Обставив дом, не дай себя обставить
Покупка мебели – процесс не столько творческий, сколько крайне ответственный. Ну, нет у большинства сограждан возможности менять ее каждые два–три года! Потому-то приобретаемый предмет интерьера должен быть почти идеальным – красивым, функциональным и, возможно, «стрессоустойчивым».
К тому же, процесс покупки нередко затягивается – и не потому, что удовольствие это хочется продлить. А затянувшиеся отношения с магазином иногда становятся причиной отвратительного настроения и даже нервных расстройств.
Как не попасть в такие или подобные ситуации? И как, если уж не суждено уберечься, выйти из них победителем, сохранив время, нервы и веру в человечество? Нужно обязательно подстраховаться – советует наш постоянный эксперт, адвокат Московского общества защиты потребителей, Людмила Трифонова.
Захватите очки
Помните, что договор купли-продажи, который большинство из нас в магазине подписывают в прямом смысле слова не глядя (там, где галочка), – это наша страховка и щит. Именно он способен оградить от произвола недобросовестного продавца и производителя. Понятно, что не всякий способен вдумчиво ознакомиться с содержанием двух–трех страниц, написанных мельчайшим шрифтом. Но поверьте, там есть моменты, достойные самого пристального внимания.
Третий просто необходим
Продавец обязан предоставить покупателю мебели полную и достоверную информацию о ней, в том числе и материалах, использованных для ее изготовления. Он может сделать это устно, но слово, как говорится, к делу не подошьешь. Поэтому внимать консультанту лучше не в одиночку, а с кем-то из друзей, родственников, в конце концов, с соседом. Одним словом – со свидетелем всего процесса покупки.
Утро вечера мудренее
Не менее важно оговорить дату доставки. Иначе доказать, что товар привезен не вовремя, будет крайне сложно. Чтобы отбить желание у продавца осчастливить вас доставкой этак в двенадцать ночи, неплохо бы указать и конкретное время: например, «с 9 до 18 часов» или – «не позднее 22 часов».
Опаздывают экспедиторы, как правило, неспроста, прекрасно понимая, что в столь поздний час мало кто будет с особой тщательностью рассматривать долгожданное приобретение. Особенно, если оно состоит из множества деталей. Не заметить каких-то явных дефектов, например, сколов, треснувших стекол и нехватку винтиков – пара пустяков. Расписавшись в том, что претензий к внешнему виду не имеете, а поутру обнаружив их в достатке, имеете полное право предъявить их себе. Так что припозднившихся визитеров смело отправляйте восвояси, пригласив заглянуть завтра, но пораньше.
Брак не требует жертв
Если при получении мебели удалось обнаружить брак или механические повреждения (последние часто возникают по вине самой доставки) – отслоения, пузыри, клеевые пятна, потертости, загрязнение поверхности, вмятины, царапины, трещины, пятна, потеки клея и прочее – не подписывайте акт приемки такого товара. Ну а если не терпится поспать на этом диване, обязательно укажите свои претензии в акте.
Мебель, требующую сборки и установки, привозят в упаковке. В этом случае в акте приемки необходимо отметить количество коробок и непременно указать на то, что осмотр товара не производился.
При выявлении недостатков в ситуации № 2 и невозможности договориться с продавцом вы можете пригласить эксперта, уведомив будущего ответчика телеграммой или заказным письмом о времени экспертизы, чтобы тот смог присутствовать при ней. С заключением на руках смело обращайтесь в суд, который в свою очередь тоже назначит судебную экспертизу. Оплачивает «банкет» тот, кто признан виновным.
Недопоставка мебели или ее недокомплектация (ситуация № 3) – еще один бич современного мебельного рынка. Ваше право – сначала требовать «довоза» недостающих деталей либо замены товара целиком в разумные сроки. Если же данное требование осталось без внимания, можете отказаться от покупки и потребовать возврата денег.
С точностью до миллиметра
Но и на улице продавца случается праздник. Вы ошиблись с размерами, и теперь чудесный диван без каких-либо скрытых или явных недостатков просто не помещается в комнате? Или же его цвет, как выяснилось в полевых условиях, не вписался в интерьер? Придется смириться: вернуть вещь обратно нельзя. Выручит только обнаруженный в процессе эксплуатации брак.
Справедливости ради нужно отметить, что продавцы, утратив статус исключительности (а вместе с ним и спесь), в большинстве своем стали белыми и пушистыми. Общаются вежливо, в глаза смотрят заинтересовано и готовы бесконечно расхваливать свой товар – чуть ли не в стихах. Но как только деньги заплачены – идиллия заканчивается, вы продавцу неинтересны.
Неоконченные пьесы о покупке мебели
Сценарий № 1. Модель выбрана, все в ней радует: и цвет, и качество, и цена. Остается дождаться, когда покупка окажется у вас дома. Для нее уже и место расчищено: старый шкаф (диван, кровать) увезен на дачу или на радостях отправлен на помойку. В доме царит чемоданное настроение, но волнение приятное – ведь с обновлением интерьера мы почему-то ожидаем в нашей жизни перемен.
Когда же ожидание затягивается на день–два, неделю и уступает место робкому негодованию, вы начинаете названивать в магазин. И тут выясняется… Да какая разница, что послужило причиной задержки: машина сломалась, бензин закончился или экспедитор перепутал дом! Вы – явно пострадавшая сторона, а значит, закон на вашей стороне.
Сценарий № 2. Стенка (диван) точно соответствует выставочному образцу, доставлена в срок – без единой царапины и в полном комплекте. Более того, вручена с улыбкой и добрыми пожеланиями. Но вскоре панели разбухают, из-за неприятного запаха в квартире невозможно находиться, на обивке дивана образовались складки, да и вообще он раскрывается с трудом.
На ваши претензии по телефону менеджеры сначала любезно обещают все выяснить и перезвонить. Когда же лимит времени и вежливости исчерпан, просто бросают трубку.
Сценарий № 3. Заказ выполнен в срок, но при сборке обнаруживается, что деталей не хватает, а некоторые из тех, что имеются, – просто брак. Представители фирмы бодро обещают все исправить, доставить и заменить. Но странное дело – выполнять обещанное почему-то не торопятся.
Сценарий № 4. Долгожданный товар лишь отдаленно напоминает тот, за который вы платили в салоне: материал и цвет обивки другой. Или передняя панель оказалась не из ясеня, как планировалось, а из сосны. Находясь в здравом уме и твердой памяти, вы, разумеется, не пускаете грузчиков даже на порог, а они суют вам в щелку накладную, грозя оставить все на лестничной клетке.