Что с возу упало…
Есть еще у нас разного рода липовые организации, деятели которых при заключении, скажем, договоров или сделок ясно улыбаются вам в глаза, но при том держат фигу в кармане.
Не туда зарулил
Саныч – водитель со стажем. Для него нет незнакомых улиц в столице да и в области тоже. Нигде не заблудится, ибо приходится ему по долгу службы быть за рулем везде и всюду. При этом он никогда и нигде не опаздывает. Во-первых, потому что ответственный человек, а во-вторых, семью большую имеет, а ее содержать требуется. Но однажды и такого стреляного воробья, как Саныч, на мякине провели.
Как-то во время очередной поездки приглядел он красивый уголок природы недалеко от кольцевой автодороги. Луг, былинное озерко посередине блестело, а вокруг – леса густые и чистые колыхались под ветерком ласковым. А на самом краю данного благолепия прилеплен был от некоей фирмы плакат зазывный со словами: это, мол, ваша территория, земляки, и мы предлагаем тут участки великолепные для постройки дач и коттеджей, причем не за дорого.
У Саныча и засвербило: давно подумывал он клочок природы купить, чтобы семейство вывозить на свежий воздух, ну и, конечно, насадить грядки с овощами, кусты смородины и крыжовника возле домика летнего.
Тут нужно сказать, что еще не в такие давние времена это первоначальное строительство было не столь сложным, как сейчас. И по сумме денежной наш герой «тянул» предлагаемый участок. В общем, сподобился он и купил – оформил на себя целых десять соток жирного чернозема прямо под вековыми соснами и белыми березками. Документы застройщики оформили без задержек, показав при этом всяческие муниципальные, экологические и санитарные бумаги с разрешительными печатями. А скоро и соседи появились – москвичи начали проявлять возрастающий интерес к загородному отдыху.
В свободные дни Саныч ездил в свою вотчину со старшим сыном и довольно быстро подготовил все, что нужно было поставить за лето, – домик сборный, сараюшку под инструменты, грядки под посадки. Осталось, как и всем прочим объединившимся здесь в кооператив горожанам, дождаться весны и начать счастливую сельскохозяйственную жизнь.
Поляночка-подляночка
Однако, вышло не так, как ожидал Саныч и все тутошние новоиспеченные дачники. Едва по весне пригрели первые лучи проснувшегося светила первозданную поляночку, набросились изголодавшиеся за зиму по лопаточному труду городские крестьяне на парящую от тепла пашню. Но идиллия продолжалась недолго. Заявились к ним сюда весьма озадаченные товарищи в пятнистой полувоенной форме со значками радиоактивной безопасности на рукавах курток.
– Кто разрешил обрабатывать эту землю и строиться на ней? – грозно спросил вызванного на зеленый травяной ковер председателя садово-огородного товарищества самый суровый камуфляжный командир.
– Да вот все документы от застройщика, – протянул начальнику деловую папку глава садоводов.
Тот раскрыл корочки, бегло просмотрел листочки и сказал, как отрезал:
– Все это незаконно! А знаете, почему?
И многозначительно сам себе ответил:
– Здесь особая зона! Сюда никто не должен входить без специального разрешения, потому что это место – старое захоронение вредных отходов производства, которые предстоит утилизировать.
Дачники дружной и достаточно сердитой компанией кинулись выяснять отношения с компанией другой – той самой, что зазвала их в эти дремучие да еще, получается, и гиблые места. Вывеска у подъезда, где обретались еще не так давно застройщики, была. А вот самих фирмачей не было и в помине. Дверь, как говорят в народе, оказалась «на лопате», окна зашторены, телефоны молчат.
Дальнейшие поиски, равно как и обращения в разные инстанции и органы, ни к чему не привели – обманщики как в воду канули вместе с деньгами первого взноса. Немалыми, нужно отметить. А также со всякими договорными документами, копии которых, что на руках у дачников остались, оказались при проверке действительно чистейшей воды липой.
Были поиски, судебные разбирательства, беготня по инстанциям, однако, всяческие указы и постановления четко утверждали: на таких территориях ни строиться, ни сажать съедобные культуры, ни элементарно жить – нельзя. И ничего не поделаешь – Саныч вместе со своими соседями свернул работы, упаковал лопаты с граблями в багажник и за пару-тройку раз вывез обратно в город остатки своей загородной мечты.
Вот – новый поворот
Так прошло некоторое время, и однажды занесла его нелегкая шоферская судьба обратно в эти уже подзабытые им места. Саныч не выдержал, свернул с главной дороги на проселок, чтобы посмотреть да вспомнить, как хорошо тут все начиналось с дачами-неудачами, и опешил. Вот она, за поворотом, поляночка солнечная, вон роща зеленая, а озерка не видно. И потому именно, что напрочь закрывала ему обзор широкая и высокая жестяная ограда.
Саныч вышел из-за руля и подошел к воротам с охранником.
– Что стережешь, служивый? – спросил.
– Новостройку, – охотно ответил вооруженный винтовкой человек.
Видно, надоело ему одному время коротать, а тут собеседник объявился – все развлечение. Он оказался мужиком словоохотливым и достаточно информированным. Узнал от него Саныч, что уголок этот уютный прикупили некие состоятельные люди и собираются возле озерка ставить небольшой коттеджный поселок с десятком домов – проект уже привозили, примеряли к участку, делили сотки и даже банкет легкий устроили с шашлыками.
– А как же опасные захоронения промышленных отходов? – заволновался Саныч? И рассказал обо всем, что произошло здесь еще не так давно.
– Да знают они, – махнул рукой охранник. – Но все это неправдой оказалось. Никаких в этих местах захоронений нет и не было. И не будет, – авторитетно заявил он.
Шепотом поведал: слухи про зараженную землю специально распустили, с кем-то договорились, чтобы с этой роскошной территории вас без проблем выгнать. А захоронение совсем в другом месте есть, могу показать. Просто кто-то бумаги поменял да названия.
– Но мой вам совет, – поставил точку охранник, – не нужно вновь заниматься борьбой за эти сотки. Сейчас застройщики здесь работают законные, все документы в идеальном порядке. – Я об этом авторитетно заявляю, потому что моя жена в той конторе работает бухгалтером.
Саныч пожал охраннику руку и выкатился на шоссе. Отсюда озерко было хорошо видно. А возле него разглядел он штабеля со стройматериалами. Как раз на том месте, где намеревался поставить свою дачку. Покачал огорченно головой и домой поехал, подумав: да, вот уж точно – что с возу упало, то пропало.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Герой этой истории и его товарищи по несчастью стали жертвами хитроумных мошенников. Никто из новоиспеченных дачников не задумался о проверке продававшей участки компании на «юридическую чистоту». Никто ничего не узнал и о принадлежности территории, на которой располагались выставленные на продажу участки.
Возможно, беспечность дачников можно объяснить тем, что происходила эта история несколько лет назад, когда далеко не все были осведомлены о случаях изощренного мошенничества на рынке недвижимости. Так или иначе, но покупателям участков стоило проверить полномочия продавцов, собрать информацию о компании и оформлять договоры купли-продажи только в присутствии юристов.
В итоге дачники попались на удочку мошенников, даже не подумав о том, что их право собственности на землю должно было быть зарегистрировано надлежащим образом, а им на руки так и не выдали свидетельств о праве собственности. Судя по всему, не была надлежащим образом проверена и информация об особом статусе территории – якобы имеющемся на ней захоронении вредных отходов.
Согласно федеральному закону № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» подобное дачное объединение должно быть зарегистрировано. Если госрегистрация объединения дачников прошла, никаких нареканий по ходу дела не возникло – чем не повод дачникам задуматься о том, откуда взялся «особый статус» территории?
Покупателям остается оспаривать заключенные под влиянием обмана договоры купли-продажи участков и обращаться в милицию в надежде, что правоохранительные органы выйдут на след мошенников. К сожалению, поиски могут затянуться на годы, да и борьбу с новыми, более влиятельными хозяевами земли скромные обыватели наверняка проиграют.