Чиппендейл спешит на помощь
Мебель, как предмет декоративно-прикладного искусства, появилась в нашей стране в постпетровскую эпоху. До начала восемнадцатого века по отношению к ней существовал сугубо утилитарный подход. Даже родовитым боярам в своих теремах приходилось сидеть на простых деревянных лавках, а спать на жестких деревянных полатях.Большой вклад в развитие мебельного производства в России, как наверное, и во всем мире, внес английский мастер Томас Чиппендейл. Он родился в семье мебельного мастера и резчика по дереву, а в 1749 году открыл собственный магазин в Лондоне. Стиль «чиппендейл» предполагал изысканные формы, плавные изгибы, использование игры цвета, изящный декор и резьбу по дереву. В 1754 году Томас издал свой знаменитый каталог «Джентльмен и организация его кабинета».
В конце восемнадцатого века в Санкт-Петербурге открылось лицензионное предприятие, где по эскизам Т. Чиппендейла и его последователя Джорджа Хеплуайта изготавливалась и продавалась фирменная мебель.
Имелись «совместные» предприятия и в Москве. Француз П. Споль владел собственной мастерской. Именно этот мастер украшал интерьер дворца графа Николая Петровича Шереметева в Останкине.
Созданием, конструированием мебели в ту далекую пору частенько «по совместительству» занимались известные российские и зарубежные зодчие-архитекторы. Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) проектировал не только Казанский собор в Петербурге, но и создавал прекрасные мебельные эскизы. Виктор Францевич Бренна (1745-1820), участвовавший в строительстве и отделке Михайловского замка в Петербурге, сам проектировал и мебель для вышеупомянутого дворца в Останкине.
За гарнитуром генеральши поповой гоняются до сих пор
Но наибольший вклад в развитие мебельного производства в России внес в ХIХ веке, без всякого сомнения, мебельный мастер Генрих Гамбс (1765-1831). Он учился во Франции у придворного мебельщика Людовика ХVI Д. Рентгена. После того как началась Великая французская революция, Генрих Гамбс мудро решил свернуть свой бизнес во Франции. В 1790 году он перебрался в Россию и через пять лет совместно с австрийским купцом И. Оттом открыл мебельную фабрику в Санкт-Петербурге. Уже с 1810 года завоевал право именоваться придворным мебельщиком, поставщиком двора. После смерти Генриха Гамбса мебельный бизнес в России продолжил его сын Петр. Так что фирму Гамбса можно смело называть российским мебельным предприятием, ведь на протяжении восьмидесяти лет она осуществляла свою успешную деятельность именно в нашей стране. Фирма работала с размахом не только для знати, но и для тогдашнего «среднего» класса. По некоторым данным, одних только стульев было выпущено порядка 45 миллионов штук.
Надо отметить, что проблема защиты авторских прав у нас в стране существовала и в те далекие времена. Многие российские умельцы-мебельщики с разной долей качества подделывали гамбсовские эксклюзивные образцы. И не он один тогда нес убытки от изготовителей контрафактной продукции. Правда, в те времена это не считалось криминалом. Даже Александр Сергеевич Пушкин принимал у себя наших доморощенных псковских «чиппендейлов». Так что, приобретая за огромные деньги реставрированные старинные гамбсовские стулья из гарнитура «генеральши Поповой», можно запросто «лопухнуться».
В начале ХХ века в России стали появляться и крупные отечественные «фирмы» по массовому производству мебели. Самый известный российский производитель – Фрол Серегин. Мебель «Мануфактур Серегина» продавалась в фирменных магазинах по всей России, причем во многих случаях она вытесняла продукцию известных иностранных производителей.
В настоящее время в развитии российского мебельного производства начался новый этап. Хотя качественную отечественную мебель не назовешь дешевой, но по соотношению «цена-качество» она вполне конкурентоспособна в сравнении с аналогичными импортными образцами.
Хранение и уход
Обладание старинной антикварной мебелью налагает на владельца определенные морально-этические обязательства. Надо постараться приложить все силы для сохранения исторического памятника декоративно-прикладного искусства для потомков.
Обитую тканью мягкую мебель, в частности стулья, необходимо регулярно чистить пылесосом, но можно применить и более древнюю технологию. Накрыть влажной, хорошо отжатой тряпкой и аккуратно «обстучать» выбивалкой. После снятия тряпки ткань можно почистить нежесткой платяной щеткой.
Если антикварная мягкая мебель используется по назначению, а тем более, если ее усиленно эксплуатируют, скорее всего, придется раз в несколько лет стирать мягкую тканевую обивку. Для этого следует аккуратно вытащить обойные гвозди и осторожно снять ткань. Стирать только в «щадящем» режиме.
Мебель, обитую бархатом или плюшем, не рекомендуется чистить щеткой. Лучше протирать ее по направлению ворса сухой тряпкой…