И «элита», и «муниципалы» в числе победителей конкурса
Кому нужна общественная работа? Кого привлечешь к ней? Прежний дух субботников, которые при всей их формальности все же объединяли москвичей, давно умер, не возродить его. Так думали многие – и ошиблись. «Человеческий ресурс», оказывается, сохранился. Это показал конкурс «Улучшаем свое жилище…»
В Восточном административном округе лидерами конкурса «за энтузиазм» стали дом 12, корп. 3, по 2-й Владимирской улице, 5-й подъезд дома 34, корп. 3, по 1-й Владимирской и ТСЖ «Измайлон».Что это за «Семейный клуб»? Товарищество, община, комитет самоуправления? Ни то, ни другое, ни третье. Просто так инвестор-застройщик назвал группу жильцов, которая должна была приобрести квартиры в возводимом им здании. За самим названием ничего, понятно, не стояло. Люди ни разу не собирались вместе, не знали друг друга, а сама фирма «Стройжилкредит» ничего не сделала, чтобы объединить их, хотя по закону обязана была предложить создать ТСЖ. Здесь, кстати, так и просилось. Небольшое четырехэтажное строение коттеджного типа, всего 12 квартир, есть нежилые помещения. Что может быть лучше?
Нет, не сделал этого застройщик. А в результате отняли у людей даже надежду как-то пополнить нищий бюджет дома, перейти на самообслуживание. Как только дом был построен, все его нежилые площади отдали в аренду, даже не поставив об этом в известность жильцов. Кстати, фирма не выполнила не только организационных, но и прямых своих обязанностей: не благоустроила территорию, не вывезла строительный мусор. Просто закопала во дворе куски балок и плит, слегка присыпав их землей.
И все же за одно строителям надо быть благодарным: название, которое они дали своим покупателям, оказалось пророческим. «Интерес» же у жильцов был один: хотим жить в человеческих условиях, сделать так, чтобы и самим в дом было приятно зайти, и гостей не стыдно пригласить.
А началось вроде бы с мелочи – оборудовали рабочее место консьержки: кто-то принес старый телевизор, кто-то отдал ненужную микроволновку. Потом выбрали старшую по дому – Валерию Валентиновну Атаманюк, а ей в помощницы Клеопатру Николаевну Демину. Благодаря их энергии в доме и начались перемены.
Пригласили частную организацию, которая вывезла мусор. Набралось четыре больших контейнера! Где когда-то были горы грязи, появилась клумба, высадили кустарники. Проложили к дому дорожки, заасфальтировали площадку, сделали там автостоянку.
И сразу столкнулись с неожиданной проблемой: среди претендентов на удобное место для машин оказались… жители соседних домов! Нет, это была, конечно, не претензия, просто просьба. Дело в том, что коттедж стоит в окружении 16-этажных высоток, тоже появившихся здесь не так давно. И территория вокруг них такая же заброшенная, неухоженная.
Рассказывает Валерия Валентиновна:
– Очень странная просьба. Говорю: «А почему вы сами не позаботитесь о своих машинах?» А они удивляются в свою очередь: «Как – сами? А разве для вас площадку не районные власти сделали?» Даже мысль, что благоустройством могут заниматься сами жильцы, людям не пришла в голову.
А вот жители 4-этажного дома рассчитывали только на себя. И потому дом, и все, что окружало его, приобретало новый, привлекательный вид.
Выложили керамогранитной плиткой цоколь здания. Такая же отделка появилась в подъезде. Часть шиферной кровли заменили стеклом и на чердаке устроили настоящий зимний сад. Для этого, кстати, вовсе не пришлось разбивать специальные оранжереи. Просто каждый принес из квартиры цветы в горшках, разместили их на скамейках, полках, получился редкий по красоте и уюту уголок. Кроме того, утеплили входную дверь в холл, герметичными сделали стыки в окнах подъезда. В результате уютнее стало и в квартирах.
Позаботились о безопасности: обнесли дом забором, смонтировали пять камер наружного видеонаблюдения. Дежурный по подъезду (а дежурство здесь круглосуточное) видит все, что происходит и перед входной дверью, и на всей придомовой территории. Теперь детей без опаски можно выпускать во двор, где уже с помощью районной управы оборудована прекрасная детская площадка.
Когда власти видят, что люди любят свой дом, заботятся о нем, им в первую очередь и стараются помочь. Ведь неравнодушие жителей – лучшая гарантия того, что бюджетные деньги не пропадут зря, все сделанное сохранится.
Цветы на болоте
Голое пространство – ни кустика, ни деревца. Посреди – огромная лужа, которая, кажется, никогда не просыхает. Обшарпанные скамеечки облюбовали какие-то подозрительные компании, оставлявшие после себя гору пустых бутылок.
Именно таким и был один из застроенных участков Измайловского шоссе в районе «Соколиная Гора». Надежда на то, что муниципальные службы приведут его в порядок – призрачны. Разве что рухнет крыша… Все, кстати, к тому и шло. Но просить деньги на ремонтные и благоустроительные работы – дело зряшное. Все равно в казне их не найдется. Дому надо самому изыскивать деньги. А возможности для этого были – у строений имелись нежилые помещения, которые можно было сдать в аренду, а средства направить на ремонтные цели.
И жители трех корпусов дома 24 по Измайловскому шоссе решили объединиться в товарищество. Кто будет им руководить? Жильцы решили: справимся сами! Среди них нашлись и главный инженер, хорошо разбирающийся во всех технических вопросах, и бухгалтер, и юрист. Все работают на общественных началах. Имя дали товариществу – «Измайлон».
В первую очередь решили позаботиться о детях, привести в порядок двор. Так и выяснилось происхождение непросыхающей лужи: повредился сток ливневой канализации и вместо коллекторов вода теперь вырывалась наружу. Вызвали представителей Мосводостока, те заменили бракованный участок и болото исчезло. На его месте разбили цветники, посадили деревья.
Потом поставили баскетбольный щит, турник, разбили детскую площадку. Сама собой появилась идея: а может, пригласить воспитателей, которые занимались бы с детишками, когда те возвращаются из школы? Так в доме возникли кружки, спортивные секции.
Теперь, когда у родителей развязались руки, они вплотную занялись коммунальными проблемами. Прежде всего – протечками. Пригласили частную фирму, и та отремонтировала трубы, которые проходили по техническим этажам всех трех зданий. Кое-где была заменена арматура, в одном из корпусов восстановлена вентиляция. Заодно отремонтировали и подвалы. Исчезла сырость, а вместе с ней всякие неприятные антисанитарные явления.
ТСЖ напрямую заключило договора с поставщиками коммунальных услуг, ремонтными службами, фирмой, которая занимается вывозкой мусора. Заметим, что люди здесь платят столько же, сколько жители аналогичных муниципальных домов, при этом у жильцов сохранены все льготы.
Получив власть над нежилыми помещениями, члены товарищества могли теперь сами выбирать арендаторов. Какой критерий? Приглашались организации и предприятия, наиболее нужные именно жителям домов. Так появились парикмахерская, прачечная, химчистка, банк, нотариальная контора, аптека, причем для членов ТСЖ цены на лекарства снижены.
Джентльмен в управлении
Максим Соломенцев в свои 25 лет был уже руководителем солидной трикотажной фирмы, и доброжелательность, расположенность к людям он сделал правилом поведения своих сотрудников. Такими же хотел видеть отношения между соседями в доме, куда недавно переехал. Встречаясь на лестнице, молодой человек здоровался, открывал дверь, пропускал вперед себя, старому человеку помогал поднести тяжелую сумку к лифту. Нормальное поведение. Но и оно казалось жильцам высшим проявлением правил хорошего тона.
А потому, когда пришло время выбирать старшего по подъезду, они единодушно проголосовали за Максима. А тот не отказался, несмотря на исключительную занятость.
…Все требовало основательного ремонта. Подтекала крыша, в сильный дождь струйки воды стекали с верхних этажей по лестницам чуть ли не до низа. Обшарпанной стала и кабина лифта, неприятно входить в него.
Все эти работы требовали денег. Естественно, что какой-то вид ремонта должен взять на себя ДЕЗ (та же крыша), но остальное придется, видимо, решать самим. Потянут ли жильцы? Этот вопрос Максим и вынес на их совет. Решили: взносы исключительно добровольны. Но в результате их хватило не только на косметический ремонт в подъезде, но и на серьезные переделки.
Вход в дом преобразился. Соорудили небольшие перильца, которые ведут от наружной двери до первого лестничного пролета – и вот уже старые люди, инвалиды не мучаются, отдыхая на каждой ступеньке, а спокойно поднимаются к лифту. Приятно войти теперь и в сам лифт. Заменили обшивку кабины, сделали там скамеечку (как, кстати, и было в старых конструкциях подъемников), сразу стало уютно. Но и это еще не все. Повесили зеркало, а под ним – небольшая полочка, куда можно поставить дамскую сумочку.
Не просто попасть в сам дом – не тем, понятно, кто здесь живет, а чужим, которых дежурная не знает в лицо, и в каждом из которых – ее право! – она может сомневаться. Две двери в подъезд, и обе контролируются. По коду открывается первая, входит человек и… останавливается перед второй. Да, приглашая его в гости, семья сообщила ему порядок набора цифр. Но ведь консьержка его не знает. А потому просит: «Подождите минутку в тамбуре» и по внутреннему телефону звонит в квартиру. И только если там подтвердят факт прихода гостя, она впустит его в дом.
…Здание на 1-й Владимирской – самое обычное, типовое. Но вот подъезд здесь оборудовали так, как в элитных домах. Именно там и бывают такие холлы – удобные, комфортные, безопасные. А здесь обычный, муниципальный. Но у Максима – человека новой формации – свои взгляды, своя точка зрения. Он считает, что жить с комфортом – это не только привилегия элиты. Такую возможность должны иметь все москвичи.