Раздвоение личности
Помимо хитрых способов отъема недвижимости, существуют и довольно простые схемы, рассчитанные на людей рассеянных, неосторожных или так называемых «проблемных». Достаточно пренебречь элементарными правилами безопасности, чтобы попасть в «нехорошую» историю и потерять квартиру.
Шоковая терапия
Алексей брел по заснеженному московскому двору, обводя взглядом детскую площадку, высившиеся рядом дома и заставленный машинами тротуар. Как же, однако, все здесь изменилось! Площадка обросла горками и тренажерами, с фасадов свешивались кондиционеры, а балконы поблескивали новенькими стеклами. «Да, растет благосостояние трудящихся», – еле слышно констатировал Алексей и побрел к своему подъезду.
Сказать о себе нечто подобное Алексей Смирнов, увы, не мог. Судьба распорядилась так, что последний год он провел в родном провинциальном городке, ухаживая за больной матерью. А раньше… и вспомнить-то стыдно: в последний кризис потерял работу, никак не мог устроиться на новую, начал пить…
Сейчас Алексей с трудом припоминал период алкогольного угара, все дни слились в одну тягостную безнадегу со смазанными лицами случайных «лучших друзей». Иногда он вел себя неадекватно – то впадал в апатию, то наоборот – неистовствовал до потери пульса. Кажется, какой-то приятель-собутыльник даже «психушку» вызывал – в памяти Алексея сохранились унылые коридоры и капельницы.
Неизвестно, чем бы все это закончилось, если однажды Смирнову не пришла телеграмма с сообщением о болезни матери. Покинув родной дом еще в юности, он редко наведывался к ней в гости из Москвы. Теперь же, осознав, что теряет единственного близкого человека, Смирнов начал собираться в далекий городок.
Интересные новости
Наверное, более практичный человек наверняка сдал бы свою столичную «однушку», приобретенную еще в лучшие времена. Благо, район котировался высоко, до центра – минут десять езды. Но Алексей не сомневался в том, что вернется совсем скоро: мама обязательно поправится, а он начнет новую жизнь, найдет работу, сделает ремонт, заживет достойно!
Увы, болезнь матери оказалась серьезной, и Алексею пришлось задержаться в родном городке. Но он твердо решил, что исправится: временно зарегистрировался у матери, подыскал себе работу и регулярно отправлял деньги проверенному московскому другу, пообещавшему оплачивать квитанции за пустующую «однушку».
Даже новое несчастье – смерть матери – не заставило Алексея взяться за бутылку.
Теперь Смирнов вернулся в Москву. Стоя у дома и не без зависти глядя на увешанный кондиционерами его фасад, он перевел глаза на свои окна – старенькие и потертые. И – о чудо! – обнаружил на их месте новые стеклопакеты, за которыми просматривались аккуратные жалюзи. Это еще что за новости?
Миновать появившуюся за время его отсутствия в подъезде консьержку оказалось не так-то просто. Помогла соседка, узнавшая в Алексее старого знакомого. Ничего путного о его недвижимости благодетельница сказать не могла: «Конечно, заметила, что там новые люди появились, но думала, это ты, Леша, свою квартиру сдал или продал», – призналась она.
Выйдя из лифта, Алексей наткнулся на новое препятствие: путь в холл преграждала невесть откуда взявшаяся железная дверь. Кнопка звонка рядом с номером квартиры тоже была новой – вместо обычной кнопки к стене крепилась узкая белая коробочка.
На звонки встревоженного владельца жилья из-за железной двери выглянула немолодая хмурая женщина. «Здрасьте, приехали! – грубо оборвала она сбивчивые вопросы Алексея. – Что, присмотрели квартирку с новенькими окнами и заявились? «Однушку» я недавно купила, все бумаги в порядке, можете хоть в полицию обращаться! Да я и сама туда позвоню, а то достают тут всякие…».
Дальнейшее разбирательство проходило уже в присутствии участкового. Он внимательно проверил паспорт Алексея, потом посмотрел принесенные женщиной документы и лишь задумчиво почесал в затылке. «Бумаги-то действительно в порядке, тут основательно разбираться надо, – с сомнением произнес он и взглянул на женщину. – А кто вам эту квартиру продал?».
«Некто Алексей Смирнов, – без запинки произнесла дама, заставив участкового и Алексея потерять дар речи. – Ну, что вы так смотрите? Алексей Смирнов, очень приятный такой молодой мужчина, не чета этому наглецу, – кивнула она на Алексея.
Посоветовав разбираться в суде, участковый отбыл, а новая хозяйка грозно хлопнула дверью, отказавшись от дальнейших разговоров. Алексею ничего не оставалось, как отправиться к тому самому другу, которому все это время слал деньги на оплату квартиры и коммунальных платежей.
Но и там Алексея подстерегала неудача.
«Ну, чего тебе надо, Лешка? – выглянула из квартиры жена закадычного приятеля. – Нету Витька, видишь, не довелось вам встретиться… Где его искать? На кладбище, недавно умер. Допился, родимый, откуда только деньги брал, каждый день навеселе ходил…».
Заночевав на вокзале, Алексей едва дождался утра, чтобы отправиться в отделение полиции. «Темная история, – нахмурился сотрудник. – Припомните, кто еще имел доступ в квартиру? Может, кто-то мог взять документы и продать ее за вашей спиной? Не стоило вам посторонних в дом пускать и оставлять его без присмотра!».
Спешно продав опустевшую после матери квартиру в провинции, Алексей снял жилье в столице и обратился к адвокату.
Выяснилось, что «однушка» была продана совсем недавно – значит, появились шансы распутать дело по горячим следам. А вскоре Алексея пригласили в полицию, где просто огорошили вопросом: знаком ли он с Алексеем Смирновым?
Благодетель
Глядя на фотографию молодого добродушного парня, Алексей не сразу признал в нем того случайного гражданина, которого как-то пригласил к себе в гости залить тоску-печаль, и который позже, испугавшись неадекватного поведения хозяина квартиры, позвонил в «психушку». Вероятно, пока врачи суетились вокруг «больного», парнишка стащил свидетельство о праве собственности на квартиру.
«Нам еще предстоит проверить, не поддельный ли у афериста паспорт. Но пока выходит, что он – ваш полный однофамилец, – огорошил Смирнова представитель власти. – Ну мало ли в Бразилии… Педров, – пошутил он цитатой из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!». Представляете, сколько в стране Смирновых Алексеев».
Как выяснилось позже, однофамилец успел «засветиться» в целом ряде дел с недвижимостью. Судя по тому, как быстро мошенник провернул сделку, в нужных инстанциях у него все было схвачено – у покупательницы даже тени сомнения не возникло.
Алексей обратился в суд с иском о признании сделки купли-продажи квартиры недействительной. Как его заверил адвокат, шансов отстоять свои права у нынешней хозяйки нет: доводы истца подтверждаются материалами уголовного дела, заведенного по факту мошенничества.
Недружелюбная же дама пообещала держать оборону до последнего – похоже выселять ее придется не без помощи приставов. А вот виновного в истории пока ищут: вполне возможно, что изобретательный парнишка уже присмотрел себе новую жертву – из числа «неблагополучных» хозяев недвижимости.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Общеизвестно, что мошенники «посматривают» за одинокими владельцами квартир, причем группу риска составляют пожилые, тяжелобольные или злоупотребляющие спиртными напитками люди. Расчет преступников очевиден: к этим гражданам легко втереться в доверие, а шансы на то, что они смогут впоследствии отстоять свои права, крайне низки.
Схемы обмана с участием однофамильцев собственников квартир довольно грубы и незатейливы, но весьма распространенные. Например, нередки случаи обмана с имуществом, не имеющим наследников: однофамильцы скончавшихся хозяев квартир заявляют свои права на наследство – и иногда действительно умудряются заполучить недвижимость.
Мошенникам ничего не стоит и проникнуть в квартиры пьющих людей, чтобы, отправив тех поправлять здоровье в больницу, прибрать к рукам документы на жилище. Сделки с такой недвижимостью – а жилье могут продать ничего не подозревающему человеку или подарить кому-то из «своих» – вряд ли вызовут подозрения, ведь фамилии продавца (или дарителя) и собственника квартиры совпадают.
Разумеется, Алексею остается только пенять на свой образ жизни и неосторожность. Не стоило приглашать к себе первого встречного, а после оставлять московскую квартиру фактически без присмотра, доверив внесение платы за жилье и коммунальные услуги ненадежному другу.
В подобных случаях потерявший квартиру человек должен обратиться в полицию, а затем, подтверждая свои слова материалами уголовного дела, подать гражданско-правовой иск о признании сделки купли-продажи недействительной. В данном случае не позавидуешь уже покупателю квартиры, которому придется вернуть недвижимость и, скорее всего, смириться с потерей уплаченных за нее средств.