Будущее Москвы расписывают на 20 лет вперед
Генеральный план развития столицы до 2025 года, который был разработан еще 8 лет назад, сегодня, как показали промежуточные итоги, нуждается в серьезных корректировках.А итоги таковы: коммерческого жилья, торговых площадей и кафе-ресторанов в Москве построили больше, чем было заложено в плане, а вот детских садов, школ, дорог, линий метрополитена, парковок, инженерных сетей, а также новых парков и скверов прибавилось куда меньше, чем планировали. При этом земли в Москве больше не стало.
— Для выполнения любой программы, — напоминает глава департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина, — нужны ресурсы. В Москве главным дефицитным ресурсом стала земля. И хотя земля в собственность в столице не оформлялась, практически по любому участку есть правообладатели, которые используют занятые участки для получения максимальной выгоды, то есть в первую очередь строят коммерческое жилье и торгово-развлекательные комплексы…
Это, конечно, правда, но не вся. Город все эти годы точно так же жил «одним днем». Почему, например, при сносе пятиэтажек на их месте тут же строили многоэтажные, в том числе коммерческие, дома, «забывая» воспользоваться возможностью проложить на освободившемся месте новые дороги или хотя бы сразу предусмотреть под домами подземные паркинги (к решению в обязательном порядке строить гаражи в новостройках пришли только в этом году)? Мало того, в большинстве случаев все это новое строительство нагромождалось на старые инженерные и электрические сети, которые уже сейчас не выдерживают в несколько раз возросшей нагрузки. О разбивке скверов на месте вырубленных под новое строительство деревьев даже речи не идет — так называемое компенсационное озеленение разрешает вырубить старые деревья, к примеру, на Таганке, а молодую поросль высадить в Битцевском парке. И что с того жителям Таганки?
Злополучные московские пробки — еще один итог отсутствия в городе продуманной на годы вперед транспортной концепции. До 1997 года дороги столицы и Московской области строились на базе «Основных направлений градостроительного развития Москвы и Московской области», утвержденных двумя правительствами. Но с развитием в стране рынка каждый кусок земли стал товаром. Москва и Мособласть, стараясь привлечь инвесторов, обособились друг от друга, в том числе и строгими географическими рамками субъектов федерации. Столица все последние годы росла, так сказать, «вглубь», развивалась внутри себя — как средневековая крепость. Транспортные кольца, особенно Третье, которое идет по месту бывшей Окружной железной дороги, лишь придали этому процессу графически законченный вид. Но крепость на то и крепость, чтобы в нее было не пробраться.- Уже сейчас Москва по плотности населения приближается к таким столицам, как Лондон, Вена, Нью-Йорк, — говорит член Академии архитектуры Юрий Бочаров. — Но если там дороги занимают 18-21%земель, то в центре Москвы их не более 8%. Да и в общем балансе земель Москвы дороги занимают лишь 10%. Вот сейчас идет процесс сноса старых домов. Тех же пятиэтажек, на месте которых хотят построить многоэтажные здания. Таким образом, там еще больше увеличится плотность населения. Но уж если сносить дома, то с учетом прокладки на освобождающихся «линиях» новых городских автодорог. Но этого в Генплане и рядом нет.
Основным заложником процесса стал Центральный административный округ столицы, в котором, по данным самой же мэрии, сосредоточено сегодня более трети всех инвестиций (при том, что занимает он 6% земель города). Понятно, что на центр падает и самая большая транспортная нагрузка. И здесь «кольца» — будь то третье или четвертое-пятое — не спасут: нужны диаметральные магистрали, пересекающие центр, в том числе и скоростные. Активное строительство «большой Ленинградки» — пример того, что столичные градостроители, хоть и с опозданием, это осознали.
— Уже сейчас Москва по плотности населения приближается к таким столицам, как Лондон, Вена, Нью-Йорк, — говорит член Академии архитектуры Юрий Бочаров. — Но если там дороги занимают 18-21%земель, то в центре Москвы их не более 8%. Да и в общем балансе земель Москвы дороги занимают лишь 10%. Вот сейчас идет процесс сноса старых домов. Тех же пятиэтажек, на месте которых хотят построить многоэтажные здания. Таким образом, там еще больше увеличится плотность населения. Но уж если сносить дома, то с учетом прокладки на освобождающихся «линиях» новых городских автодорог. Но этого в Генплане и рядом нет.
Забыло о Москве, которая выполняет столичные функции, и федеральное правительство. Лишь недавно, после дорожной пробки, которую прославила команда «Спартака», спустившись в полном составе в метро, министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что в проект бюджета страны на 2007 год заложено 11 миллиардов рублей на дорожное строительство в столице. Правда, денег на прокладку новых линий московского метро в бюджете уже не нашлось.
Ошибки осознаны. Что делать, вроде бы тоже понятно: строить дороги, детские сады и школы, наращивать энергомощности, не забывать о том, что город должен быть зеленым, иначе просто задохнемся в бетонных коробках и пробках. Но при этом Москву никто не освобождал и от выполнения нацпроекта «Доступное жилье». Выход, судя по всему, один — Москве и области, как бы ни были напряжены отношения между главами двух соседей-регионов, придется или развиваться вместе, или вместе погибнуть.
Да и по сути «реальная Москва», как назвал ее вчера главный архитектор столицы Александр Кузьмин, уже давно не ограничена МКАД. Ближайшее Подмосковье активно заселяется москвичами, жители области работают в Москве — в этом «реальном городе» только официально проживает более 15 млн человек, и развивать этот город надо сообща. Последний пример — расширение Ярославского шоссе запланировано только до МКАД, но если не расширять его дальше — до Мытищ и Королева, то пробки на Ярославке никуда не денутся.
В свою очередь, Юрий Лужков считает, что Москва должна помочь области в развитии подмосковных городов: «Надо создать их жителям такие комфортные условия для жизни и работы, чтобы они не искали их в столице».
В самой же Москве, считает мэр, пора ограничить строительство офисов в центре, чтобы сохранить то, что осталось от исторического города. И с помощью привлеченных экспертов тщательно оценить, сколько народу будет жить в Москве через 5-10 лет, чтобы не повторить главной ошибки Генплана 1998 года. По нему в Москве сейчас должно проживать 8,6 млн человек, а, по данным последней переписи, живет как минимум 10,4 млн, а с учетом мигрантов и все 15.
«Населенность мегаполисов Европы и Америки неуклонно уменьшается. А Москва продолжает расти»
Анатолий Эпштейн, советник Российской академии архитектуры и строительных наук академик
— При составлении планов на будущее нужно учитывать и демографическую ситуацию, и имущественную дифференциацию семей. Нынешним планам развития города этого явно не хватает. Беда генпланов не только Москвы, но и всех российских городов состоит еще и в том, что параметры городов определяются не с позиций оптимального сочетания местного и общефедерального интересов, а с одной, собственной позиции. По существу они узаконивают муниципальный эгоизм. Но в таком случае система в целом идет вразнос.
Вячеслав Глазычев, член Общественной палаты РФ
— Возьмем плотность улично-дорожной сети. В Москве ее норматив — 8 километров на кв. км территории, хотя реальная жизнь раза в два не дотягивает до нормы. А лондонская норма — 18. В итоге, хотя в Лондоне автомобилей больше, чем в Москве, они расходятся по бесконечному множеству мелкоячеистой структуры города. Манхэттен растаскивает автомобили по капиллярам очень частых поперечных улиц. Это имеет грандиозное значение. Когда у нас началась реконструкция пятиэтажек, была возможность увеличить частоту поперечных связей между радиальными магистралями. Но этот шанс упущен: всю землю тут же застроили.
Степан Орлов, депутат Мосгордумы:
— Московское правительство, разрабатывая Генплан до 2025 года, по-моему, правильно расставило приоритеты. Главные проблемы, которые придется решать нам в ближайшее время, — это развитие дорожно-транспортной сети, наращивание энергетических мощностей и строительство инженерных коммуникаций. Так сложилось, что в данный момент строительство торговых центров и жилых домов сильно опережает возможности городской инфраструктуры. Все это приводит к блэкаутам и многокилометровым пробкам. Мне кажется, что архитекторы это поняли, осталось воплотить их задумки в жизнь. В противном случае Москва задохнется в пробках, а свет будут отключать по нескольку раз в день.
Иван Новицкий, депутат Мосгордумы:
— Новый Генплан столицы в целом взвешенный, но в нем есть белые пятна. До сих пор Москве не хватает авторазвязок и спортивных сооружений. Во многом это происходит из-за того, что мы не решили, как привлекать инвесторов для реализации подобных проектов. Жилищное же строительство (несомненно, необходимое городу) по своим темпам значительно обогнало те задачи, которые ставятся Генпланом. Еще одна большая проблема — это сохранение зеленого лесопаркового пояса Москвы, который расположен в Подмосковье. Москва сейчас не может повлиять на областные власти, которые нередко рассматривают зеленые территории в качестве резерва для реализации своих строительных и дорожных планов. А для Москвы сохранение этих лесов — вопрос жизни и смерти. Хотя решение этого вопроса находится в компетенции федеральных властей, городу надо тверже заявлять свою позицию.
Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы
— Первый Генплан, который мне делали в 1998 году, назывался генпланом возможностей. Мы в то время очень боялись, что никому не нужны и всеми возможными способами привлекали инвестиции. Эту задачу мы выполнили и даже немного перевыполнили. Сегодняшний Генплан я бы назвал генпланом необходимости — мы будем строить только то, без чего нам не обойтись. По торговле и ресторанам мы уже сравнялись с Европой. Сегодня нам не хватает детских садов, физкультурно-оздоровительных центров, дорог не хватает — это и есть приоритеты нового Генплана.
Юрий Бочаров, академик Российской академии строительных наук
— Для начала нужно определиться: каким мы видим место России в мире, какой путь развития выбираем, европейской или евро-азиатской столицей станет Москва, чем будет заниматься ее население? Российская столица сегодня — самая крупная в Европе. Больше ее в мире только два города. А населенность мегаполисов Европы и Америки неуклонно уменьшается. Сокращается население Вашингтона, Лондона, Парижа. Население переселяется в пригороды, где условия жизни лучше. А Москва продолжает расти центростремительно и на 200-250 тыс. человек в год. На Западе в столичных агломерациях город занимает 20 процентов, пригород — 80. У нас наоборот. К тому же, став субъектом федерации, столица «попала в окружение» другого субъекта, и теперь между Москвой и Московской областью идет жесткая борьба — за землю, аэропорты, зоны отдыха… То есть столица лишилась территориальных резервов для дальнейшего развития.
Дарья Быстрова
Известия