Трудная доля
Анастасию жизнь никогда не баловала, хотя боролась женщина как могла. Сколько сил, трудов было потрачено на то, чтобы восемь лет назад сделать из коммуналки, в которой выросла, полноценную квартиру. Не говоря уже о деньгах… Долго выплачивала долги за выкупленные метры, и вот наконец… Живи, наслаждайся! Двое детей, муж.
В кругах ада
Через шесть лет счастливой жизни супруг объявил, что у него другая женщина и он просит развода.
Мало того: квартиру снова решил превратить в коммуналку.
Что ж, закон был на его стороне. С двумя дочками Анастасия заняла две комнаты, третья осталась собственностью мужа. Правда, жить под одной крышей с бывшей супругой и детьми он не собирался. Перебрался к новой, а комнату стал сдавать.
Как ни умоляла его Анастасия не делать этого, но супруг был непреклонен. «Нужны деньги», – объяснял.
– И что ты кипятишься? Сама же настаиваешь, чтобы я платил алименты. Вот и будешь получать ту же сумму от сдачи комнаты. Каждый месяц обещаю выплачивать.
– Что за глупости ты несешь! – возмущалась Анастасия. – Подселяешь к нам чужих людей, чтобы оплачивать алименты?
– Но тебе ж не привыкать жить в коммуналке.
Анастасия не понимала такой логики, поведение мужа казалось ей возмутительным, однако против закона не попрешь. Супруг имел полное право распоряжаться своей жилплощадью. К тому же сдавал комнату совершенно официально: заключив договор и выплачивая положенные 13% налога.
Со временем Анастасии пришлось смириться с тем, что на кухне орудует еще одна хозяйка, что ванная утром и вечером может быть занята.
Ремонт – дело тонкое
Жильцы в квартире менялись довольно часто. Первое время это были гастарбайтеры: вели себя тихо и вежливо. Следом за ними вселилась семейная пара, за ними комнату занял одинокий мужчина. В результате «текучки кадров» и без того обшарпанная квартира стала все больше напоминать проходной двор и день ото дня ветшала. Конечно, Анастасия старалась, как могла, поддерживать разрушающееся хозяйство, но от временных жильцов помощи не ждала – чего с них взять, не свое же.
– Мамочка, не кисни! – успокаивала старшая дочь. – С долгами расплатились, давай ремонт сделаем. А то даже друзей позвать стыдно.
Действительно, все эти годы Анастасия так и не смогла позволить себе сделать в квартире ремонт. Вот теперь, кажется, пришел срок… Решила обратиться к одной из подруг – у той был богатый опыт в подобных делах. Составили сметы, отдельно на каждое помещение, договорились о начале работ. Пришлось Анастасии обращаться к бывшему мужу.
– Ты тоже должен финансово поучаствовать в ремонте, – сообщила она.
– А мне ремонт не нужен, – воспротивился он. – Я же здесь не живу.
– Но тут живут твои дочери!
– А я исправно плачу алименты. Вот и используй их, если решила… Раз затеяла ремонт, сама и разбирайся, а лишнего у меня нет.
Такой вот разговор состоялся у Анастасии с мужем.
Спасибо друзьям
Свои комнаты женщина все-таки отремонтировала, однако в ванной и кухне все оставалась, как и прежде: краны текли, а плитка осыпалась.
Как-то раз Анастасия пожаловалась старой подруге и ее мужу, практикующему юристу.
– Послушай, твой муженек стал хозяином одной из комнат, значит, на нем лежат обязательства и по поддержанию в хорошем состоянии общей территории, – сказала подруга.
– Да, – добавил ее муж, – надо его заставить платить. И это можно сделать, это я тебе как юрист говорю.
Пришлось действовать жестко. С помощью юриста Анастасия составила письменную претензию с требованием вложить средства в ремонт. К этой бумаге приложила акт об обследовании жилья работниками ДЭЗа и отправила мужу с уведомлением о вручении.
Однако предпринятые попытки действия не возымели. Бывший муж лишь изрыгал по телефону проклятия, однако ни копейки не дал. Тогда Анастасия заключила договор на ремонтные работы и терпеливо стала собирать чеки на приобретенные материалы. Когда же ремонт закончился, отправили бывшему мужу официальное письмо – с требованием в течение двух месяцев возместить свою долю затрат. Ведь он владел одной третью квартиры, рассуждала она, а следовательно, должен нести и соответствующие расходы по содержанию мест общего пользования. После очередного отказа Анастасия подала в суд.
Дело решилось в ее пользу. Суд обязал бывшего мужа выплатить часть затрат и даже возместить Анастасии моральный ущерб – на внесении этого пункта в иск настоял юрист.
Комментарий
– Во время развода муж Анастасии воспользовался положением п. 1 ст. 34 Семейного кодекса, согласно которому все имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Женщина выкупала комнаты в период брака, брачного договора супруги не заключали, поэтому муж получил право претендовать на часть имущества.
В результате раздела имущества квартира перешла в долевую собственность экс-супругов, бывший муж получил долю. Поскольку выделить эту долю в натуре не получается (нельзя обеспечить отдельный вход, изолировать часть квартиры), в таких случаях суд определяет порядок пользования жилым помещением. Так Анастасия с детьми заняла две комнаты, а мужу досталась третья.
В соответствии с п. 2 ст. 246 Гражданского кодекса, участник долевой собственности вправе по своему усмотрению распорядиться своей долей – в том числе и сдать в наем. Поскольку доля квартиры находится в собственности, получать согласие собственников других долей не нужно.
Анастасия поступила верно, потребовав у бывшего мужа возмещения части расходов на ремонт. Согласно ст. 249 Гражданского кодекса, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать во всех расходах, связанных с общим имуществом, в том числе в издержках по его содержанию.
Во время ремонта женщина собирала документы, которыми можно было подтвердить стоимость работ и материалов, а также то, что бывшему мужу предлагалось заплатить часть денег. Впоследствии, во время судебного разбирательства, эти бумаги помогли Анастасии получить компенсацию.
Разумеется, героине рассказа не стоит оставлять попыток выкупить долю мужа. П. 4 ст. 252 Гражданского кодекса позволяет участникам долевой собственности выкупить долю одного из собственников даже при отсутствии его согласия. Выкуп суд может разрешить в том случае, если доля незначительна, не может быть реально выделена и у собственника нет существенного интереса в использовании общего имущества.
В данной ситуации выкупить долю бывшего мужа принудительно, по решению суда, вряд ли получится: у него есть другая жилплощадь, но 1/3 трехкомнатной квартиры – это довольно большая доля.
На случай, если бывший муж решит продать свою долю «на сторону», ему придется соблюсти правила ст. 250 Гражданского кодекса: при продаже доли постороннему лицу другие участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки.
При продаже доли бывший муж должен будет письменно известить Анастасию о намерении продать долю с указанием цены и других условий продажи. И лишь в том случае, если Анастасия откажется от покупки или не приобретет долю в течение месяца, ее можно будет продать третьему лицу.
Если преимущественное право покупки будет нарушено (например, бывший муж не известит о продаже либо искусственно завысит цену), в течение трех месяцев Анастасия сможет в судебном порядке требовать перевода на нее прав и обязанностей покупателя.