества. Экспертный анализ приводит к неутешительному выводу: недобросовестные изготовители пренебрегают соблюдением обязательных норм, а недолговечность обуви – результат нерациональных решений, несоблюдения технологии на всех этапах обувного производства, применения низкого качества исходных материалов.

Так, например, в экспертную службу Московского общества защиты потребителей обратилась покупательница. Сапожки известной марки, рекламирующей свою обувь исключительно как комфортную, оказались ей неудобны: брала точно по размеру, а нога – как в тисках. Исследования подтвердили, что дело не в женских капризах: клапан молнии выполнен в нижней части в виде складки, выкроен из двухслойного очень толстого материала. Именно этот клапан приводил к ощущению сдавливания стопы. Дефект классифицирован как производственный.

Не промокнуть бы

Отдельная тема, когда обувь промокает. Простая логика подсказывает, что утепленные ботинки и сапожки должны быть рассчитаны на сырую погоду и осадки. Но к сожалению, на практике подобные ожидания не оправдываются. Хотя наши специалисты и солидарны с покупателями, считающими, что изготовитель должен учитывать погодные реалии городов, когда на улице не снег, а жидкая каша, но действующие нормы и правила не позволяют им признать такую обувь некачественной. Правила гласят: бытовая кожаная обувь на герметичность не исследуется, так как она не предназначена для носки в условиях повышенной влажности. Кожа – природный материал, обладает повышенной гигроскопичностью и просто «обязана» промокать. Даже если вы прямо в суде проведете простой опыт: нальете в емкость воду, поставите в нее ботинок, а вода просочится внутрь, это еще не повод суду принять решение в вашу пользу. Метод испытаний не ГОСТирован, а значит, и результаты ответчик может легко опровергнуть.

Единственная возможность отказаться от такой обуви – обнаружить технологические отклонения: отклеивание подошвы, обнаружение расщелин между деталями низа и т. п.

Доверьтесь спецу

Обратно некачественную обувь продавцы принимают крайне неохотно. Причины для отказа разные: истек гарантийный срок, дефект возник по вине покупателя или что-то другое. Имели место и откровенно абсурдные доводы: «Вы носили эти сапоги, поэтому не можем их принять». Некоторые продавцы пугают покупателя экспертизой, заверяя, что выводы все равно будут не его пользу, поэтому придется за нее платить.

На самом деле в спорных случаях, а также за пределами гарантийного срока, качество обуви должен оценивать независимый эксперт, тогда выводы его будут объективными, спор решится справедливо и бремя оплаты ляжет на виновную сторону. Многие покупатели даже отдаленно не представляют, кто и как должен проводить экспертизу, а термин «органолептический метод» приводит их в замешательство.

На практике же он выглядит следующим образом: эксперт осматривает товар, используя несложные с виду приемы и правила, проводит необходимые измерения, делает рабочие записи. Казалось бы: покрутил в руках ботинок, пальчиком что-то поковырял, в лупу посмотрел и – готово?! За кажущейся простотой процедуры стоят? глубокие знания и богатый опыт эксперта. Он замечает такие подробности, которых никогда не сможет увидеть сам покупатель, и, к тому же, правильно и объективно оценить увиденное.

Вот, например, у женских сапожек после непродолжительной носки отвалился каблук. Резюме продавца было однозначным: каблук сломан по вине покупателя, дескать, небрежно носили. А эксперт сделал совсем другие выводы: крепление каблука обеспечивают металлические крепители – четыре гвоздя одной длины, установленные с наклоном. А должно быть пять! И устанавливать их положено вертикально, причем один винт – по центру каблука. Кроме того, на верхней площадке каблука и следа обуви отсутствуют отстатки клея. А это значит, что дополнительного клеевого крепления не было. Признаков механических воздействий на коже, боковой поверхности подошвы, способствующих образованию дефекта в процессе носки, не выявлено. Вывод – производственный брак.

Конечно, надо иметь в виду ограничения, связанные с органолептическими исследованиями: точная оценка качества возможна при условии незначительного износа обуви, т. к. чем дольше и интенсивнее ее носили, тем сложнее установить истинную причину выхода из строя. Отсюда вывод: обращаться с претензиями по качеству следует как можно раньше, лишь только заметили недостаток, а не ожидать конца сезона.

Есть ли другие методы исследования, кроме органолептических? Да, это лабораторные испытания, которым, как правило, подвергают новую обувь для определения прочности крепления деталей низа и швов, определение гибкости и т. д. Если производственного дефекта не выявлено, покупателю придется с сапожками распрощаться. Именно поэтому органолептический метод, как более щадящий, предпочтительнее.

Развенчание легенд

При покупке покупателю часто вкладывают в коробку памятку. Она многое умалчивает, а кое-что и просто искажает. К примеру, очень невнятно подается информация о сроках предъявления претензий: то ли 14 дней, то ли в пределах гарантийного срока – 30 дней. Не было замечено ни одного текста, который бы открывал «тайну» о праве предъявлять претензии по качеству в течение двух лет. А ведь оно есть и четко обозначено в ст. 19 Закона «О защите прав потребителя». Условие для реализации этого права – получение положительного заключения независимой экспертизы. Проще говоря, если эксперты подтвердили брак, магазин обязан вернуть деньги за обувь и компенсировать расходы на экспертизу.

И еще важный момент. Вы не сохранили чек? Это не причина для отказа со стороны продавца принять некачественную обувь. Закон позволяет предъявлять претензии по качеству без чека и упаковки. Что бы на эту тему ни говорила памятка.

Анна Зыкина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация