02:49:07
22 ноября 2024 г.

Пусть будет дверь открыта

Ограбление…
Случилось оно осенью 2000 года. Наталья Громова возвращалась домой по обыкновению поздно. В подъезд вместе с ней торопливо проскользнул незнакомый парень. И родилось неясное беспокойство – она умышленно долго возилась с замком почтового ящика. Услышав, что лифт уехал, поднялась на темную площадку. Дверь грузовой кабины раскрылась, она шагнула внутрь, поползли створки. И тогда ночной пришелец впрыгнул внутрь. Проорал: «Деньги!» и выставил нож.Деньги отдала. Когда двери открылись, закричала. Грабитель бросился вон… Это был наркоман – в полутемной кабине успела разглядеть его глаза.
Наталья, фельдшер «скорой помощи» с двенадцатилетним стажем, хорошо знала этот взгляд. В конце 80-х наркоманы стали нападать на бригады. В 89-м появились жертвы нападений. И муж сказал ей: «Хватит!» Она согласилась. И дело было не столько в наркоманах – устала от… чувства стыда перед больными. По распределению попала в подмосковную бригаду, и хотя Одинцовский район считался одним из самых обеспеченных, уже тогда, в начале 80-х лекарств не хватало. И ей, молодому фельдшеру, было стыдно: приезжаешь к больному, а помочь – не можешь. С «перестройкой» положение с лекарствами усугубилось. И наркоманы стали агрессивными.
Она ушла. И переквалифицировалась в… дилеры. Все решил случай. У дочери бытовая аллергия – реакция на домашнюю пыль. Врачи порекомендовали поставить в доме воздухоочиститель. Наталья увидела «Rainbow». Прибор ей понравился, а фирме нужны были дилеры. Она решила попробовать. И у нее получилось.
– Все просто, – объяснила она. – Покупатели «Rainbow» – те же клиенты «скорой», и ты оказываешь им помощь. Ей понравилась новая работа. Правда, возвращаться приходилось поздно. И вот – наркоман…

…И его последствия
На следующий день она нашла старшую по дому и предложила помощь. На дверях подъезда в то время стоял кодовый замок. И вид холла навевал тоску – стены были выкрашены в грязно-коричневый цвет.
Наталья решила все переделать. Несколько вечеров провела у входа, встречала жильцов, говорила о замыслах, спрашивала согласие. Все, с кем удалось поговорить, ее поддержали.
Сначала закрыла парадную дверь, выходившую на улицу. Решено было пользоваться входом со двора, да и холл с той стороны был просторнее. Затем вместо кодового замка поставила домофон. Перекрасила стены. Для консьержей сделала просторную комнату с окнами в тамбур и холл. Поставила цветы. Потом появились зеркало, часы…
Конечно, все это сделано не в один день. Зеркало, например, появилось год назад. Цветов поначалу было меньше. Это сегодня они и на тумбочках, и на специальных подставках. И диван у консьержей, и столик, и кресло, и телевизор – все это несли жильцы, воодушевленные переменами. А часы в холле повесили мальчишки.

Педагогика для подростков
Мальчишки – особая забота Натальи. Общаться с ними начала после поджога почтовых ящиков. «Им процесс интересен», – скажет она. – «Значит, пятиклашки», – подхвачу я. – «Совершенно верно, – продолжит она. – Самый «трудный» возраст. Куда пойдут: в одну сторону или другую? Жечь и крушить или что-то делать своими руками. Вот я и решила, что они-то мне и будут помогать лампочки вкручивать в подъезде».
Собирала их, беседовала. И добилась своего: теперь мальчишки следят за тем, чтобы свет горел на всех шестнадцати этажах. И часы они повесили – для этого пришлось долго сверлить стену почти под самым потолком холла. Цветы на стенах – тоже их рук дело.
К мальчишкам постарше – другой подход.
Осенью – с консьержами тогда были проблемы – подростки стали собираться в подъезде по вечерам и петь под гитару. Жильцы возроптали. Вечером Наташа спустилась к поющей компании.
– Ребята, уже двенадцатый час, – сказала она.
– Тетя Наташа, все нормально, чуть попоем, не будем громко, – ответили они.
– Нет, здесь, за стенкой – маленькие дети. Хотите петь – сделайте лавочки на улице, я помогу.
– Сделаем, – согласились подростки.
Назначила встречу назавтра на 10 утра.
Они не пришли. А вечером опять собрались в холле. Она спустилась к ним. Мальчишки отводили глаза и молчали. Сказала: «Не сделаем лавочку – здесь играть больше не будете». И назначила еще одну встречу.
Они не пришли. Это был психологический прием – совравшего будет томить совесть, если, разумеется, он нормальный человек. Мальчишки были, конечно, лентяи и бездельники, но с совестью. Впрочем, она и не строила иллюзий, что вот так, вдруг, перевоспитает. Но в холле они больше не собирались. Нашли другое место.

Педагогика для взрослых
Реакция жильцов на преобразования тоже была разной. Сначала на собрания приходили человек 10–15, в доме же 111 квартир. Многие заявляли: «Мы согласны со всем, что вы решите». Ей же важно было знать, что люди хотят. И тогда она стояла в холле и говорила с каждым отдельно.
Видя изменения, некоторые подключались к работе. Например, когда рабочие РЭУ не доделали окно для консьержа, на помощь пришел жилец второго этажа. Зеркало ладили жильцы пятнадцатого. Немало было желающих красить холл.
Когда Наталья объявила об отключении кодовой таблицы и переходе на домофон, «против» был только один – полтора часа внушал ей, что имеет право на собственное мнение. Она терпеливо слушала, и когда он, наконец, исчерпал аргументы, сказала: «В доме 111 квартир. Вы один «против». Кодовая таблица будет отключена. Или ходите открывать, или придется подчиниться большинству».
Несколько дней спустя упрямец купил ключ.
Пришлось повозиться и с большим любителем выпить. В алкогольной депрессии он отчаянно ругался с ней. Но в трезвом состоянии – был хорошим плотником и охотно помогал. Поговорила с ним несколько раз «по душам». Сейчас сдает деньги без напоминаний.
– Совсем нет «отказников»? – спросил я Наталью.
– Есть – шесть человек, – сказала она. – Без них не бывает. Но мы решили, что платить за консьержей все будут по-разному: пенсионеры платят 30-40 рублей, остальные жильцы – по 70 рублей. И те, кто сдает квартиры, – по 100 рублей. Многих нужно убеждать. Но это – тоже лечение.
В подъезд входит дама с мрачным американским стаффордширским терьером на поводке.
– «Убийца», – киваю я на пса.
– Я сама их боюсь, – говорит Наталья. – Собак в доме много, с маленькими – проблем нет. С большими – есть. Жильцы жалуются. Идут ко мне. Я – к собачникам: ищите компромисс, чтобы жить без скандалов. Пока скандалов нет. Эта девушка со стаффом ловко обращается. У них полгода ребенку – спрашиваю: не приревнует собака? Ведь столько случаев…

Еще раз о даре общения
Труд консьержа Наталья считает тяжелым. Особенно, если нет условий – туалета, возможности умыться. Обращалась к главе управы района «Ивановское» Виктору Макарову. Пока, ответил он, пусть ходят в рядом стоящий дом, где при строительстве предусмотрели комнату и туалет для консьержей.
– Не вижу проблемы, – говорит Наталья. – Здесь можно сделать туалет – технические условия позволяют. С инженером разговаривала, он со мной согласен, но ответил: «Денег нет». Я говорю: «Мы за свой счет холл сделали. Сделаем и туалет». А пока повышаю консьержам зарплату, чтобы удержать на месте.
Лето – самый сложный период: пенсионеры – а их среди консьержей большинство – уезжают на дачи. Осенью и зимой – стремятся подработать. В прошлом году в июле и августе подъезд оставался без дежурных. Но в сентябре жильцы, привыкшие к новым порядкам, просили найти консьержей, чтобы все было «нормально».
– «Нормально» – это как? – спрашиваю Наталью.
– Посторонних не пропускают, всех «своих» знают в лицо. Милицию вызывают, если что не так. И жильцам это очень нравится, и деньги сдают охотно. Это и есть «нормально». А если консьерж пришел отсидеть свои часы – мне такой не нужен. Я их прошу: не закрывайте дверь, общайтесь, пожалуйста, с жильцами. Не я вам плачу, а они. Если будете закрываться, смотреть телевизор, то…
Она вздыхает, делает паузу, подыскивая нужное слово.
– Не жалеете, что ввязались? Небось и отдохнуть некогда? – спрашиваю я.
– Усталость иногда приходит, – отвечает она. – За последний год жильцы настолько привыкли ко мне, что идут даже с такими жалобами, к которым «старший» по дому вообще никакого отношения не имеет: «Наталья Николаевна, поговорите с тем-то – музыку громко включает». Или кто-то стучит сильно. А еще жалуются, когда вентиляция не работает или другая неполадка коммунального свойства. Но, знаете, главное для меня другое – жильцы стали друг с другом здороваться. Раньше в разные стороны смотрели. Возрождаются времена, когда в подъезде друг друга знали, и все двери были открыты…
Сказала это и посмотрела, рассчитывая на поддержку. Но у меня была другая точка зрения.
– Двери закрылись – время ушло, – сказал я.
– Если будем доброжелательны и общительны, то может быть, и о террористах меньше говорить будем, – упорствовала Наталья.
В этом она, конечно, права – «если будем», то… Эта логика – «если не я, то кто?» – и заставила ее взять на себя нелегкую ношу старшей по дому. Но вот курьез: если официально, то она старшая по дому с конца нынешнего мая. Неофициально, как мы уже знаем, – с осени 2000 года.
Впрочем, для жильцов дома это не имеет никакого значения.

Василий Дворыкин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация