Дача наудачу
Щегловы понуро сидели на лавочке у автобусной остановки. Час назад хозяйка, еще недавно такая гостеприимная, выставила чету пенсионеров за ворота. И теперь они ждали сына, с печальным недоумением поглядывая на дачный дом, в котором прожили чуть больше месяца.
Пункт 12.7
Артем приехал взъерошенный. Выскочив из машины, подбежал к калитке и начал барабанить кулаками. На шум выглянула дородная женщина с огромной собакой.
– Чево надо? – пробасила зычно.
– То есть как чего? Вы почему выселили моих родителей, нарушили договор? – взволнованно заговорил Артем.
– Захотели – и выселили. Надоели!
– Ну и нравы у вас, однако, – опешил Артем. Но тут же потребовал: – Тогда верните деньги и заплатите неустойку за причиненные неудобства!
– Чево? Неустойку? Щас, – выкрикнула хозяйка, с треском захлопнув калитку.
– Мы на вас в суд подадим. Больше придется заплатить, – попытался надавить Артем, понимая, впрочем, что увещевания бесполезны.
– Подавайте. Посмотрим еще, кто кому заплатит. Ваши родители нарушили договор. Пункт этот, как его… 12.7!
Пару раз тявкнула собака, и хозяйка скрылась за дверью дома.
«В сарайчике поживу»
«Что еще за пункт?» – размышлял Артем, направляясь к машине. Когда усадил родителей и загрузил вещи, чтобы немного успокоиться перед дорогой, решил перечитать договор. Названный владелицей дачи пункт в документе действительно имелся. В нем говорилось, что арендаторы жилья не должны делать никаких перестановок в комнате без согласия хозяев.
– И что вы там перепланировали, что она так взъелась? – спросил родителей, трогая с места.
– Да просто кровать переставили, – дрожащим голосом, все еще не придя в себя, проговорила мама. – Утром спать в этом углу невозможно, солнце в глаза…
– Но подождите, – вспомнил Артем. – Когда мы дачу снимали, она сказала, что на все это время поселится у внука – он живет где-то рядом – и здесь появляться не будет.
– Да, сказала, а сама… – в один голос начали отец с матерью.
– Так, спокойно! Давайте по порядку, – остановил их сын.
Как выяснилось, через две недели после сдачи дома в аренду хозяйка неожиданно объявилась и стала жаловаться, что житья с внуком не стало. Попросилась пристроиться на задворках, в сарайчике. Мол, до осени как-нибудь перебьюсь. Так и договорились – не гнать же пожилую женщину с собственного двора. Взяла с кухни кое-какой утвари, попросила местечко в холодильнике. Прошло несколько дней. И вот, в очередной раз зайдя в дом, заглянула в комнату и обнаружила, что кровать стоит не на месте. Начала кричать, что никому не позволит наводить тут свои порядки. Распалилась так, что старшему Щеглову стало плохо. Кровать пришлось водворить на место, а на следующее утро супруги отправились показаться местному врачу. Пока ходили, хозяйка собрала вещи и выставила во двор. Объявила, что постояльцы нарушили договор.
– Ну и дела, – пробормотал Артем, когда родители закончили рассказ.
Остаток пути переживали случившееся в молчании.
Только что вышел, еще не пришел
Вечером Артем связался со своей знакомой Светланой, которая и присоветовала ему вариант с дачей через некоего Макса. Мол, в дачной аренде он дока, у него большой список желающих сдать дом на лето, все сделает за умеренную плату. А фирмы берут комиссию в размере месячной платы – к чему платить лишние деньги? «Действительно, ни к чему, – соглашался с заманчивыми рассуждениями Артем. – Велика работа – найти хозяев да составить договор».
Света, узнав о случившемся, что-то пролепетала в свое оправдание и посоветовала поговорить с Максом.
– Да я бы поговорил, – раздраженно бросил Артем. – Мобильный его не отвечает! Наверное, не одного меня подставил, вот и скрывается. Есть с ним какие-нибудь еще контакты?
Девушка замялась – чувствовалось, она не знает, как лучше поступить. Но наконец продиктовала номер домашнего телефона, попросив на нее не ссылаться.
Дозвониться до маклера все равно не удавалось. Его все время не было дома. То только что ушел, то еще не пришел. Тогда Артем уговорил Светлану самой поговорить с ним: все же это была ее идея – воспользоваться услугами «доки» в арендных делах. Та в присутствии Артема связалась-таки с Максом и попросила помочь разрешить ситуацию.
– Как, интересно, я это сделаю? – недоумевал маклер.
– Не знаю как! – решительно взял трубку Артем. – Но надо, чтобы хозяйка отдала обратно деньги за неиспользованные дни. Я уж не говорю о моральном…
Договорить не успел. Макс его перебил:
– Знаете что, решайте свои вопросы с Милой, это она нашла эту тетку, – отрезал он.
– С какой еще Милой? Что вы мне голову морочите! – совсем уже вышел из себя Артем. Но пререкаться было бессмысленно, оставалось только записать номер еще одного, до сей поры неизвестного, посредника.
Последнее обещание
Мила выразила искреннее удивление тем, что хозяйка так поступила со своими квартирантами. Мол, такого прежде никогда не было, уже не первый сезон снимает по этому адресу дачу для своих клиентов. Пункт 12.7 договора? Нет, она ничего об этом не знает. Бланк документа дал Макс, она его только заполнила. А чего его читать? Пусть арендаторы и читают.
Когда Артем завел речь о возврате денег, неведомая собеседница пообещала, что подумает, как можно помочь. Это последнее, что услышал от нее Артем: во все последующие дни абонент пребывал «вне зоны действия сети».
По всему, ситуация выходила тупиковая. Поговорив со знакомым юристом, Артем окончательно понял, что привлечь к ответственности агентов-частников, а тем более что-то с них получить вряд ли удастся. Судиться с хозяйкой? Тоже бесперспективно. Все, что мог сделать для него знакомый, это посоветовать в следующий раз обращаться в крупные компании, которые специализируются на аренде не первый год. У них должна быть приличная база данных, поэтому в случае недоразумения с хозяевами дачи смогут заменить место отдыха. Если по каким-то причинам это не удастся, то вернут деньги. И судиться точно не будут: имидж дороже потерянной выгоды.
Артем на это только рассеянно кивал. Может, на следующий год родители и согласятся пожить на природе. Но на этом дачном сезоне можно поставить крест: настроение у них, судя по всему, было испорчено надолго.
Комментарий
Даниил Раздольский, руководитель отделения «Арбатское» корпорации «ИНКОМ-Недвижимость»:
– Можно только посочувствовать пожилым людям в том, что им не удалось провести лето на даче. А виноват их сын. Его безответственное отношение к аренде «домика в деревне» и испортило отдых чете Щегловых. В таком деле, как долгосрочная аренда, доверяться случайным людям не следует. Как видим, за то, что хозяйка вдруг взяла и выставила квартирантов вон, черные маклеры не несут никакой ответственности. Не могут (или не хотят) они порой и грамотно составить договор, который позволял бы арендаторам отстаивать свои права.
Конечно, случается, что и снимая недвижимость через надежную фирму, можно попасть в ситуацию, когда хозяева вдруг ни с того ни с сего меняют свое отношение к квартирантам. Но в этом случае те, кто снимает жилье, не остаются, как правило, один на один с непредсказуемыми арендодателями. Компания возьмет на себя заботу по урегулированию отношений. А если это не удается, то подыщет другой вариант. Правда, с дачами бывает чуть сложнее, чем с квартирами, их, как правило, разбирают весной и до конца сезона, но выход из положения всегда можно найти.
Хочу отметить, что такие случаи, когда хозяева среди сезона вдруг выставляют людей за дверь, у компаний очень редки. Дело в том, что мы работаем на рынке аренды давно, у нас составлена база надежных арендодателей, с которыми, как правило, проблем не бывает. А вот с частными посредниками такое случается. И хотя есть договор, который вроде бы все регламентирует, хозяева порой его просто игнорируют. Потому что знают, что судиться с ними вряд ли станут: это деньги, нервы и время, которые могут быть потрачены впустую.
В общем, лучше не стремиться сэкономить на комиссионных и не обращаться к частникам, тем более к тем, кого вы знаете шапочно. И чтобы не омрачать летний отдых, еще весной обратитесь в надежную компанию, специалисты которой подберут подходящий вариант, юридически правильно составят договор. Только в этом случае вы проведете лето без лишних хлопот, а осень и зиму встретите в хорошем настроении.